Все упрямо твердят - Петербург чудесный город, но климат - жуть! Дожди, слякоть, вечная чахотка. Этот миф передаётся из года в год. Откуда ноги растут? Посмотрим. Или разбиваем миф о Чахоточном Петербурге.
"На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн". Этими словами Пушкина мы все представляем Петра Первого, одиноко стоящего у воды.
Глядит наш царь вдаль и мечтает о строительстве новой Столицы, на краю земли. "Здесь будет город заложён". Посреди болот, в безлюдье диком,..
А на самом деле, местность эта считалась заселённой. Маленькие деревушки были разбросаны по берегам Невы посреди густого леса. В чаще водилась дичь, в Неве - рыба. А река-то была...не просто река. Это было Начало великого торгового пути "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ". Понимаете? Товары торговались и обменивались между морями, Балтийским и Средиземным. Населяли эти берега малые народности - чудь, водь, корелы (через букву о), финны, шведы, ижора, эстонцы. Левый берег принадлежал новгородцам или московитам (по очерёдности), правый берег - шведам. Болот было много, правда. Но и клюквы на болотах тоже было полно. равно как и других северных ягод - брусники, голубики, черники и морошки. А грибы торчали из мха под ёлками. Иди и собирай. Так что край этот был всегда - вполне обитаемым и не обделённым богатой природой. И никакой чахотки!
А дальше - началось мощное строительство Града Петра. Со всех концов страны насильно "сволакивали" работников-строителей. (Отсюда образовалось слово "сволочь", совсем безобидное когда-то). Обязательно привозили камни, для укрепления мягкого грунта на берегах рек и речушек. Для строительства морских судов нещадно вырубался высокий корабельный лес. Остальной же лес шел на постройку домов. Так эта территория очищалась от леса и постепенно "обрастала" камнем.
Простые горожане жили в небольших домах. Богатые люди поселялись в усадьбах с большими дворами, флигелями и приусадебными постройками. При этом сажали во дворах - в указательном порядке - плодово-ягодные и цитрусовые деревья (в оранжереях). Не разрешалось вырубать липу и дубы.
Поэтому Петербург в свои первые 100 -150 лет не был "каменным и чахоточным" городом. На широких улицах красовались величественные дворцы, возводились богатые поместья, на привольных окраинах строились усадьбы.
И у Пушкина Петербург - красивый, роскошный, богатый, яркий город, с площадями и парками, театрами и балами, с каретами и пышными гуляньями.
С роскошными мостами. Вокруг по набережным высаживались деревья. Таким был Петербург до середины 19-го века.
Но со временем город заковывался в камень и гранит. Живая зелень отступала. Когда же город превратился в чахоточный Петербург? С наступлением эры Доходных домов. Выкупались участки земли, на которых хозяева возводили Доходные дома. Предполагалось, что каждая квартира и даже комната будет сдаваться в наём - читай, приносить доход. А как увеличить доход? Очистить внутренние дворы от деревьев и застроить флигелями. Так площадь арендованного жилья возрастала максимально. Застраивалось внутреннее пространство двора так скученно и тесно, что для прохода туда жильцов вырезались арки. А дворы превращались в дворики и дворы-колодцы.
Земля в центре города была очень дорогой. Отсюда возникла такая скученность. Окна двух противоположных флигелей смотрели друг на друга на расстоянии 3х метров. Из Центра Петербурга исчезли деревья и кустарники. Каменные булыжные мостовые вплотную подходили к домам. Во дворе оставалось место лишь для выгребной ямы - она заполнялась нечистотами доверху. В комнатах-квартирах не было канализации. На этажах в конце коридора устанавливались "нужники" (туалеты) с деревянной шахтой. Все "человеческие отправления" попадали вниз, в выгребную яму. Отбросы, мусор в ведрах на тросах с помощью специальных подъёмных механизмов опускались с верхних этажей и выносились в такие выгребные ямы. Помимо ям в каждом дворе имелись "отхожие места" для жителей этих домов. Приезжал на телеге с большим баком золотарь, очищал выгребную яму и "отхожее место". Это делалось раз в месяц после полуночи. Увозились отходы к заливу, грузились на суда и выливались в море за 2-3 версты от города. Хозяева недоплачивали золотарям, поэтому такие ямы подолгу не очищались. И люди выносили вёдра и выливали нечистоты прямо в речки и каналы. Вонь стояла страшная. Мухи распространяли кишечные инфекции. А от сильной скученности строений солнце не попадало на внутренние стены домов. И при большой влажности дома покрывались плесенью. Отопление было печное, дым валил из труб круглосуточно. Все городские речки были забиты баржами с дровами и углём, и пароходики дымили во всю мощь.
И вот такая сумасшедшая скученность жилья, плесневый грибок и задымление воздуха приводили к тому, что ЧАХОТКА стала болезнью Петербурга. Про антибиотики тогда никто не знал. Состоятельные горожане на лето уезжали на лечение, "на воды". А беднота - чахла и умирала. Вот и герои произведений Достоевского - вымученные, худые люди, с бледными лицами, кашляющие кровью. Каналы писатель называл Канавами, вонючими, с плавающими нечистотами. Ужасно!
После революции ситуация в Петрограде усугубилась. Многокомнатные квартиры доходных домов заселялись пролетариатом. Если раньше в апартаментах жила только одна семья с прислугой. То теперь в каждой комнате поселилась целая семья. Наступила эра коммуналок. С одной общей кухней и 20-ью семьями в каждой комнатушке. Старый Центр города стал более густозаселённым.
Однако, постепенно ситуация менялась. Печное отопление заменялось паровым и газовым. Воздух очищался. С воды исчезли баржи с дровами и углём. А сами каналы стали облицовывать гранитом. В дома провели канализацию. Канули в Лету золотари с их выгребными ямами. Отступили кишечные и лёгочные инфекции. Так что Чахоточный Петербург остался в прошлом.
И сегодня новые районы города утопают в зелени. Начиная с конца 60-х годов. Петербург огромен. И густо застроенный Старый центр составляет малую часть от всего современного Петербурга. Посмотрите на карту.
Красным кружочком я отметила Старый Центр города. А весь Петербург - разноцветным лоскутным одеялом обвил Финский залив.
Плохо, конечно, что дворики там остаются каменными. И зелень внутри дворов отсутствует. Ей просто негде расти, она солнца не видит. Для изменения ситуации нужно демонтировать все флигели бывших доходных домов и жилые перемычки между зданиями внутри. Расширить таким образом дворы, пустить туда солнце. И озеленить! (Тут я возомнила себя мэром московским с реновацией хрущёвок))).
А можно жить в городе (но не в самом центре), наслаждаться свежим, чистейшим воздухом с Залива и радоваться жизни!
Дожди? А куда же без них - это ведь Балтика. Но лето - солнечное и жаркое - вполне компенсирует заунывность пасмурного времени. И Золотая тихая осень - ежегодно приходит на помощь летнему зною.
Спасибо за лайки/комменты/подписки. Будьте здоровы! До встречи!