Найти тему
10,5K подписчиков

Книга о поиске справедливости – рассказываю о трилогии Сергея Сартакова «Хребты Саянские»

384 прочитали
Из стран полуденной России,
Как бурный вешних вод поток,
Толпы крестьян полунагие
На Дальний тянутся Восток….
(Вл. Гиляровский).

А что ждет их там, что и кто? Такие же нищие, отсутствие земли, холод, голод, несправедливость. Но сегодня не о Гиляровском и даже не об его прекрасном стихотворении «Переселенцы».

В центре внимания трилогия Сергея Сартакова – «Хребты Саянские», завершающая книга которой была написана аж в 1955 году, т.е. тому уже 68 лет назад. Достойная книга, заслуживающая отдельной статьи.

Но сначала об авторе:

Из стран полуденной России, Как бурный вешних вод поток, Толпы крестьян полунагие На Дальний тянутся Восток…. (Вл. Гиляровский). А что ждет их там, что и кто?

Сергей Венедиктович Сартаков (родился в 1908 году) из простой рабочей семьи(отец служил на железной дороге), жил бедно, как и все перебивался с хлеба на воду. Родился в Омске, но из-за революционных настроений, бытовавших в семействе, в 1918 году, пришлось уехать (спасались от банд Колчака) на таежную заимку близ Минусинска. Сергей учился на дому по книжке. Да так усердно, что без труда сдал экзамены в гимназию экстерном и получил документы об ее окончании. В 1928 году он переезжает в Минусинск и устраивается столяром и счетоводом (после окончания заочных московских курсов).
Первый рассказ писателя публикуется в 1938 году, но активно писать начинает только после войны.

«Хребты Саянские» - писались с 1936 по 1955 годы.

И перейдем, наконец, к самой книге, а вернее к целым трем, поскольку автор делит произведение на три книги в соответствии с постепенно меняющимся внутренним миром героем и политической обстановкой.

Первая книга – вторая четверть XIX столетия (вторая и третья затрагивают сначала русско-японскую войну, а потом первую русскую революцию). На ее страницах мы знакомимся с главными героями – простыми сибирскими крестьянами и рабочими.

Из стран полуденной России, Как бурный вешних вод поток, Толпы крестьян полунагие На Дальний тянутся Восток…. (Вл. Гиляровский). А что ждет их там, что и кто?-2

Это:

1. Клавдея и ее муж. Оба крестьяне, недавно еще они были наемными работниками у богача, но благодаря умению мужа охотиться, купили сруб, завели лошадь. И живут, в общем-то, неплохо. Но сильны, сильны в них старые порядки – обожествление отца, как главы семьи, преклонение перед богатым и сильным, унижение женщины. Это все знатно портит им жизнь, хоть они и привыкли, а потому не замечают.

2. Порфирий. Молодой мужчина, но уже алкоголик. А как не пить, если повсюду несправедливость. Пошел в работники – обещали одно, дали другое, много меньше. Да еще и посмеялись. Охотишься, сдаешь пушнину за копейки, а заготовщик миллионы гребет. Пил у Порфирия отец, пил дет и он с пяти лет со стаканом в руках. И хочется ему бросить, ведь последние деньги пропивает. Да как бросишь, если наливают. Зайдешь на работу устраиваться трезвый, нальет хозяин. Выходишь, еле ногами ворочаешь, и уже не помнишь, за что сговорился, за деньги или за просто так. И трактирщики наливают в долг. Тут вообще уже нельзя не пить, бесплатно же. А долги отдавать не скоро. Вот и пьет Порфирий, заливается и во всех бедах своих винит отца и мать, хозяев и трактирщиков. Непросто Порфирию понять, что виноват он сам. Протрезвел бы, глядишь, и жить стало бы, если и не легче, то веселее.

3. Еремей – работник железной дороги, справедливый, трудолюбивый мужик. Но не по справедливости с ним обходится жизнь. Однажды, он теряет ноги. И работу соответственно. Тяжело приходится его жене и маленькой дочери, хоть помирай ложись.

4. Иван Мезенцев – еще один рабочий с непростой судьбой, но с горячим сердцем.

5. Алексей – врач, сын ссыльного. Вырос в интеллигентной семье, добрый, умный, начитанный, но неприспособленный к суровой жизни. Хочет он жить по правде, а правды нет.

6. Иван Михайлович Василев – местный купец, богатей.

7. Петруха – богатый крестьянин, кулак. Готов горло перегрызть любому за деньги. Не гнушается ничего - ни воровства, ни убийства. Главная цель его жизни - богатство и сытость. И все ему мало.

8. Анна (Анюта) - невеста врача Алексея, так и не ставшая ему женой по идеологическим причинам. Он хотел маленького счастья для себя одного, она же - для всех людей.

9. Лизавета (Лиза) – дочь Клавдеи, жена Порфирия.

Вот с Лизаветы и стоит начать, поскольку именно история ее жизни будет тянуться через всю книгу.

Родители холили и лелеяли Лизу, думали, хорошо отдадут замуж, но не получилось. Однажды Лиза пошла в лес за ягодами и ее там изнасиловали. Кто именно – не знает и не видела. О насилии никому не рассказывала, кроме матери. Но и не надо, через 9 месяцев все равно все всё узнают, ведь Лиза забеременела.

