440 подписчиков

Церковная жизнь в годы правления Ивана III.

409 прочитали

Тема №60.

Иван III был искренне верующим православным христианином и противником католизации России. Очень важной частью внутренней политики Ивана III были его отношения с церковью. К церковным вопросам он относился очень серьёзно. Но, как любой глава государства, Иван III хотел видеть в церкви не соперника своей власти, а помощника в деятельности по объединению страны и централизации государства.

Однако церковная жизнь в годы правления Ивана III была полна конфликтов и внутрицерковной борьбы.

На внутрицерковную борьбу оказывали влияние как противоречия внутри великокняжеской семьи, так и важные внешние факторы.

Основными церковными событиями в годы правления Ивана III были:

- появление двух церковно-политических течений «иосифлян» и «нестяжателей»,

- появление, развитие и разгром так называемой «ереси жидовствующих».

Помимо этого, большие проблемы в жизнь церкви вносила подписанная в 1439 году Флорентийская уния и попытки католической церкви принудить русскую православную церковь к её признанию.

Религиозные взгляды самого Ивана III менялись с течением времени.

Последователи крупного религиозного деятеля и основателя скитского жительства Нила Сорского, получившие название «нестяжателей», выступали за отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. Нил Сорский не был сторонником уничтожения монастырского общежития и полного лишения монашеской братии общих имуществ, в том числе и земельных владений. В монашеской жизни он призывал довольствоваться лишь необходимым для пропитания и устройства элементарного быта. Иван III поддерживал «нестяжателей». Церковь к середине XV века была самым богатым землевладельцем. Ей принадлежали сотни тысяч десятин земли вместе с живущими на ней крестьянами. А Ивану III, создававшему новую армию, необходима была земля для «оплаты» службы дворянского ополчения. Поэтому он был сторонником «секуляризации» церковных земель, за которую выступали нестяжатели.

Тема №60. Иван III был искренне верующим православным христианином и противником католизации России.  Очень важной частью внутренней политики Ивана III были его отношения с церковью.-2

Их оппоненты, получившие название «иосифлян» (по имени игумена Иосифо-Волоколамский монастыря Иосифа Волоцкого), напротив отстаивали право церкви на богатство и земли. Они объясняли, что богатство церкви необходимо для украшения храмов и содержания паломников. В тоже время, иосифляне выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности. Эта строгость уставов нравилась Ивану III.

29 июня (7 июля) 1473 года, по смерти митрополита Филиппа I (1464-1473гг.), митрополитом Московским и всея Руси стал епископ коломенский Геронтий (1473-1489 гг.). Отношения Ивана III и строптивого митрополита Геронтия были сложными. Между ними часто возникали конфликты и споры.

В 1478 году Иван III выступил против, поддержанного Геронтием, перехода Кирилло-Белозерского монастыря из подчинения ростовского епископа Вассиана в подчинение удельному князю Михаилу Верейскому.

В 1478 году, покорив Новгород, великий князь, не слушая Геронтия, провёл частичную конфискацию земель богатейшей новгородской епархии.

В 1479 году вновь возник конфликт, поводом которого стала процедура освящения митрополитом Геронтием Успенского собора в Кремле. Иван III даже запретил Геронтию освещать новые храмы.

К 1482 году этот вопрос ещё более обострился потому, что из-за запрета Ивана III многие новопостроенные церкви оставались неосвящёнными. Обидевшись, митрополит Геронтий оставил кафедру и уехал в Симонов монастырь. Только поездка к нему Ивана III с извинениями, позволила временно погасить этот конфликт.

Тема №60. Иван III был искренне верующим православным христианином и противником католизации России.  Очень важной частью внутренней политики Ивана III были его отношения с церковью.-4

В 1484 году Иван III назначил новгородским епископом своего сторонника архимандрита Чудова монастыря Геннадия. Вскоре, новый епископ сообщил великому князю, что в Новгороде появилась ересь, получившая название «ересь жидовствующих». Как следует из названия ереси, в мировоззрении и религиозной практике её адептов присутствовали элементы иудаизма. Академик Д. С. Лихачёв писал о ней:«По-видимому, ересь эта не имели какого-либо упорядоченного учения… Вероятнее всего, это даже была не ересь, сколько движение вольнодумцев. Это было по всей вероятности гуманистическое течение».

Геннадий начал активную борьбу против неё, используя опыт католической инквизиции. Он настаивал на казни еретиков. В 1490 году Геннадий писал московскому митрополиту Зосиме: «Смотри, франки по своей вере какую крепость держат! Сказывал мне при проезде через Новгород посол цесарский про шпанского короля, как он свою землю очистил, и я с тех речей и список тебе послал». Геннадий советовал митрополиту Зосиме поставить деятельность «шпанского короля» Фердинанда и испанских инквизиторов в пример Ивану III.

Однако в борьбе с ересью он натолкнулся на серьезные препятствия, потому что при дворе Ивана III это движение имело много сторонников. Некоторые из видных еретиков, такие как Фёдор Васильевич Курицын, открыто критиковали монашество и рассуждали о свободе воли человека. Тем не менее, они пользовались покровительством Ивана III.

Елена Волошанка
Елена Волошанка

С еретиками была связана и жена наследника престола Ивана Ивановича Молодого - Елена Волошанка.

Попытки архимандрита Геннадия добиться ареста московских еретиков не дали результата, так как Иван III не придавал делу о ереси большого значения.

Тем не менее, Геннадию удалось привлечь на свою сторону ряд церковных иерархов, таких как игумен Иосиф Волоцкий.

