В минувшую пятницу прошло заседание попечительского совета мемориального комплекса «Концлагерь «Красный». Оно было приурочено к Международному дню памяти жертв Холокоста. Мероприятие, носящее не только исторический, но и практический характер, открыл глава крымского парламента Владимир Константинов, который отметил масштабность и безнаказанность трагедии еврейского народа. Участникам была показана презентация проекта мемориала «Картофельный городок». В ходе обсуждения также был рассмотрен вопрос об увековечении памяти воинов, павших в годы Крымской войны 1853—1856 гг.
Ежегодно 27 января весь мир вспоминает жертв Холокоста, к которому приурочена последующая Неделя памяти. В тот утренний день 1945 года в лагерях Освенцим и Биркенау оставалось около 7000 узников. За весь период в Освенциме были умерщвлены более миллиона заключённых. Общее число истреблённых в лагерях смерти евреев в годы Второй мировой войны оценивается в шесть миллионов человек.
Сегодня каждый из нас произносит слова, направленные в будущее, чтобы быть последовательными в своей непреклонной позиции осуждения проявлений нацизма в любой его форме, дабы не допустить его возрождения впредь.
Трагедия Холокоста стала объединяющим фактором для мирового еврейства, сплотила антифашистские силы. Но, к сожалению, в XXI веке эта дата стала не только фактором объединения и сохранения общей памяти человечества о жертвах Второй мировой войны, но и предметом надуманных политических дискуссий. И сегодня мы проводим этот день с невольной оглядкой на непродуманные и необоснованные решения польского правительства, ограничивающего въезд на памятные мероприятия для членов официальной делегации России — страны-правопреемницы СССР, который освободил узников Освенцима.
Главный раввин России Берл Лазар дал свою оценку официальному решению Варшавы. Он назвал унизительным то, что нашу страну не пригласили на годовщину освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим): «Это происходит не впервые. Для нас это унижение точно, потому что мы прекрасно знаем и помним роль Красной Армии в освобождении Освенцима, победы над нацизмом».
Холокост представлял собой систематический, спонсируемый Германским государством режим преследований и убийств примерно шести миллионов евреев, осуществлённый нацистами и их сторонниками. Это был динамично развивающийся процесс, который происходил по всей Европе в период с 1933-го по 1945 год (Энциклопедия Холокоста).
Открывая заседание попечительского совета мемориального комплекса «Концлагерь «Красный», Председатель Государственного Совета Республики Крым В. Константинов отметил: «Освенцим был превращён нацистами в гигантский комбинат смерти. По различным данным, от семидесяти пяти до девяноста процентов людей, доставляемых в лагерь, сразу же направлялись на уничтожение. Символично, что именно в этот памятный день мы проводим первое заседание попечительского совета в новом году и именно на территории мемориального комплекса «Красный»».
Оценку проявления Холокоста в Крыму накануне памятной даты дал вице-спикер крымского парламента Владимир Бобков. «В Крыму Холокост имел своё преломление. Безусловно, сама его суть — это политика эволюции страшного преступления. Нацисты не сразу пришли к решению о том, что каждый еврей должен быть уничтожен физическим способом. Они искали подход: какой народ, как и каким образом выбрать в качестве главного врага немцев, чтобы объединить униженный итогами Первой мировой войны этнос. Выбор пал на евреев, их обрекли на роль основной жертвы внутренней политики Германии».
Вопросом, почему выбор пал на евреев, задаются многие до настоящего времени, и этот вопрос открытый. «Почему для нацистской Германии это были евреи? Ненависть к евреям у Гитлера прогрессировала, как и у его команды. Он формировал образ врага. Так легче мобилизовать вокруг себя свой народ. Сейчас на Украине народ науськивается на русских. В чём разница? Типологически ни в чём», — подчеркнул Владимир Константинов.
Первоначально предлагались различные, относительно гуманные, варианты решения еврейского вопроса: от перемещения представителей этого этноса на Мадагаскар до постоянного местонахождения их в рамках гетто. И лишь затем, по целому ряду причин, было принято решение о физическом устранении народа.
