Найти в Дзене
Петербург и всё такое

Разбиваем миф о Чахоточном Петербурге сегодня

Все упрямо твердят - Петербург чудесный город, но климат - жуть! Дожди, слякоть, вечная чахотка. Этот миф передаётся из года в год. Откуда ноги растут? Посмотрим. Или разбиваем миф о Чахоточном Петербурге.

"На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн". Этими словами Пушкина мы все представляем Петра Первого, одиноко стоящего у воды.

Художник Лев Феликсович Лагорио
Художник Лев Феликсович Лагорио

Глядит наш царь вдаль и мечтает о строительстве новой Столицы, на краю земли. "Здесь будет город заложён". Посреди болот, в безлюдье диком,..

А на самом деле, местность эта считалась заселённой. Маленькие деревушки были разбросаны по берегам Невы посреди густого леса. В чаще водилась дичь, в Неве - рыба. А река-то была...не просто река. Это было Начало великого торгового пути "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ". Понимаете? Товары торговались и обменивались между морями, Балтийским и Средиземным. Населяли эти берега малые народности - чудь, водь, корелы (через букву о), финны, шведы, ижора, эстонцы. Левый берег принадлежал новгородцам или московитам (по очерёдности), правый берег - шведам. Болот было много, правда. Но и клюквы на болотах тоже было полно. равно как и других северных ягод - брусники, голубики, черники и морошки. А грибы торчали из мха под ёлками. Иди и собирай. Так что край этот был всегда - вполне обитаемым и не обделённым богатой природой. И никакой чахотки!

А дальше - началось мощное строительство Града Петра. Со всех концов страны насильно "сволакивали" работников-строителей. (Отсюда образовалось слово "сволочь", совсем безобидное когда-то). Обязательно привозили камни, для укрепления мягкого грунта на берегах рек и речушек. Для строительства морских судов нещадно вырубался высокий корабельный лес. Остальной же лес шел на постройку домов. Так эта территория очищалась от леса и постепенно "обрастала" камнем.

Простые горожане жили в небольших домах. Богатые люди поселялись в усадьбах с большими дворами, флигелями и приусадебными постройками. При этом сажали во дворах - в указательном порядке - плодово-ягодные и цитрусовые деревья (в оранжереях). Не разрешалось вырубать липу и дубы.

Поэтому Петербург в свои первые 100 -150 лет не был "каменным и чахоточным" городом. На широких улицах красовались величественные дворцы, возводились богатые поместья, на привольных окраинах строились усадьбы.

Источник slavianka.ru  Здание Большого театра на месте сегодняшней Консерватории. Вдали видны купола Богоявленского морского собора.
Источник slavianka.ru Здание Большого театра на месте сегодняшней Консерватории. Вдали видны купола Богоявленского морского собора.

И у Пушкина Петербург - красивый, роскошный, богатый, яркий город, с площадями и парками, театрами и балами, с каретами и пышными гуляньями.

Источник runivers.ru   Вид на Михайловский замок. Справа - роскошный висячий цепной мост. Сегодня - здесь Пантелеймоновский мост.
Источник runivers.ru Вид на Михайловский замок. Справа - роскошный висячий цепной мост. Сегодня - здесь Пантелеймоновский мост.

С роскошными мостами. Вокруг по набережным высаживались деревья. Таким был Петербург до середины 19-го века.

Но со временем город заковывался в камень и гранит. Живая зелень отступала. Когда же город превратился в чахоточный Петербург? С наступлением эры Доходных домов. Выкупались участки земли, на которых хозяева возводили Доходные дома. Предполагалось, что каждая квартира и даже комната будет сдаваться в наём - читай, приносить доход. А как увеличить доход? Очистить внутренние дворы от деревьев и застроить флигелями. Так площадь арендованного жилья возрастала максимально. Застраивалось внутреннее пространство двора так скученно и тесно, что для прохода туда жильцов вырезались арки. А дворы превращались в дворики и дворы-колодцы.

