Найти в Дзене
Конспекты юриста

Прокурорский надзор

Оглавление

1. Место и роль генеральной прокуратуры в системе государственных органов.

Генеральная прокуратура является высшим звеном системы органов прокуратуры, возглавляя и координируя деятельность всех нижестоящих прокуратур, обеспечивая единство и централизацию всей системы.

Место прокуратуры РФ в системе государственных органов определяется тем, что она правомерно принимает участие в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, но ни в одну из этих ветвей не входит:

· Генеральная прокуратура не наделена законотворческими функциями, структурно не подчинена Федеральному Собранию РФ и, следовательно, не принадлежит к системе органов законодательной власти. Однако назначение на должность и освобождение Генерального прокурора по представлению Президента РФ осуществляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

· Генеральная прокуратура не входит в структуру Правительства РФ.

· Генеральная прокуратура не является элементом судебной системы, не отправляет правосудие. Однако прокурор участвует в уголовном, гражданском, арбитражном судопроизводстве.

· Гененеральная прокуратура не включена в систему Администрации Президента РФ, не подчинена ей. Однако Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей.

Прокуратура РФ, обеспечивающая режим законности в стране, соблюдение прав, не является структурой органов государственной власти и в своей деятельности освобождена от влияния различных общественных объединений и политических партий. Она самостоятельно реализует государственную функцию обеспечения единства правового пространства РФ.

2. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде, структура обвинительной речи.

УПК РФ устанавливает обязательное участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве дел публичного и частнопубличного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

Государственный обвинитель – должностное лицо органов прокуратуры, поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.

Позиция прокурора в суде обусловлена необходимостью обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод личности, общества и государства.

В подготовительной части судебного заседания прокурор вправе заявить обоснованное ходатайство об отводе состава суда, о вызове новых свидетелей и т. д.

В начале судебного следствия государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение.

Прения сторон начинаются обвинительной речью прокурора. Содержание обвинительной речи включает в себя:

· вступление;

· характеристику общественной опасности совершенного деяния;

· изложение фактических обстоятельств дела;

· анализ исследованных доказательств;

· юридическую квалификацию преступления;

· характеристику личности подсудимого и оценку обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность;

· анализ причин совершения преступления и способствующих им условий;

· предложения о мере наказания, вынесении частного определения;

· заключение.

При аргументировании своей позиции государственному обвинителю может помочь так называемая ПОС – формула, состоящая из 3 элементов:

· П – позиция;

· О – обоснование;

· С – следствие, т. е. выводы.

После выступления в прениях сторон прокурор может выступить с репликой.

3. Принцип единства и централизации в организации прокуратуры РФ.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Принцип единства заключается в следующем: все виды прокуратур образуют единой государственный орган, призванный осуществлять от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Данный принцип означает общность целей и задач осуществления прокурорского надзора. Он выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Реализация принципа единства обусловлена единоличным разрешением прокурором вопросов и проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора, обязательным характером для нижестоящих прокуроров указаний вышестоящего прокурора.

Принцип централизации заключается в следующем: централизация системы прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Все прокуроры – руководители прокуратур назначаются на должность и освобождаются только генеральным прокурором РФ, они ему подчинены и подотчетны. Вышестоящие прокуроры несут ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненным прокурорам.

4. Надзор прокурора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлении.

Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов в принятии заявлений и сообщений о преступлениях и решения по ним принимались в 3-хдневный срок, а в исключительных случаях – в 10-идневный срок.

По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно из следующих решений:

· об отказе в возбуждении уголовного дела;

· о передаче полученного заявления по подследственности.

Надзор прокурора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявления и сообщений о преступлениях регулируется приказом Генеральной прокуратуры РФ № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» от 10.09.2007 г.

5. Структура Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. №2202-1-ФЗ в систему прокуратуры входят:

1. Генеральная прокуратура РФ.

2. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним:

· военные и другие специализированные прокуратуры;

· научные и образовательные организации;

· редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

1. Прокуратуры городов и районов.

2. Другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Система территориальных органов прокуратуры состоит из 3 звеньев:

1. Генеральная прокуратура РФ: осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры, осуществляет контроль за их работой. Генеральным прокурором издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно-распорядительные документы.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы. В структуру Генеральной прокуратуры РФ на правах одного из подразделений входит Главная военная прокуратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор.

Самостоятельными структурными подразделениями являются управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах, которые дислоцируются непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Управления, не подменяя других подразделений Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры субъектов РФ, обеспечивают организацию деятельности прокуратур субъектов РФ в округе и контроль в рамках предоставленной им компетенции и предметов ведения.

1. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры.

2. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры.

