Найти тему

Как приобрести готовый товарный знак?


Знаете ли вы, что товарный знак не обязательно регистрировать? Многие организации не рассматривают для себя этот вопрос, так как знают, где и как его купить. Сегодня мы расскажем о четырёх способах приобретения товарного знака без регистрации.
Итак, регистрация – не единственный способ присвоить себе товарный знак. Есть другие варианты приобретения:

у патентных ведомств;
у правообладателя напрямую;
на торгах, аукционах;
как франшизу.
Рассмотрим каждый способ подробнее.

Способ № 1: Приобретение товарного знака у патентных ведомств или на бирже
Вы можете обратиться в патентное бюро или на биржу, специалисты которой помогут вам подобрать подходящий для вашей деятельности знак. Как правило, у каждого ведомства есть целый каталог знаков и возможность выбора отдельных классов по понравившемуся логотипу, или наоборот, можно выбрать все доступные к покупке знаки по необходимым товарам, услугам. Таким образом, вы получите знак по оптимальной стоимости.

В чем плюсы обращения к патентным поверенным:

Официальную регистрацию договора и другие процедуры возьмут на себя специалисты патентного бюро;
Все бренды, которыми располагает компания, проверены на юридическую чистоту и имеют свидетельства;
Купленное обозначение будет вашим уже через 2-4 месяца.

Способ № 2: Переговоры с правообладателем
Для того чтобы приобрести товарный знак у его первоначального владельца, его нужно, в первую очередь, найти.

Можно действовать через Реестр зарегистрированных товарных знаков на сайте Роспатента. Документ находится в свободном доступе, но производить поиск проблематично, так как нужен номер заявки или самого обозначения. Кроме того в реестрах не содержится контактных данных правообладателей, максимум адрес, что так же усложняет задачу.

Поэтому оптимальный вариант – обратиться к патентным поверенным, которые помогут отыскать правообладателя.
Если же вы нашли владельца, который сам имеет желание продать свой товарный знак, проверяйте все документы:

Номер регистрации и срок его действия (прописан в карточке знака);
Наличие или отсутствие обременений (заключенные лицензионные договоры, договоры франчайзинга и т.п.).
Если с самим знаком все в порядке, с владельцем заключается договор отчуждения, где прописываются следующие сведения:

все данные юр. лица;
номер товарного знака;
объем прав (классы МКТУ);
обременения.
Все должно совпадать, поэтому необходимо проверить все цифры, классы и т.д.

После заключения договора он регистрируется в Роспатенте. Процедура занимает 2-3 месяца. На сайте ФИПС в карточке знака появится информация о новом зарегистрированном договоре.

Стоит отметить, что в договоре лучше указать пункт, по которому вознаграждение продавцу будет выплачено после регистрации документа в Роспатенте, или что в случае отказа Роспатента регистрировать договор, продавец обязуется вернуть вознаграждение в полном объеме в указанный срок.

Такое условие обезопасит покупателя от непредвиденных ситуаций. Например, если знак является частью серии обозначений и один не может быть отчужден. Продавец не предупредил вас об этом, деньги вы уже заплатили, а Роспатент не регистрирует договор.

Способ № 3: Покупка товарного знака с торгов и на аукционе
Торги по банкротству проводятся не только по имуществу или оборудованию юридических лиц, но и интеллектуальной собственности. Поэтому товарный знак можно купить на аукционе или через торги.

Оформить выигранный лот можно только на юридическое лицо. Поэтому если вы участвовали в аукционе как физическое лицо, оформлять знак нужно на ИП или ООО.

На торгах также можно приобрести абсолютно новые фирменные обозначения, а также те, которые уже не нужны в случае ребрендинга компании или смены направления деятельности.

Способ № 4: Франшиза и товарный знак
Франчайзинг – это возможность использования логотипа и фирменного обозначения основной компании. Покупателю франшизы нет необходимости регистрировать знак самостоятельно. Он заключает с основной компанией договор коммерческой концессии (франчайзинга) и пользуется товарным знаком.

В договоре должны быть прописаны следующие условия:

Сведения о передаваемом объекте интеллектуальной собственности;
Сумма и порядок выплат вознаграждения владельцу бренда;
Описание способов использования бренда;
Неразглашение секретов производства и прочей конфиденциальной информации франчайзера;
Соблюдение указаний правообладателя касательно исключительных прав.
Покупатель франшизы может передавать права на ее использование третьим лицам по договору субконцессии. В некоторых договорах владелец бренда прописывает данное условие как обязательное – в виде определенного количества субконцессий.

Стоит ли работать без товарного знака?
Если вы решили использовать, но не покупать обозначение, велика вероятность в скором времени получить повестку в суд за незаконное использование и штраф. Бизнес потерпит большие убытки, а его репутация заметно снизится.
Опасность в отсутствии товарного знака тоже есть. Если ваш бизнес с определенным названием и обозначением процветает, могут найтись третьи лица, кто захочет зарегистрировать ваше название. У вас появится конкурент, с которым придется бороться и отвоевывать позиции.

Как не попасться на уловки мошенников?
Чтобы сделка по покупке бренда состоялась, обращайтесь к профессионалам и проверяйте все этапы:

Надежность контрагента (все документы по объекту передачи права должны быть в порядке);
Грамотно составленный договор;
Проверка договора на соответствие требованиям Роспатента.
Патентное бюро РусьПатент готово поспособствовать в решении любого из описанных выше способов в подготовке и регистрации факта передачи права.

А вы когда-нибудь сталкивались с покупкой товарного знака? Чем в итоге всё закончилось?