«Почему-то всему отделу выплатили премию, а мне нет. Что делать? Общаться с руководителем или сначала идти в HR-департамент?» — как-то получила я такое сообщение от клиента. Вопрос получения премий — важный, ведь это не только про суммарный доход, но и про то, насколько вас ценят и признают, насколько ваша роль в компании весома. Поэтому оставлять его без внимания точно не стоит.
Ирина Берг — карьерный консультант, руководитель HR-проектов
В этой статье мы остановимся на следующих вопросах:
- Какие виды премий бывают.
- Алгоритм получения премии.
- От чего зависит их начисление.
- Спорные моменты, связанные с премированием, и как их разрешать.
Какие премии бывают?
Бонусные выплаты в компании бывают, как правило, двух видов:
1. Премии, которые предусмотрены системой оплаты труда на основании конкретных показателей и условий премирования, разработанных в компании.
В чём особенность этих премий? Они — часть материальной мотивации сотрудников. У них есть чёткая периодичность (ежемесячная, годовая, квартальная и др.), их размер чётко определён рамками (например, % от заработной платы). Премии за выполнение плана продаж, премия по итогам выполнения проекта, годовой бонус за достижение поставленных целей — всё это пример выплат, которые предусмотрены системой оплаты труда.
2. Разовые премии, которые не входят в систему оплаты труда.
Они выплачиваются сотруднику за определённые достижения, многолетнюю добросовестную работу, выполнение срочного и важного задания или к знаменательным событиям (профессиональный праздник, день рождения компании и прочее). Подобные выплаты — добрая воля работодателя, на которую довольно сложно повлиять сотруднику.
Например, одна из компаний, с которой я сотрудничала, на 10-летний юбилей премировала тех, кто работал в ней со дня основания. Сумма выплаты на одного человека составила 1 000 000 ₽. Бонус не зависел от должности сотрудника — такую премию получили и уборщица, и финансовый директор, и маркетолог.
Если вы хотите досконально разобраться с тем, какие виды бонусов предусмотрены в вашей компании, обратитесь к следующим документам:
- Своему трудовому договору.
- Положению об оплате труда или Политике по выплатам и компенсациям.
- Иные документы в вашей компании, которые определяют выплаты, компенсации и льготы (информацию о них можно получить в HR-отделе).
Документы можно запросить на ознакомление в HR-службе вашей компании.
Алгоритм получения премии
Есть компании, в которых премирование привязано к результатам оценки — годовой, квартальной, ежемесячной. Если это ваш случай — вам повезло: цели фиксируются в специальных формах, далее вместе с руководителем вы подводите итоги работы и с высокой долей вероятности можете сами рассчитать, на какой размер премии можете рассчитывать.
В случае если похожей бонусной программы нет, при этом сами премии выплачиваются (но скорее зависят от инициативы руководителя или распоряжения генерального директора), то можно протестировать следующий подход:
- Обсуждение показателей (или KPI) с руководителем, на основании которых будет формироваться бонус.
- Предложение закрепить договорённости в документе, в идеале — в допсоглашении, но порой достаточно и переписки в корпоративной почте. Иногда фиксируется не конкретная цифра, а диапазон — например, от 80% до 150% от вашей зарплаты, в зависимости от степени выполнения или перевыполнения плана).
- Выполнение объёма работы, необходимого для получения премии, презентация и защита результатов работы.
- Выплата бонуса.
Как правило, соблюдение алгоритма повышает вероятность получения премии. Гораздо хуже, когда вы вообще не поднимаете тему материального вознаграждения, думая: «Ну конечно, он мне заплатит, главное, чтобы работа хорошо была сделана».
Моя клиентка Лариса несколько раз бывала в похожих ситуациях: «Раньше я легко брала новые задачи, даже не заикаясь про бонусы. Но как-то осмелела и спросила — а как будет оплачена эта работа? Получила такой ответ: „Лучшим образом“. Надо сказать, что премию мне заплатили, но далеко не такую, какую можно было ожидать. Теперь я делаю так: беру время на раздумья, чтобы понять, какое количество часов и ресурсов мне нужно, и заявляю, как это оцениваю. Обычно идёт какой-то торг, но в итоге мы останавливаемся близко к той цифре, которую я назначила. Какого-то отдельного документа у нас в компании про бонусные выплаты нет, поэтому договорённости я обычно фиксирую в ответном письме по корпоративной почте».