6. Полномочия Генерального прокурора РФ.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О прокуратуре» Генеральный прокурор РФ:

· руководит системой прокуратуры;

· издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;

· определяет штатную численность и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений;

· назначает и освобождает от должности ректоров, проректоров научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей;

· несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры и др.

7. Участие прокурора в стадии пересмотра приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

Участие прокурора в стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в гражданском судопроизводства:

Право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры.

Согласно ч. 3 ст. 377 ГПК РФ с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

· Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции;

· прокурор республики, края, области и т. д. – соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда и т. д.

В соответствии с ч. 1 ст. 386 ГПК РФ кассационные жалобы. Представления с делом рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном суде РФ не более чем 2 месяца со дня внесения судьей определения.

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного суда РФ с представлением о пересмотре указанных судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ и его заместителем.

Участие прокурора в стадии пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в уголовном судопроизводства:

Прокурор независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения или постановления в порядке надзора, если сочтет, что они незаконны, необоснованны.

Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением. Оно приносится в суд надзорной инстанции.

Надзорное представление предварительно рассматривается судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления. Со дня принятия предварительного решения надзорное представление рассматривается судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее 15 суток, а в Верховном суде РФ – не позднее 30 суток.

8. Участие прокурора в стадии исполнения приговора.

Исполнение приговора – стадия уголовного судопроизводства, в которой происходит реализация вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, а также разрешение судом вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе самого его исполнения.

Прокурор следит за:

· правильным и своевременным обращением приговора к исполнению;

· соблюдением сроков обращения к исполнению судебного решения;

· направлением распоряжения судьи тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение.

Прокурор вправе участвовать при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговоров, задавать вопросы участникам судебного заседания, заявлять ходатайства и высказывать свое мнение.

9. Сущность прокурорского надзора.

Прокурорский надзор – самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры, путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории РФ.

В соответствии со ст. 21 РФ ФЗ О прокуратуре РФ предметом надзора является:

· Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ. Органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимися в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

· Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием «законность», поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства.

10.Цели и задачи прокурорского надзора.

Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» цели деятельности прокуратуры таковы:

· обеспечение верховенства закона;

· обеспечение единства и укрепления законности;

· обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора условно можно разделить на 3 уровня:

1. Общие задачи: определены Конституцией РФ, закон о прокуратуре, другими законами:

· охрана закрепленного в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

· защита от всяких посягательств политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов;

· укрепление законности в отношении прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

1. Специальные задачи:

· осуществление прокурорского надзора в различных его отраслях;

· уголовное преследование;

· участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел;

· рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов.

· участие в правотворческой деятельности и др.

1. Частные задачи: решаются в ходе применения средств прокурорского надзора и выполнении прокурором определенного объема работы.

11.Функции прокуратуры.

Функции прокуратуры – основные направления деятельности прокуратуры.

В ст. 1 закона о прокуратуре содержится перечень функций прокуратуры. Одной из функций является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Закон о прокуратуре достаточно четко выделяет функцию прокуратуры – надзорную деятельность за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.

Иные функции в значительной мере регламентируются иными федеральными законами. В частности, функции прокурора в уголовном судопроизводстве определяются уголовно-процессуальным законом в виде уголовного преследования и участия в рассмотрении уголовного дела, а также участия в обеспечении процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Обязательным признаком функций является их возложение на прокуратуру только законом. В силу данного обстоятельства перечень функций исчерпывающий.

Функции прокуратуры подлежат реализации в полном объеме и единовременно. Выборочный подход к выполнению функций недопустим.

Конкретным функциям соответствует свой определенный набор полномочий прокурора.

12.Основные направления (отрасли) прокурорского надзора, участие и направление деятельности прокуратуры.

Отрасль прокурорского надзора – относительно самостоятельная его часть, характеризующаяся специфическим предметом и полномочиями прокурора. В литературе принято выделять 5 отраслей прокурорского надзора, в которых имеется свой предмет надзора, а деятельность прокуроров характеризуется совокупностью полномочий, позволяющих эффективно выполнять свои обязанности по выявлению и устранению нарушений закона:

1. Наиболее объемной отраслью прокурорского надзора выступает надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти. Представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, а также в соответствии законам издаваемых ими правовых актов.

Объектами данной отрасли являются:

· федеральные министерства;

· государственные комитеты;

· государственные службы;

· иные федеральные органы исполнительной власти;

· представительные органы государственной власти субъектов РФ;

· исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

· органы МСУ;

· органы военного управления;

· органы контроля;

· должностные лица перечисленных органов;

· органы управления коммерческих и некоммерческих организаций;

· руководители коммерческих и некоммерческих организаций;

1. Второй отраслью определяется надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В предмет данной отрасли входит исполнение законодательных актов, регулирующих права и свободы человека и гражданина.

