23,8K подписчиков

Тени и свет: Краткая история немецкого киноэкспрессионизма

121 прочитал

Рожденный вопреки обстоятельствам и утративший львиную долю своего наследия, немецкий киноэкспрессионизм оказал существенное влияние на развитие мирового кинематографа, создал новые жанры и даже спустя сто лет не перестал интересовать любителей кино и вдохновлять режиссеров. В своей статье мы попытались максимально лаконично и доступно рассказать о том, что представляет собой это направление, возникшее в кризисные годы Веймарской республики и получившее развитие в «золотые двадцатые».

Контекст 

В самом начале 20 века флагманами европейского кинематографа были Италия и Франция. Но мировая война и ее последствия изменили расстановку сил, став катализаторами развития кино в Германии и создав практически идеальные условия для возникновения совершенно нового направления, известного как немецкий экспрессионизм.

На первый взгляд, это может показаться довольно странным. Поражение в войне и унизительные условия Версальского договора поставили страну на колени. Экономика пребывала в разрухе, а общество — в глубокой депрессии. Но именно эти обстоятельства не только воскресили немецкое кинопроизводство, но и помогли ему подняться на совершенно новый уровень. И подобный парадокс очень легко объяснить. 

В годы Веймарской республики потрепанные судьбой жители Германии как никогда нуждались в доступных и дешевых развлечениях. Поэтому главными явлениями в культурной жизни страны стали кабаре и кино, отодвинувшие на второй план классическую музыку и театр. А спрос, как известно, спрос рождает предложение.

Особенности

Немецким кинематографистам приходилось работать в условиях, далеких от идеальных. По понятным причинам они не могли рассчитывать на дорогие декорации и роскошные костюмы, которые использовали в своих фильмах голливудские режиссеры, и поэтому были вынуждены изобрести новый киноязык. Его главными особенностями стали игра на контрасте света и тени, искажение пропорций в кадре и ритмичность повествования

Другими особенностями немецкого экспрессионизма стали обращение к нетривиальным (часто мистическим) сюжетам, а также исследование таких мрачных тем как социальный и экономически кризис, падение нравственности и рост преступности. Поэтому можно с уверенностью сказать, что немецкие режиссеры стояли у истоков жанров готический хоррор и фильм-нуар, получивших развитие в других европейских странах и Голливуде.

Главными представителями немецкого киноэкспрессионизма были Фриц Ланг, Пауль Вегенер, Роберт Вине, Пауль Лени и Фридрих Вильгельм Мурнау. Вот их самые известные фильмы:

Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920)

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»
Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Можно сказать, что этот фильм Роберта Вине стал отправной точкой в становлении немецкого киноэкспрессионизма. Мистический сюжет с элементами криминального триллера, амбициозная попытка исследовать измененное сознание главного героя, гипертрофированная контрастность света и тени, искаженные пропорции, мрачная атмосфера и впечатляющий финальный твист — все это сделало «Кабинет доктора Калигари» эталонным образцом немецкого кинематографа 1920-х годов.

Голем, как он пришел в мир / Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)

Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»
Кадр из фильма «Голем, как он пришел в мир»

Единственный сохранившийся из трех фильмов Пауля Вегенера, в которых он обращался к еврейской легенде о Големе. Этот безусловный шедевр немецкого киноэкспрессионизма представляет собой как следует приправленную мистикой притчу о власти и насилии, действие которой разворачивается в Праге в 16 веке. Роль глиняного монстра сыграл сам Пауль Вегенер, а впечатляющие декорации, ставшие одной из главных фишек фильма, создал архитектор Ганс Пельциг.

Носферату, симфония ужаса / Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens (1922)

Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»
Кадр из фильма «Носферату, симфония ужаса»

Один из самых известных образцов немецкого киноэкспрессионизма, представляющий собой «неофициальную» экранизацию романа Брэма Стокера «Дракула». Выйдя на экраны в 1922 году, фильм Фридриха Мурнау не впечатлил современников. А Теодор Хафф, один из самых авторитетных кинокритиков первой половины 20 века, назвал его топорным и слишком «тевтонским». Однако следующие поколения зрителей смогли оценить «Носферату» по достоинству. Со временем готический хоррор Мурнау обрел целую армию поклонников и стал источником вдохновения для многих режиссеров.

Руки Орлака / Orlacs Hände (1924)

Кадр из фильма «Руки Орлака»
Кадр из фильма «Руки Орлака»

Еще один фильм Роберта Вине, не упомянуть о котором было бы преступно. «Руки Орлака» — невероятно мрачная картина, снятая по одноименному роману французского писателя Мориса Ренара. Это история о лишившимся рук пианисте, которому пересадили руки казненного на гильотине преступника. Пожалуй, можно сказать, что Роберт Вине создал один из первых боди-хорроров в истории кино.

Кабинет восковых фигур / Das Wachsfigurenkabinett (1924)

Кадр из фильма «Кабинет восковых фигур»
Кадр из фильма «Кабинет восковых фигур»

Фильм-антология Пауля Лени, состоящая из трех новелл. Их героями стали серийный убийца Джек-потрошитель, русский царь Иван Грозный и арабский халиф Гарун аль-Рашид. До прихода в кино Пауль Лени был художником-авангардистом, учился в Берлинской академии изящных искусств и какое-то время создавал декорации для театров. Этот бэкграунд помог ему оформить каждую историю в совершенно уникальном стиле, соответствующем персонажу, о котором она рассказывает.

Метрополис / Metropolis (1927)

Кадр из фильма «Метрополис»
Кадр из фильма «Метрополис»

Эта «марксистская» футуристическая антиутопия Фрица Ланга, созданная на закате эпохи немецкого киноэкспрессионизма, по праву считается одной из его главных жемчужин. Фильм, в котором исследуется тема социальной несправедливости, стал самым амбициозным и дорогим проектом своего времени, а также предтечей жанра научной фантастики в кино. Выйдя на экраны, «Метрополис» получил восторженные отзывы критиков, но не окупился в прокате.

Все эти и многие другие фильмы, созданные представителями немецкого киноэкспрессионизма в 1920-е годы, оказали значительное влияние на развитие мирового кинематографа и стали важной частью его истории. Но они не превратились в «музейные экспонаты», а остались живыми произведениями искусства, сохранившими актуальность и до сих пор способными производить впечатление на зрителя. 

Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!