Евреев нацисты уничтожали с учётом региональных особенностей. Наиболее массовой была расправа на территории Восточной Европы — Польши и оккупированных западных областей СССР. В Крыму с ужасами Холокоста связан период конца 1941-го — начала 1942 годов, когда последовательно было умерщвлено первоначально городское, а затем и сельское еврейское население. Для физического устранения использовались все возможные и специально утверждённые для этого способы. Основным был расстрел.
В Симферополе карательная машина была запущена в ноябре 1941 года. В городе появились объявления, которые вначале призывали евреев зарегистрироваться в специальных пунктах, потом — обозначиться путём нашивки соответствующих знаков на одежду, а затем уже явиться в соответствующие места сбора. Оставшиеся немногочисленные очевидцы хорошо помнят эти пункты по улице Гоголя (у здания нынешнего Центрального музея Тавриды), на территории современной медакадемии КФУ и по улице Студенческой, 13, где располагалось здание Талмуд-торы, которое также использовалось в качестве места сбора.
Из пунктов назначения людей на машинах вывозили на 10-й км Феодосийского шоссе, который и стал местом последнего упокоения для тысяч жителей Симферополя. Нацисты уничтожали людей, работая, как хорошо организованный конвейер. Расстрельные команды (выжившие преступники сами в этом признавались) сменяли одна другую. Одна уставала — на смену ей приходила следующая. Всего за считанные дни по этническому признаку в декабре 1941 года было уничтожено порядка 12-ти тысяч симферопольцев.
Очевидцы вспоминают, что некоторые улицы города просто обезлюдели. Еврейское население традиционно селилось компактно, дворами. Иногда целый двор после расстрелов превращался в безлюдное пространство. К огромному сожалению, массовый характер уничтожения людей привёл к утрате полноценных данных о жертвах нацистов.
Летом 1942 года пришёл черёд сельских евреев. При их уничтожении часто использовался не только метод расстрела, но и газвагены (душегубки), которые заведомо были пригнаны нацистами и базировались в автопарке СД в Симферополе для истребления людей по всему полуострову. Евреев Крыма постигла страшная участь.
Наряду с массовой трагедией были и бесконечные примеры подвигов, направленных на сохранение, в единичном и в групповом масштабах, жизней людей еврейской национальности: соседи, друзья или просто незнакомые люди пытались прятать невинных людей, рискуя жизнями.
Владимир Бобков делится своими впечатлениями: «Памятен в данном контексте пример жены одного из узников, погибшего в концлагере «Красный», — Евгения Александрова. По воспоминаниям близких, она прожила в подвале под печью все годы оккупации, выходя на улицу подышать воздухом лишь ночью, чтобы снова схорониться в этом подземелье. Нам сложно представить, какой была эта борьба за жизнь. Но люди выжили, для того чтобы потом восстановить страну и дать ей возможность существовать и развиваться дальше».
Холокост — преступление без срока давности, сделал акцент в ходе мероприятия спикер крымского парламента В. Константинов. Он отметил, что «соучастниками этих страшных преступлений является весь немецкий народ периода Второй мировой войны. Они знали о трагедии еврейского народа, они — полноценные участники этих убийств. Европейские страны (Франция, Голландия) — тоже соучастники, так как выдавали евреев оккупационным властям. Европейских источников об этой трагедии дошло до нас тоже не так уж и много — например, дневник Анны Франк. Сотни тысяч человек, загруженных в поезда, были отправлены в нацистские концлагеря. Подспудно антисемитизм присутствовал и в Польше. Польское население, аналогично жителям Западной Европы, принимало участие в перемещении евреев в гетто, а потом и в концентрационные лагеря. Поляки также запятнали себя расправами над евреями, присваивая себе их имущество. Еврейская община в Польше практически перестала существовать после самого кровавого в послевоенной Европе еврейского погрома в 1946 году в городе Кельце. Многие преступления так и не были расследованы, свидетели и свидетельства уничтожались. Мы до сих пор не знаем точное количество погибших».