2. Самостоятельной отраслью является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется на основании ст. 21 закона об оперативно-розыскной деятельности Генеральным прокурором РФ и уполномоченные им прокурорами.

1. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу – также самостоятельная отрасль прокурорского надзора.

13.Понятие и содержание принципов организации и деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры:

· Принцип единства: прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Все виды прокуратур в РФ образуют единый государственный орган, призванный осуществлять от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и иных законов. Принцип единства означает общность целей и задач осуществления прокурорского надзора в стране. Он выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.

· Принцип централизации: централизация системы прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору. Все прокуроры- руководители прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности только генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны.

· Принцип законности: закреплен в Конституции РФ. Законность составляет предмет прокурорского надзора, ибо на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность прокуратуры.

· Принцип независимости: органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов МСУ, общественных объединений и в строгом соответствии с действующим на территории РФ законами.

· Принцип гласности: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ об охране прав и свобод гражданин, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы МСУ и населения о состоянии законности.

14.История создания и развития прокуратуры в России.

Создание и становление прокуратуры в РФ связано с изданием 3 указов Петра I. В 1-ом указе от 12.01.1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской империи. Прокуратура учреждалась с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.

2-й указ был издан менее чем через неделю вслед за 1-м – 18.01.1722 г. Им учреждались должности прокуроров в надворных судах (надворные суды выступали в качестве инстанции для рассмотрения уголовных и гражданских дел и располагались в провинциях).

3-й указ от 27.04.1722 г. содержал развернутую характеристику основополагающих вопросов организации и деятельности прокуратуры, развивая и значительно пополняя сформулированные в предыдущих актах положения о прокуратуре.

Последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоанновны, прокуратура практически бездействовала. В своих прежних прерогативах она была восстановлена лишь в период царствования Елизаветы Петровны. Прокуратуре был передан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.

В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор.

Значительно были сокращены штат органов прокуратуры и существенно ослаблен прокурорский надзор при Павле I, одержимым идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать».

В начале ХIХ в. в период царствования Александра I с созданием в 1802 г. Министерства юстиции министр юстиции одновременно стал занимать должность генерал-прокурора, а губернии прокуратуры стали входить в состав органов юстиции на местах.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II.

В 1862 г. Государственный совет принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялись государственное назначение прокурорского надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров.

С принятием судебных уставов 1864 г. прокуратура из органа надзорного типа трансформирована в основном в орган уголовного преследования.

В период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебных репрессий в отношении революционно настроенных масс. Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с генерал-прокурором, работавшая в течение 6 лет над проектом по усилению прокурорского надзора и превращению прокуратуры в сугубо карательный орган.

Карательная сторона деятельности прокуроров и органов юстиции особенно отчетливо проявилась в 1905 г. и последующий период революционных выступлений масс.

Усилению централизации и единства прокурорского надзора способствовали положению Конституции РФ от 1977 г.

Поворотным пунктом в истории органов прокуратуры в связи с распадом СССР стало проведение в жизнь постановления Верховного Совета РСФСР от 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР».

С момента ликвидации прокуратуры СССР как центрального органа прокурорской системы на территории суверенных государств перестал действовать закон СССР «О прокуратуре СССР» от 1979 г. Верховный Совет РФ от 1992 г. принимает закон РФ « О прокуратуре РФ».

15.Понятие и содержание тактики прокурорского надзора.

Тактика прокурорского надзора – определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки в целях достижения наилучших конечных результатов.

Тактика определяет общую, но наиболее целесообразную линию поведения деятельности прокурора применительно к конкретной обстановке. Она меняется в зависимости от состояния законности и т. д.

Составными частями тактики прокурорского надзора за исполнением законов являются:

· Тактика проверки – определения прокурором наиболее рациональных приемов ее проведения с учетом конкретной обстановки в целях достижения наилучшего результата.

· Тактика реагирования на нарушения законов – применение прокурором в каждом конкретном случае таких правовых средств, которые позволяют достигать лучшего конечного результата. Выбор тактики реагирования зависит от общественной опасности совершенных правонарушений.

16.Понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

Прокурорский надзор за исполнением законов – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и должностных лиц, организаций и учреждений.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор с тем, чтобы законы точно и единообразно соблюдались и исполнялись всеми органами, должностными лицами и организациями и чтобы правовые акты, издаваемые органами и должностными лицами, соответствовали Конституции РФ и иным законам.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ». В нем выделены 2 самостоятельных элемента:

· Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти и т. д. соблюдение Конституции РФ предполагает, что нормы Конституции РФ должны соблюдаться всеми поднадзорными объектами, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований.

· Исполнение законов, действующих на территории РФ, предполагает, что предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правового уровня.

· Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Соответствие законами правовых актов, издаваемых органам и должностным лицам – одна из форм исполнения законов. Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Соответствие правовых актов законам означает, что они должны издаваться на основании Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, и не противоречить им.