Скриншот с экрана сайт Яндекс Карты
Скриншот с экрана сайт Яндекс Карты

Земля в центре города была очень дорогой. Отсюда возникла такая скученность. Окна двух противоположных флигелей смотрели друг на друга на расстоянии 3х метров. Из Центра Петербурга исчезли деревья и кустарники. Каменные булыжные мостовые вплотную подходили к домам. Во дворе оставалось место лишь для выгребной ямы - она заполнялась нечистотами доверху. В комнатах-квартирах не было канализации. На этажах в конце коридора устанавливались "нужники" (туалеты) с деревянной шахтой. Все "человеческие отправления" попадали вниз, в выгребную яму. Отбросы, мусор в ведрах на тросах с помощью специальных подъёмных механизмов опускались с верхних этажей и выносились в такие выгребные ямы. Помимо ям в каждом дворе имелись "отхожие места" для жителей этих домов. Приезжал на телеге с большим баком золотарь, очищал выгребную яму и "отхожее место". Это делалось раз в месяц после полуночи. Увозились отходы к заливу, грузились на суда и выливались в море за 2-3 версты от города. Хозяева недоплачивали золотарям, поэтому такие ямы подолгу не очищались. И люди выносили вёдра и выливали нечистоты прямо в речки и каналы. Вонь стояла страшная. Мухи распространяли кишечные инфекции. А от сильной скученности строений солнце не попадало на внутренние стены домов. И при большой влажности дома покрывались плесенью. Отопление было печное, дым валил из труб круглосуточно. Все городские речки были забиты баржами с дровами и углём, и пароходики дымили во всю мощь.

Источник fishki.net  Вид на Фонтанку с Аничкова моста
Источник fishki.net Вид на Фонтанку с Аничкова моста

И вот такая сумасшедшая скученность жилья, плесневый грибок и задымление воздуха приводили к тому, что ЧАХОТКА стала болезнью Петербурга. Про антибиотики тогда никто не знал. Состоятельные горожане на лето уезжали на лечение, "на воды". А беднота - чахла и умирала. Вот и герои произведений Достоевского - вымученные, худые люди, с бледными лицами, кашляющие кровью. Каналы писатель называл Канавами, вонючими, с плавающими нечистотами. Ужасно!

После революции ситуация в Петрограде усугубилась. Многокомнатные квартиры доходных домов заселялись пролетариатом. Если раньше в апартаментах жила только одна семья с прислугой. То теперь в каждой комнате поселилась целая семья. Наступила эра коммуналок. С одной общей кухней и 20-ью семьями в каждой комнатушке. Старый Центр города стал более густозаселённым.

Однако, постепенно ситуация менялась. Печное отопление заменялось паровым и газовым. Воздух очищался. С воды исчезли баржи с дровами и углём. А сами каналы стали облицовывать гранитом. В дома провели канализацию. Канули в Лету золотари с их выгребными ямами. Отступили кишечные и лёгочные инфекции. Так что Чахоточный Петербург остался в прошлом.

И сегодня новые районы города утопают в зелени. Начиная с конца 60-х годов. Петербург огромен. И густо застроенный Старый центр составляет малую часть от всего современного Петербурга. Посмотрите на карту.

Скриншот с экрана монитора
Скриншот с экрана монитора

Красным кружочком я отметила Старый Центр города. А весь Петербург - разноцветным лоскутным одеялом обвил Финский залив.

Плохо, конечно, что дворики там остаются каменными. И зелень внутри дворов отсутствует. Ей просто негде расти, она солнца не видит. Для изменения ситуации нужно демонтировать все флигели бывших доходных домов и жилые перемычки между зданиями внутри. Расширить таким образом дворы, пустить туда солнце. И озеленить! (Тут я возомнила себя мэром московским с реновацией хрущёвок))).

А можно жить в городе (но не в самом центре), наслаждаться свежим, чистейшим воздухом с Залива и радоваться жизни!

Дожди? А куда же без них - это ведь Балтика. Но лето - солнечное и жаркое - вполне компенсирует заунывность пасмурного времени. И Золотая тихая осень - ежегодно приходит на помощь летнему зною.

Спасибо за лайки/комменты/подписки. Будьте здоровы! До встречи!