Найти тему
188 подписчиков

Ноу-хау в развитии бизнеса и/или как защитить секреты производства

В каждой компании существуют один или несколько ноу-хау (секрет производства), которые представляют собой реальную или потенциальную коммерческую ценность и являются интеллектуальной собственностью компании. Поэтому владельцы ноу-хау стараются принимать все меры для соблюдения конфиденциальности вплоть до введения режима коммерческой тайны.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Регистрации в Роспатенте ноу-хау не подлежит, поскольку в большей степени является приобретенным опытом компании, который со временем превращается в методические указания или инструкцию, содержащую определённый набор информационных подходов, включая формулы, методы, схемы и т.д. То есть, ноу-хау – это комплекс различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), которые ещё не стали известны третьим лицам.

Обеспечить контроль конфиденциальности секретной информации сложно, но возможно. Для этого следует ограничить свободный доступ третьих лиц, разработав процедуру хранения секретов производства и правила доступа к ним. Можно издать и утвердить документы, регламентирующие порядок доступа к секретной информации и стать Владельцем исключительного права, действие которого сохраняется до тех пор, пока секрет производства не будет раскрыт для сторонних лиц.

То есть, правовая охрана ноу-хау выражается в том, что секрет производства признается законодательством самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, а Владельцу принадлежит исключительное право его использования любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1466 ГК РФ). В случае нарушения его прав, Владелец ноу-хау имеет возможность защищать их всеми допустимыми, с точки зрения закона, средствами. Однако в том случае, если представитель какой-либо компании добросовестно и независимо от других Владельцев ноу-хау стало обладателем сведений, которые получило в силу своих знаний и опыта, то такое лицо приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 ГК РФ). То есть у секрета производства может быть несколько независимых обладателей, которые также могут использовать его в коммерческих целях.

Коммерческая ценность ноу-хау заключается в том, что секрет производства может использоваться для достижения конкурентоспособности компании на рынке товаров или услуг, что приносит коммерческую выгоду, а значит, может быть предметом купли-продажи.

Так, Владелец ноу-хау может передать исключительное право на секрет производства в полном объеме другому лицу по договору об отчуждении. При этом новый обладатель секрета производства может распоряжаться им по своему усмотрению. Договор должен быть возмездным, а сумма вознаграждения и порядок оплаты прописываются в соглашении, в котором также указано, что бывший владелец обязан сохранять конфиденциальность секрета производства, а в случае его разглашения в отношении нарушителя предусмотрены санкции.

Договор об отчуждении исключительного права на ноу-хау отличается от лицензионного договора тем, что в его рамках передача исключительного права третьим лицам осуществляется в полном объеме, тогда как при заключении лицензионного договора правообладатель (лицензиар) сохраняет исключительное право на ноу-хау за собой и передает право пользователю (лицензиату) на время.

Лицензионный договор может быть простым и исключительным.

Согласно простому или неисключительному лицензионному договору право использования секрета производства его владельцем на этой же территории сохраняется. Кроме того, владелец ноу-хау может выдавать лицензию и другим лицензиатам.

При заключении исключительного лицензионного договора новый владелец (лицензиат) получает исключительное право на использование ноу-хау в своем бизнесе, но при этом он не становится его владельцем, а лицензиар не имеет права заключать договор лицензии с третьими лицами на этот же секрет производства.

При заключении лицензионного договора лицензиату передаются документы, составляющие предмет ноу-хау, а также в договоре:

- описывается секрет производства, который передается по соглашению;

- указывается где и как используется ноу-хау:

- обозначается территория (в соглашении должно быть указано географическое использование ноу-хау и обозначен регион, где Лицензиат будет использовать секрет производства, а в случае отсутствия этих данных соглашение действует на территории страны, где заключается договор);

- определяется порядок и формы расчета за выполненные обязательства (разовые или регулярные платежи), а также устанавливается их сумма;

- прописываются гарантии и ответственность сторон за нарушение условий договора (если одна из сторон не соблюдает условия договора, то его можно расторгнуть в одностороннем порядке).

В случае незаконного использования ноу-хау третьими лицами его Владелец может добиваться через суд выплаты компенсации. Однако, если им сведения о ноу-хау стали известны на законном основании, то их использование не считается нарушением.

Более подробную информацию об обеспечении контроля конфиденциальности секретов производства можно получить у сотрудников Патентного Бюро «Эрфис».