Сердце умеет забывать легко и быстро, если хочешь забыть.
Пару лет назад при обсуждении книг, коллега спросила меня про «Нетерпение сердца», и очень удивилась, что её нет в моём списке прочтённого. Посмотрев в искрящиеся глаза, от одного воспоминания, я решила что, наверняка, это стоящая книга. Решила и благополучно забыла.
Но поскольку в моей жизни стали появляться путешествия, совместно с ними и стало появляться желание привезти что-то памятное (но не магнитики и статуэтки). Приехав в Калининград мне удалось попасть на книжную барахолку и среди старых учебников и сборников Маяковского я увидела Цвейга. Привезти книгу из путешествия, особенного местного издательства показалось мне хорошей идеей, и Цвейг лёг на полку уже у меня дома примерно на год.
В попытке выйти из нечитуна я вспомнила чужой восторг и в надежде исцеления сняла с полки Стефана Цвейга. Чтение пошло довольно бодренько, но где-то спустя 50 страниц я начала именно заставлять себя читать. Однако, даже чтение через силу не даст мне повода утверждать, что книга бесполезна и никому не будет интересна. Скорее всего я добралась до неё поздно.
Эта история- прекрасный образец психологической прозы, построенный на описании чувств героев. «Нетерпение сердца» обязательно к прочтению в подростковом возрасте, это поможет показать чувства с разных сторон, поскольку в романе нам показывают сострадание истинное и ложное, самопожертвование и эгоизм, а главное это слабость и малодушие и как они легко могут разрушить жизнь и мир любого.
В «Нетерпение сердца» нет отрицательных или положительных персонажей, они все вызывают очень противоречивые чувства, у каждого есть свои промахи и ошибки, но также есть причина для них. Одной из поворотных отсылок после которых я взглянула на семью Кекешфальвы совсем по-другому, была томик «Тысяча и одна ночь», который читал Гоффмилер перед сном, а именно сказку о хромом старике, который не мог идти, и попросил юношу, чтобы тот нёс его на плечах. Но как только старик, на самом деле бывший джинном, взобрался на плечи юноши, он стал немилосердно погонять его, не давая передохнуть. Во сне старик из сказки приобрёл черты Кекешфальвы, а сам Антон превратился в несчастного юношу.
Возможно сложность произведения в некоторой кажущейся затянутости, но оглядываясь назад нет ни одного события, которое было зря. Герои постоянно раскрываются и пытаются расти, они делают сложные выборы и просто живут. У каждого героя получился свой финал, хоть и не привычный для нас, а не счастливый. В отличие от большинства произведений в которых затрагивается война, здесь она появляется эпизодами и вскользь, почти не влияющая на героев, хотя кто-то увидят её вину в трагичных событиях семьи Кекешфальвы. Однако Антон как раз находит себя в ней, пытаясь забыться и спрятаться от результатов своего малодушия и даже становится кавалером ордена Марии Терезии. Но не смотря на то что окружающие забыли или не знают о его поступках и их последствиях на последней странице мы видим, что сам Антон так и не смог отпустить своей вины, но есть ли действительно его вина и в чём именно она заключается?