Ребенок портит обои. Что делать?

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Если ребенок испортил обои, то это еще полбеды! Но если он разрисовал паспорт мамы… Это уже серьезно!

Мы можем упорно объяснять наши детям, что так делать нельзя, что мама расстроена, у нее будут большие проблемы, но дети этого не поймут. У маленьких детей свой мир, который они создают сами!

И бесполезно спрашивать ребенка: «Почему ты это сделал?» или «Это ты мне нарочно?»… А тем более кричать и плакать, формируя у детей чувство вины, ведь они нас любят. Или вообще отбить у ребенка всякое желание творить, что тоже очень опасно для детской психики.

Нужно создавать условия! И это возможно!

Пространство листа – пространство мира.

Когда ребенок рисует, то он создает свой неповторимый, ни на кого не похожий мир.

Мы можем встретить там удивительных животных, людей или диковинные растения. Иногда пространство, созданное нашими детьми на листе бумаги, удивляет, иногда пугает, но то, что мы видим, очень ценно для нас в понимании того, чем живет наш ребенок, какие мысли у него возникают, какие чувства он переживает.

Источник: личный архив автора
Источник: личный архив автора

Вот маленькая девочка 4 лет нарисовала дупло и в нем маленькую пчелку, которую назвала своим именем.

- Почему ты нарисовала ее в дупле?

- Потому что там безопасно.

- А чего боится маленькая пчелка?

- Больших шмелей и других пчел. А еще с ней никто не дружит.

Примерно так работает арт-терапевт с ребенком. Через образы и рисунок он проводит диагностику существующих сложностей во взаимодействии ребенка с миром, а затем, ненавязчиво предлагает попробовать создать другой мир, в котором пчелка может найти себе друзей. Также могут делать и родители…

На листе ребенок создает мир.

Кто это, спрашиваю я у Саши:

-Это Человек-Лев!».

-А где он живет?

- Как ты не понимаешь? В королевстве! Он же Лев!

- И как он там поживает?

- Он не поживает, а правит!

- А что это у него в руке? Книга?

- Нет! Разве ты не узнаешь? Это мобильный телефон!

Наши дети растут, и все чаще мы слышим, даже от самых маленьких: Это несовременно!

Дети чутко, интуитивно прокладывают свой путь в мире, встраивая себя в пространство нового мира, мира своих ощущений, первых открытий, складывающихся из удач и неудач.

И если мы спросим маленького художника: А где на рисунке ты? Он обязательно скажет, что он в домике, или под кустиком, или в образе какого-то животного, птички или сказочного героя. Потому что это его мир!

Инфографика Родительского Университета МГПУ
Инфографика Родительского Университета МГПУ

«Мне не хватило листа, но он есть на рисунке»

Границы мира ребенка выходят за пространство листа. У ребенка пока нет знаний о композиции и целостности рисунка, поэтому очень важно говорить с детьми о том, что они нарисовали и тогда вы увидите, как легко ребенок рассказывает о том, что находится за пределами листа. Иногда дети хватаются за карандаш и начинают дорисовывать, так как им очень важно, чтобы взрослые поняли их замысел, их мир.

И здесь очень важно такое понятие как доверие. Ребенок должен вам доверять. Знать, что никто не станет над ним подшучивать, смеяться и осуждать. Интерес – вот чего ждут маленькие художники. Интерес плюс признание. А разве мы, взрослые, этого не ждем?

Интерпретации и диагностический потенциал

Детское творчество очень диагностично. Дело в том, что дети не всегда сами понимают, что с ними происходит. Не всегда могут найти правильные слова. Не всегда готовы делиться. Родители при этом волнуются.

При этом, особенно лет до 10, творчество детей расскажет об их состоянии гораздо больше, чем слова. Умение интерпретировать детские рисунки может предотвратить беду или даст возможность выбрать направление в развитии их детей. Нужно только уметь спрашивать и слышать.

Продолжить эту тему?

О чем бы вам хотелось узнать? У нас очень много материала на эту тему, и только что прошёл курс “Детский рисунок: что необходимо знать родителям”. Готовим методические материалы.

Задавайте вопросы, на них ответит Лариса Ножичкина, детский психолог, арт-терапевт, медиатор, педагог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, старший преподаватель кафедры ПТНО ИНО МГПУ.

Подпишитесь на канал, пожалуйста, чтобы не пропустить новости.