От чего зависит начисление премий
Казалось бы, выполнил свою работу хорошо — гарантированно получаешь свою премию. Но не всё так просто! Ст. 191 ТК РФ говорит о премии как о поощрении, условия которого определяются в локальных нормативных актах (ЛНА) компании. Например, в Положении о премировании (или других ЛНА) вы можете встретить такие формулировки:
- Выплата премий привязана к экономическим результатам работодателя. Если достигнуты плановые показатели (объём продаж, выручка, прибыль, запуск новых регионов и пр.), то премии начисляются, а если нет — приказа о начислении и выплате премий не будет.
- Премия выплачивается по инициативе работодателя.
- Решение о премировании принимает генеральный директор, и он же определяет размер премии.
- Решение о выплате премии принимается на основе служебных записок руководителя и др.
Подобные формулировки часто включают в ЛНА, чтобы компании было проще отстоять свою позицию в случае спора с работником. Поэтому знать об этих условиях необходимо, чтобы не разочаровываться на тему «а премию-то мне не заплатили».
Однажды от своего коллеги Михаила я услышала следующую историю: он блестяще выполнил проект и ожидал законного бонуса, однако у компании возникли проблемы — конкурент увёл ключевого клиента, случилась просадка в выполнении плана продаж. Генеральный директор пообещал Михаилу, что премия будет, но чуть позже. Михаил набрался терпения и через полгода напомнил про свою ситуацию. Бонус был выплачен.
Спорные моменты, связанные с получением премии
— Я планирую увольняться, обязан ли работодатель начислить мне премию?
Как карьерный консультант я верю в договорённости, закреплённые на бумаге, а не в добрые отношения, построенные на честном слове. Поэтому тут у меня будут следующие рекомендации:
- Не нужно озвучивать решения об увольнении, если у вас нет конкретного оффера. Поиски работы могут продлиться и неделю, и полгода, а отношение к вам может измениться.
- Поставьте себя на место руководителя: зачем премировать того, кто уже не видит себя в компании? Кстати, история во вступительной части этой статьи как раз про это: мой клиент не получил премию, потому что сказал руководителю о своём уходе.
- Если вы уходите, но понимаете, что есть риск не получить премию, которую вы заработали, это может стать предметом переговоров с работодателем. Как вариант: вы передаёте дела месяц или участвуете в отборе сотрудника на своё место, а вам выплачивается бонус. Сумму можно зафиксировать в соглашении сторон.
— Может ли быть выплачена премия после увольнения?
Да, это возможно, если это предусмотрено внутренними ЛНА.
— Я нахожусь на испытательном сроке, прошёл слух, что будет премия к праздникам. Могу ли я на неё рассчитывать?
Опять же, можно обратиться к внутренним ЛНА (например, положению о премировании) или за консультацией в HR-службу компании. Шансы есть, но они небольшие: как правило, в мотивационных программах не участвуют стажёры и сотрудники, находящиеся на испытательном сроке, так как на испытательном сроке не всегда вводятся KPI, от которых зависит премия.
И ещё несколько рекомендаций, которые помогут вам себя чувствовать увереннее в теме премирования:
- Обязательно изучите документы о премировании. Например, у компании может существовать практика выплат молодым отцам или бонусов за ноу-хау, а вы можете об этом даже не подозревать.
- Прежде чем брать новую задачу или проект в работу, спросите себя: «А это сейчас входит в мои должностные обязанности? Как это повлияет на мою основную работу?» Если новая деятельность требует значительных затрат в виде времени, сил — это повод обсудить размер вознаграждения, а также критерии оценки.
- Обязательно фиксируйте достигнутые договорённости, помните, что «Самый тупой карандаш всегда лучше самой острой памяти». Для этого подходит корпоративная почта или внутренняя система постановки целей.
- Если вопросы обсуждения доходов, премий и условий работы для вас непросты, обязательно приносите эти запросы на сессию к психологу или карьерному консультанту.