17.Полномочия прокуроров по выявлению и устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в ч. 1 ст. 223 закона о прокуратуре, которая указывает, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

· По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещение поднадзорных объектов. На прокурора не распространяются правила пропускного режима.

· Иметь доступ к документам и материалам, относящихся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение.

· Требовать от руководителей и должностных лиц объекта надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений.

· Вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Полномочия по устранению выявленных правонарушений – система правовых средств, реализуемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления законности, устранения последствий:

· по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении;

· по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства выносит постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

· предостерегает о недопустимости нарушения закона;

· освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, на основании решений несудебных органов.

18.Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним.

Акты прокурорского надзора – индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными, конкретными фактами (нарушениям законов):

1. Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектом надзора; выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Правом применения протеста наделены прокурор и его заместители. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста. Применение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-идневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

1. Представление прокурора об устранении нарушений закона означает право и обязанность прокурора или его заместителям требовать устранения выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектам надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

1. Постановление. при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о направлении соответствующих материалов в уполномоченный орган. Правом применения протеста наделены прокурор и его заместители.

2. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Имеет целенаправленный и профилактический характер и применяется в случае, когда прокурор в процессе осуществлении общего надзора получает сведения о том, что должностные лица объекта надзора готовятся совершить противоправное деяние. Применение предостережения – исключительная компетенция прокурора и его заместителей. Предостережение оформляется письменно и объявляется лицу под расписку непосредственно в прокуратуре.

19.Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов.

Прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов – отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Понятие предмета надзора за исполнением законов дано в ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ». В нем выделены 2 самостоятельных элемента:

· Соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти и т. д. Соблюдение Конституции РФ предполагает, что нормы Конституции РФ должны соблюдаться всеми поднадзорными объектами, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований. Исполнение законов, действующих на территории РФ, предполагает, что предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правового уровня.

· Соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Соответствие законами правовых актов, издаваемых органам и должностным лицам – одна из форм исполнения законов. Под правовыми актами в данном случае следует понимать акты, порождающие, изменяющие или прекращающие определенные правоотношения. Соответствие правовых актов законам означает, что они должны издаваться на основании Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, и не противоречить им.

Задачи:

· принятие мер по предупреждению нарушений закона;

· принятие мер по выявлению и устранению нарушений закона;

· установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;

· установление лиц, допустивших нарушения закона;

· принятие мер по привлечению виновных к установленной законом ответственности.

20.Понятие и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – самостоятельная отрасль прокурорского надзора, охватывает весь комплекс прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ.

Защите подлежат закрепленные в Конституции РФ личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина исключает любое ограничение прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В сферу прокурорского надзора входит соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина РФ, граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

21.Сущность, предмет, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Ст. 1 закона об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) определяет, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то настоящим ФЗ, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Сущностью прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определяется обязанностью прокурора в этой сфере осуществлять надзор за соблюдением положений закона, регламентирующих ОРД, а в случае выявления нарушений – принимать меры в пределах своей компетенции по устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов иных субъектов правоотношений в области ОРД.

Предметом рассматриваемого направления прокурорского надзора является: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД,

22.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Уполномоченные прокуроры вправе требовать от руководителей органов. Осуществляющих ОРД, представления документов, в которых фиксируются действия оперативно-розыскного характера.

Основной формой работы прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, являются проверки. В ходе проверок оцениваются соответствие исполнением закона ведомственных приказов и указаний, законность решений, принимаемых руководителем оперативно-розыскного подразделения по конкретным материалам.
В целях устранения и предупреждения нарушений закона прокуроры вправе требовать от органов, осуществляющих ОРД, устранение нарушений федерального законодательства, допущенных при производстве оперативно-розыскных мероприятий.

Исполнение должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является обязательным.

23.Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Предметом надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия является законность деятельности органов предварительного расследования на стадиях досудебного производства, т. е. с момента поступления сообщений о преступлении в органы, уполномоченные на проверку такого сообщения и принятия по ее результатам решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении сообщения по подследственности или подсудности, до принятия прокурором окончательного решения.

Предметом надзора определяются и задачи, которые заключаются в том, чтобы:

· преступления не остались нераскрытыми;

· лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;

· никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности и незаконному ограничению прав;

· соблюдалась установленная законом процессуальная форма возбуждения уголовного дела и расследования преступления.

Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства дознания и предварительного следствия, осуществляемой на основе представленных прокурору законом полномочиями.

24.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Ст. 29 закона о прокуратуре определяет, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются УПК РФ.

Основной нормой, определяющей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, является ст. 37 УПК РФ, согласно которой в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

· проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

· выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

· требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

· давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

· отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

· изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

· утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.