В предыдущей статье мы подсчитали примерный бюджет в случае, если человек серьезно пострадает в ДТП. Сегодня хотелось бы поговорить о том, что мы как водители можем сделать, чтобы сократить вероятность аварии, насколько это в нашей власти и какие правила надо всегда держать в памяти. Благодарим за комментарии нашего сегодняшнего эксперта. Это доцент, кандидат технических наук и преподаватель кафедры «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ (Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета) Олег Владимирович Майборода:
«Главное правило – следить за тем, чтобы не превышать безопасных значений как скорости, так и дистанции: бокового интервала, траектории движения и радиуса поворота, ведь когда возникнет необходимость выполнить маневр по предотвращению ДТП, водитель только тогда сможет это сделать гарантированно, если соблюдает эти значения».
Правила просты, мы все о них узнаем, когда проходим курс в автошколе. Но в процессе вождения, когда получаем реальный опыт на дороге, о части правил забываем, а частью рекомендаций пренебрегаем. Почему это происходит?
Вот представьте: вы отучились в автошколе, узнали об основных ограничениях скорости. Впервые сев за руль под контролем инструктора, вы едете со скоростью 20 км/ час и вам кажется, что вы несетесь во всю прыть. Потом постепенно привыкаете и к 40 км/ час, и к 80 км/ час...
Когда мы едем в потоке, то выбираем скорость потока, а она зачастую уже задается с превышением. И так мы едем раз, два, видим, что нам комфортно и безопасно даже со скоростью на 19 км/ час выше допустимой. И даже перестроение и обгон можем совершать, и ничего плохого не происходит. Так вырабатывается привычка ехать на повышенной скорости.
Но вот меняются погодные условия, или у водителя плохое самочувствие, и его превышенная скорость заканчивается аварией.
Вот какой пример приводит наш эксперт из МАДИ:
«Например, впереди на дороге закрытый поворот, вы не видите, что там, на определенном расстоянии, за поворотом или, скажем, поднимаетесь в гору. Вы едете со скоростью выше допустимой, но по пути не встретилось препятствий или встречного автомобиля, и вы приобретаете неправильный опыт: думаете, что с этой скоростью можно ехать безопасно, но безопасно получилось потому только, что дорога была свободная, вам повезло. А вы уже запомнили, что с этой скоростью можно смело входить в поворот… и будете совершать новые ошибки».
Есть водители – ответственные и аккуратные, поэтому они осмысленно выбирают скорость ниже и дистанцию больше, но, положа руку на сердце, всегда ли мы так делаем сами? Всегда ли мы можем объективно оценить безопасность вождения?
Мы можем выработать привычку снижать скорость, а еще можем взять за правило ехать со скоростью транспортного потока, как можно меньше перестраиваться и как можно меньше обгонять.
Итак, что мы могли бы улучшить в вождении?
Активную безопасность:
Соблюдать скоростной режим
Держать рекомендованную дистанцию с соседними автомобилями
Хорошие тормозные свойства
Привычка безопасного вождения
Олег Владимирович Майборода напоминает и о других важных моментах. связанных с пассивной безопасностью:
«Если ДТП уже произошло, то вероятность травмирования определяет уже пассивная безопасность. Насколько автомобиль на краш-тесте показал свои характеристики. Чем пассивная безопасность выше, тем вероятность травмирования при одинаковой скорости будет меньше.
АБС, конечно, тоже полезное устройство, которое может помочь тогда, когда вы еще не превысили, но приближаетесь к этой скорости. И когда у вас возможны заносы, сносы, именно АБС предупреждает эти нежелательные явления. Но, если вы превысили безопасную скорость, АБС вас не спасет. Вы все равно совершите столкновение или наезд».
Если говорить о контроле скорости и оценке того, насколько вы ее выбрали на определенном типе дороге в определенных погодных условиях и дорожной ситуации, человеческий фактор, увы, не добавляет гарантий, что вы избежите ДТП. Помимо вас, вашего выбора стиля вождения и вышеперечисленных аспектов, есть еще и другие участники движения, и статистика такова, что водители грузовых автомобилей гораздо более аккуратны при вождении, а легковых автомобилей в общем потоке, как известно, значительно больше. Ситуацию с оценкой всех характеристик мог бы решить датчик, задача которого, чтобы водитель получал информацию о том, когда он превышает безопасную скорость или занижает безопасную дистанцию, и насколько опасно оказалось это превышение. По словам нашего эксперта, «пока что у нас в этом направлении сделано мало: есть устройство, которое позволяет информировать водителя об этих явлениях. Наших возможностей пока хватило на то, чтобы сделать на базе компьютера макетный образец. Нужна инициатива, которая поможет продвижению как разработок, так и производства прибора. Для того чтобы запустить производство, нужно делать образцы, которые будут ставиться на автомобили так же, как «ЭРА-ГЛОНАСС», чтобы он сначала оценивал стиль вождения, а когда ДТП произошло, насколько в этой конкретной ситуации водитель превысил безопасные условия движения. Мы все так или иначе это оцениваем, но субъективно. До тех пор, пока мы не создадим возможность информирования водителей о том, что он нарушает и насколько опасно нарушает, ситуация вряд ли сильно изменится».
В завершение сегодняшней темы хочется пожелать все водителям быть аккуратными на дорогах и избегать опасных ситуаций. Надеемся, что наш материал вам в этом поможет.