И тут бы родителям поддержать ее, сказать, что воспитают, помогут, оградят от людских пересудов.

Но, как водится, общество, мнение досужих кумушек оказывается важнее родной дочери, ее счастья и благополучия. Кто такая дочь? Товар, который испортился уже. А от товара нужно избавиться. Вот и придумал отец, как это сделать. Он споил Порфирия и подговорил его жениться на Лизе. У Лизы нет выбора – либо в прорубь, либо замуж за алкоголика. Вот и пошла. Естественно, что ничего о ребенке Порфирию не сказала. Замуж вышла и уехала в неприветливый холостяцкий дом мужа. Мать очень о ней горевала, но отец запретил видеться. Вот и не виделись и даже не знали, как она живет и чем.

А жила Лиза плохо. Муж пил, правда, не бил ее. Но крушил все в доме. Да и страшно с таким жить. А жить приходилось. Рожать тоже пришлось. Решила Лиза это сделать дома, чтобы никто не смог посчитать, сколько месяцев ребенку. Родила мальчика, понесла его на осмотр к врачу, а тот сразу понял, что никак не может быть такой большой ребенок недоношенным. Он ей это и сказал. Лиза в слезы, просила не говорить мужу. Но врач честный, он не может такого не сказать. Да и нашелся слушатель у их разговора. И вскоре по деревне слухи поползли, узнал Порфирий. Пошел домой жену убивать.

Вот такая у Лизы жизнь.

Спрашивается, зачем растить ребенка в любви, чтобы так с ним поступить, выдать вот за такого насильно замуж, загубить ее счастье и молодость?

Одно порадовало – расплатилась судьба с родителями. Не было им тоже жизни. Но разве могла расплата Лизу утешить, изменить ее судьбу?

Вся книга такая горестная. Повествование доводится автором до зимы 1906 года, до времени, когда была подавлена первая русская революция. Но современному читателю не стоит думать, что это еще одна книга о революции. Совсем нет, отрезки, посвященные революционным идеям, как раз даются писателю не очень хорошо, а вот в том, чтобы описать чувства людей, жизнь их и быт – он мастер.

На мой взгляд это книга о поиске справедливости. О том, что несправедливость, которую творят высшие чины, никак не оправдывает ту несправедливость, которую творит любой батрак по отношению к знакомым, к своим родным и близким.

Разве была Лиза виновата в том, что случилось? А раз нет, то, какое право имели ее родители судить ее? Да еще и так жестоко. А раз не имели права, но судили, то, как они могут возмущаться тем, как в отношении них поступает богатый помещик. Он всего-то выгоняет из жилья, лишает работы, унижает чужих ему по крови людей. Они же проделывают все это с собственной дочерью.

В дальнейшем, автор тонко покажет как образование, правильные разговоры о добрых, важных вещах, о прощении и терпении, о борьбе за свободу не только с богатеями, но и с самим собой, помогают человеку вырасти, стать лучше.Но Лизу мне было очень жалко.

Ну и другая линия, оставим пока Лизу. В Сибирь едут переселенцы из других регионов России. Это обычные люди с семьями, с голодными детьми. И надеются они на лучшую жизнь, пусть и голодную, но на своей земле.

Авось в том крае малолюдном,

Где спит природа беспробудно,

Прекрасна в дикости своей,

Земли и хлеба будет вволю,

И доброй взысканы судьбой,

Мы переменим горе-долю

На счастье, радость и покой.

Но на что надеяться, если встречают их со злобой вовсе не богатей помещики, а свои же крестьяне. Им кажется, что пришлые не так говорят, не так ведут себя, может и в Бога не так верят. Зачем они сюда пришли, отнять то немногое, что есть у местных?

Продавши скот, дома в селенье,

Бесплодный клок родной земли

Облив слезами сожаленья,

Они за счастием брели….

А какое счастье, если самим есть нечего?

Но опять же местные могли быть и добрее. И вновь автор показывает, как грамотность, идеологическая подготовка, взращивание в себе, воспитание каких-то ценностей, помогают человеку быть терпимее, добрее, справедливее. Многие из тех, кого в 1905 году подымали на борьбу с монархией уже думали не только о себе, но и о ближнем, об его благополучии. И эти мысли появились не просто так, а от образованных людей, от людей, читавших книги, готовых показать другим людям, что вполне можно построить мир, в котором человек человеку брат, а не волк.

Вот такие мысли у меня возникли после прочтения этой истории. Тяжеловато читалось, все же 1300 печатных страниц, на чтение, я никуда не спешила, ушло два месяца, но на самом деле, если не отвлекаться на другие книги, можно и за 2 недели управиться.

Советовать всем не буду, это не приключения и не историческая проза, это тяжело читать и местами вся слезами исходишься. Но это прекрасный образчик советской литературы. Эта книга точно может многому научить и помочь многое понять в жизни. Если не пугает объем и вот все перечисленное выше, то, конечно же, читайте. Ну а если не ваше, не мучайтесь. Вокруг еще много хороших книг!

Стих Гиляровского взяла для иллюстрации, в самом произведении его нет.

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить ей лайк и подписаться на канал!