Ноты, а как они появились???

403 прочитали

Нотная грамота появилась  не сразу. Сначала музыку пели и играли по памяти, передавая из уст в уста и из рук в руки. Но со временем все искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой ее сочинили.

Фото как пример записи
Фото как пример записи

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма. На Руси была собственная  система «крюков» или «знамен». Но к сожалению эти способы только показывали направление мелодии, а не ее саму.

Нотная система, которую мы с Вами знаем, была придумана в начале 11 века итальянским монахом, музыкантом и учителем Гвидо д’ Ареццо. Он нарисовал линии, на которых располагались ноты. И теперь появилась возможность «читать музыку».

Гвидо д’Ареццо
Гвидо д’Ареццо

Он отмечал звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты были квадратные(а не круглые как сейчас) и располагались на четырех линиях вместо пяти как это сейчас,но сам принцип,записи остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Всего нотн семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну:

  • Ut-Ut
  • Re –Resonare
  • Mi – Mira
  • Fa – Famuli
  • Sol – Solve
  • La – Labii
Фото нот Гвидо д’Ареццо
Фото нот Гвидо д’Ареццо

Это кстати ответ на часто задаваемый вопрос-почему так называются ноты.

Первую ноту(слог Ut) было крайне не удобно петь и в 16 веке слог Ut заменили на привычный нам «do». Вот мы и получили до, ре, ми, фа, соль, ля,си. Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. Занимался с ними тем, что современных музыкальных школах называют сольфеджио. И все вроде бы хорошо,но! в этой системе ни как не отображался ритм(не было указания,точной длительности звука) а это важнейшая «деталь» музыки.

А тем временем музыка становится все сложнее и мы с Вами двигаемся дальше. 

Сейчас эти длительности называются не так.
Сейчас эти длительности называются не так.

В XIII веке теоретик музыки Франко Кёльнский придумывает четыре основные музыкальные длительности, каждая из которых была вдвое или втрое короче предыдущей. Они назывались «максима» (самая большая), «лонга» (длинная), «бревис» (короткая) и «семибревис» (полукороткая) и обозначались чёрными ромбами и прямоугольниками разной формы.

А в  XIV веке теоретик Филипп де Витри дополнил эту систему, введя в нее еще 4 более короткие длительности: «миниму», «семиминиму», «фузу» и «семифузу». 

Фото «старинных» нот
Фото «старинных» нот

Далее музыка развивалась, появляется светская и уже в  XVII—XVIII веках ноты из квадратных стали округлыми и система записи принимает современный, привычный нам вид. Но поставить точку на развитии нельзя. И по нынешний день идет развитие нотной записи. Ноты обрастают вокруг поправками, дополнениями, словами и т.д. Ни чего не может стоять на месте, все развивается.

Как сейчас выглядят и называются «современные» ноты, как научиться их «вычислять» по времени, можете прочитать вот в этой моей статье.

не забывайте ставить 👍 и подписываться🔥

Нотная грамота появилась  не сразу. Сначала музыку пели и играли по памяти, передавая из уст в уста и из рук в руки.-6