Несколько советов по аранжировке и инструментовке

В этой статье я хочу поднять тему инструментовки и аранжировки. Мои рекомендации по работе, на что нужно обратить внимание и как можно найти оригинальное звучание.

В этой статье я хочу поднять тему инструментовки и аранжировки. Мои рекомендации по работе, на что нужно обратить внимание и как можно найти оригинальное звучание.

Знание инструмента

Часто возникает вопрос, а нужно ли уметь играть на том инструменте, который планируешь применить в своей аранжировке? Если мы обратимся к академической школе и конкретным примерам, то можно сделать вывод, что это необязательно. Но, есть очень важное правило, необходимо максимально знать инструмент. Что нужно знать в первую очередь? Приемы игры, штрихи, тембры, регистры, особенности звукоизвлечения и крайне важно знать все трудности исполнения. Всегда нужно предугадывать, какие сложности могут возникнуть у исполнителя. К примеру, на духовых инструментах разных расход воздуха и также они отличаются подвижностью. Что легко можно сыграть на флейте, будет крайне сложно при игре на тромбоне или фаготе. Даже если эту партию будет играть виртуальный музыкант в виде vst плагина, то звучание будет все равно более реалистичное, чем та партия, которая вызовет массу трудностей и вопросов у исполнителя. Цезуры, движения смычка, вибрация - всё это нужно учитывать.

Тембры и регистры

Частично этот вопрос относится и к первому, но уже более углубленно в сторону темы тембров инструментов. Каждый регистр имеет свои особенности. У духовых низкие регистры более слабые по звуку, чем верхние, на которых они звучат очень ярко. Аккорды на гитаре звучат более объёмно в открытой позиции, чем в верхней части грифа, ноты, взятые в низких позициях на струнных звучат объёмнее, чем та же нота в другой позиции. Исходя из этой темы, можно подойти к вопросу более творчески и обнаружить, что «плохих» тембров нет, нужно просто со вкусом их комбинировать. Движение мелодии параллельными интервалами создает интересное звучание, но все зависит от цели. Нужна ли однородность тембра в данном фрагменте или нужно наоборот каждый инструмент сделать более выразительными? Если же мы рассматриваем аккордовые последовательности, то здесь тоже нужно учитывать общий тембр звучания, так как можно построить аккорд из инструментов одного тембра, а можно пойти обратным путём. Мой педагог всегда приводил мне примеры на основе вокалистов. Могут ли в одной партии басы петь на фортиссимо в высоком регистре, а сопрано петь на пиано в низком? Это нелогично, получается определённый дисбаланс (одни «кричат», а другие шепчут»), но с другой стороны таким образом мы и можем найти новые сочетания тембров.

Функция и роль инструмента

Делая аранжировку, мы делаем переложения с учетом возможностей используемого состава инструментов. Взяв за основу огромный опыт композиторов и авторов песен, мы уже можем знать шаблонные примеры инструментовки, на которые можно смело ориентироваться. Есть инструменты, которые чаще применяют в аккомпанементе или в сольных эпизодах. И тут многое будет зависеть от жанра музыки. Какие именно инструменты чаще аккомпанируют, а какие солируют. В симфоническом оркестре возможностей очень много и можно внутри каждой группы выбрать инструменты для каждой роли (мелодия, ритмические фигурации, педаль, контрапункт, басовая линия), а различные их сочетания дадут более разнообразное звучание. Это поможет разобраться, в каких именно случаях может быть перекрещивание голосов, смена регистра инструмента и многое другое. В каких случаях виолончель может звучать выше, чем скрипка, а в каких может солировать контрабас. Традиционно в рок-составах в эпизодах солирует гитара, но ведь также может солировать и бас-гитара. Это возможно и в верхнем регистре, но для этого нужно перераспределить функции между другими инструментами, тем самым мы создаем более оригинальные комбинации. В некоторых случаях вокал, который в большинстве случаев выполняет мелодическую роль, может выполнять функцию педали или второго голоса. Поэтому в этом вопросе нужно подойти творчески, но со знанием дела.