Признание Холокоста — отдельная тема. Владимир Андреевич отметил, что «многие не хотели верить в Холокост, не верила в его реальность Америка, не принимала изначально Великобритания, не всегда адекватно оценивали и в Советском Союзе. У СССР были свои стереотипы с темой лагерей. Попавший в лагерь уже сам по себе якобы был в чём-то виноват».
Обсуждение тематики Холокоста на заседании попечительского совета переросло в рассмотрение другого аспекта истории Великой Отечественной войны в Крыму — увековечения памяти жертв нацистов на территории «Картофельного городка». С докладом выступил основной проектировщик будущего мемориала — В. Кононов (директор ОАО «Лидер»). Он рассказал о документальной и исторической основах сооружения мемориального сквера на месте расположения бывшего концлагеря.
В основу концепции утверждённого проекта создания памятного сквера положена стилизация разрушенного подвала овощехранилища, приспособленного для содержания узников. С этой целью предполагается возведение бетонных «остовов» — стен и перекрытий с грубой, неровной поверхностью и «ломаными» торцами, из которых торчит изогнутая арматура.
В северо-западной части комплекса предполагается установить памятный знак в виде пирамиды с пятиконечной звездой, облицованной красным мрамором, выполненной в одном стиле с памятными знаками, установленными на территории «Красного», как символами вечной памяти о трагедии и жертвах советских граждан в фашистских лагерях. На постаменте, облицованном чёрным мрамором, предусмотрено нанесение методом гравировки памятной надписи.
По утверждённому проекту, к знаку будет вести широкая аллея, которая позволит проводить церемонии и возложение цветов с участием большого количества людей.
В сквере оборудуют освещение нескольких типов: парковые светильники вдоль аллеи; прожекторы в районе памятного знака и северо-восточных стен; экстерьерная подсветка северо-западных стен в виде подвесных ламп 40-х гг.; направленных цветных прожекторов на кроны деревьев для создания атмосферы при проведении соответствующих мероприятий. Цвета призваны символизировать: красный — борьбу, трагедию, синий — скорбь, зелёный — жизнь.
По периметру комплекса предусмотрен забор из железнодорожных рельсов, символизирующих неопределённость будущего и путь к следующему месту заключения. Разорванная колючая проволока означает освобождение и победу над фашизмом. С целью повествования об истории лагеря предусмотрена экспозиция, размещённая с двух сторон вдоль забора на «колючей проволоке».
В завершение работы совета присутствовавшие рассмотрели вопрос о ходе реализации плана по увековечению памяти воинов, павших в годы Крымской войны 1853—1856 гг. и захороненных в городе Симферополе на Военно-историческом кладбище. Секретарь попечительского совета Юрий Зозуля указал на необходимость благоустройства территории, которую предполагается использовать для организации выставок, открытых уроков и других мероприятий патриотической направленности.
Юрий Петрович отметил, что уже к 1 сентября 2023 года будет возможность провести на свежем воздухе открытый урок, посвящённый Крымской войне. Перед членами совета была поставлена задача расширения географии памятных мест, связанных с Крымской войной. Говорилось о создании карты-схемы событий и захоронений периода Восточной войны на территории всего полуострова, также рассматривалось создание интерактивного варианта карты событий. Обсуждались также сроки реконструкции лестницы, ведущей к храму на территории кладбища. В настоящее время продолжается активная исследовательская работа в Государственном архиве. Планируется составление Книги памяти при активном участии вице-спикера крымского парламента В. Бобкова. Председатель Государственного Совета РК В. Константинов подытожил, что общая смета проекта составляет порядка 5—6 млн рублей: «Три миллиона мы должны получить из бюджета города Симферополя, а три — из попечительских средств».
Историческая память — важнейшая часть нашей жизни. Без мероприятий историко-охранного характера невозможно сохранение нашего исторического наследия. Трагические страницы истории, увековеченные в памяти и в граните, — немой цензор и страж на пути возникновения человеконенавистнических ростков нацистских идей, по-звериному первобытно делящих единое человечество по расовым и национальным признакам.
Роман БЛИЗНЯКОВ
Фото Пресс-службы Госсовета РК.