Ярославль. Об этом городе я могу говорить часами: его святость повсюду: в воздухе, в монастырях, в храмах, в людях, которые там живут. Это особая атмосфера любви. Это особая культура быта. Мне кажется, что она на генетическом уровне передалась им из поколения в поколение.
А начну свое повествование о храмах Ярославля с шедевра церковного строительства и внутренней стеновой фресковой росписи, чудом сохранившимся с 17 века практически в первозданном виде , одним из уникальнейших храмовых сооружений не только Ярославля, но и всей русской православной архитектуры- прекрасной Ильинской церкви, которая украшает главную городскую площадь города Ярославля.
До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский.
Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины - решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.
Для строящейся церкви в Ярославле из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы.
Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.
Церковь Илии Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей.
Храм обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.
Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова.
Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.
Фресковая роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов. По нижнему – первому ярусу – идет сказочно красивый орнамент. Второй ярус посвящен жизнеописанию Пророка Елисея, являющегося учеником Ильи Пророка. Здесь присутствуют сцены жатвы и воскресения умершего младенца.
Резной, покрытый золотом иконостас главного храма выполнен в конце 17 века в стиле московского барокко. Он поражает своим изяществом и богатейшей коллекцией древних икон, часть из которых принадлежит кисти Ф.Зубова, одного из известнейших иконописцев того периода.
Общую картину потрясающего древнерусского искусства довершают предметы ценнейшей церковной утвари.
Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.
Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся.
В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми.
В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику.
В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса.
В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей , а под куполом был подвешен маятник Фуко.
Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах.
Музей открыт для посещения с мая по октябрь.