Рожденный вопреки обстоятельствам и утративший львиную долю своего наследия, немецкий киноэкспрессионизм оказал существенное влияние на развитие мирового кинематографа, создал новые жанры и даже спустя сто лет не перестал интересовать любителей кино и вдохновлять режиссеров. В своей статье мы попытались максимально лаконично и доступно рассказать о том, что представляет собой это направление, возникшее в кризисные годы Веймарской республики и получившее развитие в «золотые двадцатые».
Контекст
В самом начале 20 века флагманами европейского кинематографа были Италия и Франция. Но мировая война и ее последствия изменили расстановку сил, став катализаторами развития кино в Германии и создав практически идеальные условия для возникновения совершенно нового направления, известного как немецкий экспрессионизм.
На первый взгляд, это может показаться довольно странным. Поражение в войне и унизительные условия Версальского договора поставили страну на колени. Экономика пребывала в разрухе, а общество — в глубокой депрессии. Но именно эти обстоятельства не только воскресили немецкое кинопроизводство, но и помогли ему подняться на совершенно новый уровень. И подобный парадокс очень легко объяснить.
В годы Веймарской республики потрепанные судьбой жители Германии как никогда нуждались в доступных и дешевых развлечениях. Поэтому главными явлениями в культурной жизни страны стали кабаре и кино, отодвинувшие на второй план классическую музыку и театр. А спрос, как известно, спрос рождает предложение.
Особенности
Немецким кинематографистам приходилось работать в условиях, далеких от идеальных. По понятным причинам они не могли рассчитывать на дорогие декорации и роскошные костюмы, которые использовали в своих фильмах голливудские режиссеры, и поэтому были вынуждены изобрести новый киноязык. Его главными особенностями стали игра на контрасте света и тени, искажение пропорций в кадре и ритмичность повествования.
Другими особенностями немецкого экспрессионизма стали обращение к нетривиальным (часто мистическим) сюжетам, а также исследование таких мрачных тем как социальный и экономически кризис, падение нравственности и рост преступности. Поэтому можно с уверенностью сказать, что немецкие режиссеры стояли у истоков жанров готический хоррор и фильм-нуар, получивших развитие в других европейских странах и Голливуде.
Главными представителями немецкого киноэкспрессионизма были Фриц Ланг, Пауль Вегенер, Роберт Вине, Пауль Лени и Фридрих Вильгельм Мурнау. Вот их самые известные фильмы:
Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920)
Можно сказать, что этот фильм Роберта Вине стал отправной точкой в становлении немецкого киноэкспрессионизма. Мистический сюжет с элементами криминального триллера, амбициозная попытка исследовать измененное сознание главного героя, гипертрофированная контрастность света и тени, искаженные пропорции, мрачная атмосфера и впечатляющий финальный твист — все это сделало «Кабинет доктора Калигари» эталонным образцом немецкого кинематографа 1920-х годов.
Голем, как он пришел в мир / Der Golem, wie er in die Welt kam (1920)
Единственный сохранившийся из трех фильмов Пауля Вегенера, в которых он обращался к еврейской легенде о Големе. Этот безусловный шедевр немецкого киноэкспрессионизма представляет собой как следует приправленную мистикой притчу о власти и насилии, действие которой разворачивается в Праге в 16 веке. Роль глиняного монстра сыграл сам Пауль Вегенер, а впечатляющие декорации, ставшие одной из главных фишек фильма, создал архитектор Ганс Пельциг.
Носферату, симфония ужаса / Nosferatu – Eine Symphonie des Grauens (1922)
Один из самых известных образцов немецкого киноэкспрессионизма, представляющий собой «неофициальную» экранизацию романа Брэма Стокера «Дракула». Выйдя на экраны в 1922 году, фильм Фридриха Мурнау не впечатлил современников. А Теодор Хафф, один из самых авторитетных кинокритиков первой половины 20 века, назвал его топорным и слишком «тевтонским». Однако следующие поколения зрителей смогли оценить «Носферату» по достоинству. Со временем готический хоррор Мурнау обрел целую армию поклонников и стал источником вдохновения для многих режиссеров.
Руки Орлака / Orlacs Hände (1924)
Еще один фильм Роберта Вине, не упомянуть о котором было бы преступно. «Руки Орлака» — невероятно мрачная картина, снятая по одноименному роману французского писателя Мориса Ренара. Это история о лишившимся рук пианисте, которому пересадили руки казненного на гильотине преступника. Пожалуй, можно сказать, что Роберт Вине создал один из первых боди-хорроров в истории кино.
Кабинет восковых фигур / Das Wachsfigurenkabinett (1924)
Фильм-антология Пауля Лени, состоящая из трех новелл. Их героями стали серийный убийца Джек-потрошитель, русский царь Иван Грозный и арабский халиф Гарун аль-Рашид. До прихода в кино Пауль Лени был художником-авангардистом, учился в Берлинской академии изящных искусств и какое-то время создавал декорации для театров. Этот бэкграунд помог ему оформить каждую историю в совершенно уникальном стиле, соответствующем персонажу, о котором она рассказывает.
Метрополис / Metropolis (1927)
Эта «марксистская» футуристическая антиутопия Фрица Ланга, созданная на закате эпохи немецкого киноэкспрессионизма, по праву считается одной из его главных жемчужин. Фильм, в котором исследуется тема социальной несправедливости, стал самым амбициозным и дорогим проектом своего времени, а также предтечей жанра научной фантастики в кино. Выйдя на экраны, «Метрополис» получил восторженные отзывы критиков, но не окупился в прокате.
Все эти и многие другие фильмы, созданные представителями немецкого киноэкспрессионизма в 1920-е годы, оказали значительное влияние на развитие мирового кинематографа и стали важной частью его истории. Но они не превратились в «музейные экспонаты», а остались живыми произведениями искусства, сохранившими актуальность и до сих пор способными производить впечатление на зрителя.
Ставьте лайк, если было интересно. Приятного просмотра!