В мае 1489 года умер митрополит Геронтий. Местоблюстителем митрополичьей кафедры стал архиепископ Геннадий, что усилило позиции сторонников уничтожения ереси.

К тому же 7 марта 1490 года умер наследник престола княжич Иван Молодой, женой которого была покровительница еретиков Елена Стефановна. Смерть мужа, подорвала влияние Елены при дворе.

Одновременно выросло влияние сторонницы традиционного православия Софьи Палеолог и её сына - княжича Василия Ивановича.

Но 26 сентября 1490 года новым митрополитом, по воле великого князя, стал враг архиепископа Геннадия

Зосима (1490-1494 гг.), имевший репутацию тайного приверженца ереси жидовствующих. Иосиф Волоцкий открыто упрекал Зосиму в содомии и кощунстве, в издевательстве над крестами и иконами, в отрицании загробной жизни. Он писал что Зосима «непомерно держится пития и не радеет о церкви Божией».

Иван III согласился с аргументами Иосифа Волоцкого, и 17 октября 1490 года был собран церковный Собор. В соборе участвовали авторитетные старцы Паисий Ярославов и Нил Сорский. Собор осудил ересь и предал проклятию еретиков. Ряд видных еретиков был арестован, некоторые были выданы Геннадию и показательно провезены по Новгороду.
Одна из новгородских летописей упоминает о сожжении еретиков «на Духовском поле».

Однако самые влиятельные сторонники ереси, такие как Ф. Курицын и Елена Волошанка, не были арестованы.

Собор 1490 года не привёл к полному уничтожению ереси, однако серьёзно ослабил позиции её сторонников.

Новое оживление церковных противоречий было связано с наступлением 7000 года «от Сотворения мира» (1492 год от Рождества Христова) и широким распространением ожидания "конца света".
Сторонники ереси смеялись над этими страхами, а их противники утверждали, что если ересь не уничтожить, то Бог накажет людей за грехи.

Ожидание "конца света" привело к появлению разъяснительных сочинений деятелей церкви. Чтобы успокоить людей, митрополит Зосима написал «Изложение пасхалии» с расчётами церковных праздников на 20 лет вперёд.
В 1494 году был якобы раскрыт заговор еретиков во главе с Зосимой, по велению Великого князя Зосиму отравили в монастырь.

Зосима покидает митрополичью кафедру
Зосима покидает митрополичью кафедру

В 90-е годы вновь начали споры о недопустимости конфискации земель церкви, так в 1497 году, по поручению новгородского архиепископа Геннадия, монахом-доминиканцем Вениамином был составлен трактат о необходимости церковного землевладения.

В августе-начале сентября 1503 года был созван новый церковный Собор. Его собрали для решения дисциплинарных вопросов. Однако в истории он остался как собор, на котором решался вопрос о монастырском землевладении. На Соборе вновь обострились отношения между иосифлянами и нестяжателями.

В его ходе были приняты решения, значительно менявшие повседневную церковную практику: в частности, были отменены пошлины за поставление на церковные должности. Это решение нашло поддержку среди нестяжателей. Кроме того, подобная практика неоднократно подвергалась критике со стороны жидовствующих.

Другая группа вопросов касалась нравственности священнослужителей. По апостольским правилам, священник может быть лишь один раз женат, «муж одной жены». Но некоторые священники вступали во второй брак. Собор постановил, что священники, которые вступили во второй брак, подлежат лишению сана. Это решение активно поддерживалось иосифлянами.

Перед окончанием Собора, Нил Сорский, неожиданно поставил на обсуждение вопрос, о том, "достойно ли монастырям владеть вотчинами".
Однако в ходе разгоревшейся дискуссии, нестяжателям и иосифлянам не удалось прийти к единому мнению.
В конечном итоге попытка нестяжателей убедить иерархов церкви в своей правоте провалилась, несмотря на явную симпатию Ивана III к идее
секуляризации церковных земель.

Собор 1503 года, занятый внутрицерковными проблемами, не решил окончательно вопрос о ереси. Хотя к этому времени положение еретиков было очень шатким.

После ареста в 1502 году их покровительницы Елены Волошанки и провозглашения Василия Ивановича, сына Софьи Палеолог, наследником, сторонники ереси утратили свое влияние при дворе.

Более того и сам Иван III, наконец, прислушался к мнению духовенства. Иосиф Волоцкий упоминает даже о покаянии великого князя, и данном ему обещании наказать еретиков.

В 1504 году в Москве был созван новый церковный Собор, осудивший видных деятелей ереси на смерть.

27 декабря 1504 года в Москве в срубе были сожжены главные еретики: Иван Курицын, Иван Максимов и Дмитрий Пустосёлов. Некраса Рукавова, по урезанию языка отослали в Новгород, где его сожгли вместе с юрьевским архимандритом Касьяном, братом Иваном Самочёрным и другими. Остальных разослали по монастырям. Судьба Фёдора Курицына науке неизвестна.

Такая жестокая расправа вызвала неодобрения даже среди духовенства; Иосиф Волоцкий был даже вынужден выступить со специальным посланием, подчёркивавшим законность произошедших казней.

Если с еретиками, в последний год правления Ивана III расправились, то спор нестяжателей и иосифлян продолжился и в последующие годы.

Продолжение следует...

Дальше будет ещё интереснее.

Если вам понравилась статья, то поставьте пожалуйста лайк и подпишитесь на канал. А ещё лучше, если посоветуете подписаться и своим друзьям.