4K подписчиков

"Достать ножи: Стеклянная луковица": как угробить хорошую идею

Знаете, что такое "соевый" применительно к культуре? Это такое прилагательное, которое используется для характеристики современных социальных воззрений. Происходит оно от стремления заменить натуральные продукты соевыми, так как это, по мнению прогрессивных деятелей, меньше вредит экологии.

И вот новый детектив с Дэниэлом Крэйгом - как раз щедро сдобрен соевым соусом. Как только что-то выстреливает и имеет коммерческий успех, где-то в Голливуде тут же возникает идея сделать из этого франшизу. Не всегда это получается (чаще не получается), но деньги, как известно, не пахнут. В этот раз соус заменил основное блюдо...

"Достать ножи - 2": как из конфетки сделать...

Знаете, что такое "соевый" применительно к культуре? Это такое прилагательное, которое используется для характеристики современных социальных воззрений.

Не то чтобы это была очень новая схема: Шерлок Холмс, и Пуаро, Мегрэ и Коломбо возникли на волне собственного успеха. Что ж, посмотрим, сколько ещё серий "Достать ножи" мы увидим прежде, чем придётся швырнуть Бенуа Бланка в Рейхенбахский водопад.

Однако все вышеперечисленные стали интересны аудитории благодаря изобретательности и острому уму, а здесь, как ранее с супергеройскими франшизами, к ним, как прицепной вагон, присовокупляют важные общественные вопросы. Но, как и в случае с прицепным вагоном, поезд становится куда тяжелее.

Далее вас ждут небольшие спойлеры, поэтому, если фильм вы ещё не смотрели, возможно, читать статью не стоит.

"Стеклянная луковица" — это история о хитроумном сыщике, который, в лучших традициях всё того же Коломбо, сперва прикидывается дурачком, а потом ловко разыгрывает всё дело в свою пользу, то есть, конечно, в пользу справедливости. Наблюдать за этим крайне увлекательно, хотя режиссёр и поступает несколько нечестно по отношению к зрителю, переставляя местами начало и середину фильма, так что сперва мы смотрим на происходящее глазами остальных гостей, а после — глазами заговорщиков.

Знаете, что такое "соевый" применительно к культуре? Это такое прилагательное, которое используется для характеристики современных социальных воззрений.-2

Это приём, но это читерский приём, что, признаться, несколько удешевляет общее впечатление, ведь в первой части, к примеру, мы, как зрители, узнаём всё ровно тогда же, когда и детектив, никаких флэшбэков "а на самом деле" там нет. И если в каких-нибудь друзьях Оушена это только добавляет к веселью — вспомните сцену с Лайнусом (Мэттом Деймоном) в финале третьей части — то здесь всё-таки речь идёт о преступлении, и мы, вроде как, изначально находимся на стороне пострадавшей.

Но главная проблема даже не в этом. При отлично срежиссированной интриге, неплохих персонажах и красивой картинке, у фильма, кажется, напрочь отвинтился моральный компас. Не хочется видеть кругом повесточку, но, простите, уничтожить Мону Лизу просто для того, чтобы унизить злодея?

Представьте себе эту же сцену в финале, только героиня внезапно останавливается перед картиной и понимает, что это бесценное произведение искусства. Она понимает, что перед лицом обиды готова была сжечь шедевр и решает добиться справедливости каким-нибудь другим способом. Например, убедить свидетелей, которые находятся тут же, в этой комнате, дать показания.

Знаете, что такое "соевый" применительно к культуре? Это такое прилагательное, которое используется для характеристики современных социальных воззрений.-3

Возможно, мы бы увидели её как "человека планеты", человека, способного воспринимать прекрасное. Но нет, режиссёр этого не делает, более того, предполагается, что она совершила правильный и достойный поступок. Она бежит к картине, никто не может её удержать, а на фоне звучит песня "Mona Lisa, men have made you..." — и это объяснение (одного произведения искусства с помощью другого, на секундочку) должно нас убедить, что долой капитализм? Долой белых мужчин?

Ровно тот же месседж звучит в истории про Рэй Скайуокер, когда сгорают джедайские архивы. Долой, долой! Даёшь безвкусицу и каменный век!

В связи с идеями соевых людей о прекрасном новом мире без мон лиз и прочей этой вашей культуры хочется вспомнить фильм, в котором, за вычетом детективной составляющей и уничтожения картин, происходит почти буквально то же самое, а именно — "Забриски Поинт", культовую ленту хиппи.

Там девушка теряет своего любимого, и всему этому противопоставляется её жизнь внутри корпоративной системы. Сюжет заканчивается тем, что она уходит из гигантской загородной виллы своего босса и та взрывается за её спиной. Но мгновение спустя становится понятно, что этот взрыв был в её воображении, это было освобождение её сознания, изменения взгляда на мир.

Данный фильм, если воспринимать его хоть сколько-нибудь серьёзно, можно было бы расценить как радикализм. Но, конечно же, радикализм ради добра — это не радикализм, вот если бы высказывались идеи, которые в данный момент не нравятся Голливуду — "это совсем другое" дело. Ну, в таком случае, "Достать ножи - 2" как проходной детективчик на вечер сгодится. А лучше пересмотреть первую часть...