3,5K подписчиков

Домовой, упырь, Перун. Кто все эти люди?

К приходу христианства восточнославянская религия не успела сложиться. Не успел вырасти пантеон общих богов. Причина здесь не в отсталости, от условно цивилизованных соседей, а в условиях обитания: среди лесов, небольшими поселениями, где у каждого свой покровитель. Князь Владимир до принятия греческой религии пытался создать единое семибожие для всей Руси, но как-то не задалось.

Впрочем, несмотря на определённую разобщённость, наши предки имели единое и чёткое представление о мире духов, который во многом и дожил до сегодняшнего дня из-за отсутствия развитой языческой религии. Так как с точки зрения новой христианской веры являлся то ли суевериями, то ли чертовщиной какой-то, но не был онтологическим противником, а даже скорее союзником.

Именно против многочисленной и разветвлённой древнерусской демонологии писались поучения средневековых монахов. Но так как подобные верования были весьма полезны для дидактических и нравственных целей, то их особо и не трогали. Так они благополучно здравствуют и в наше время.

И. Н. Крамской. Русалки. 1871
И. Н. Крамской. Русалки. 1871

Думаю, не стоит объяснять кто такой домовой. Персонаж довольно популярный, который появляется и в живописи и в кино и, конечно же в мультфильмах. Овинник, его собрат живущий в овине (ток, место, где сушилось смолотое жито), это его место ответственности. Банник, соответственно повелитель бани. А был ещё и амбарник, где он жил и заведовал, думаю, ясно. Дворовой, он же хлевник проживал в хлеву и присматривал за скотиной. Другие товарищи жили вне дома. Леший в лесу, водяной в пруду, полевик в поле, а болотник на болоте.

Что их всех объединяет? Правильно, это духи места. Классический анимизм. Оставшийся в такой яркой форме в Европе только у славян да балтов. И это не плохо, нет. Наоборот, проще взглянуть в древность, найти параллели с другими народами, проследить развитие различных представлений. Архаизм верований это многократно упрощает.

Прибавьте сюда всякую неупокоенную нечисть навроде упырей, вил, русалок и прочих кикимор. Получим полной набор начинающего демонолога. Когда ещё нет представлений о каких-то злобных духах от природы, а есть вера в то что духи эти неспокойны, но не зловредны сами по себе. Архаическое, до дуалистическое представление о мире. До религиозное понимание устройства природы.

Вы можете сказать: здрасьте, а как же Перун, Велес, Даждьбог и прочие владыки небес восточнославянской равнины? Да то и скажу, они не были общими. Да, их знали. Но отнюдь не почитали в том смысле, в каком мы себе представляем. Например, Перун, бог дружины совершенно не имел никакого касательства до жизни рыболова или собирателя яго в лесу. А Велес, наоборот. Впрочем, боги где-то там. А духи здесь. И умилостивить надо их, а отнюдь не богов. Именно поэтому и не срослось у князя Владимира с общерусскими пантеоном из семи богов.

В заключение, ещё раз выскажу мысль. Именно архаизм верований и отсутствие единой религиозной картины у восточных славян, позволило всем этим представлениям дожить до наших дней. И домовые с русалками являются, и по сей день, забавным но весьма понятным атрибутом нашей жизни.