31 подписчик

Красивая демонстрация силы

1920-е годы для нашей страны знаменуются  коренной перестройкой не только всего быта, но и самого человека.

1920-е годы для нашей страны знаменуются  коренной перестройкой не только всего быта, но и самого человека. Чтобы новые социальные идеи стали яркими и желанными, необходимо было пропитать ими всё жизненное пространство, идеи должны были проникнуть в умы и души людей, переворачивая все прежние представления о жизни.  С большим энтузиазмом включились в преобразования мира художники. Кажется, они никогда еще не жили такой напряженной жизнью. Известные художники оформляли массовые мероприятия и агитплакаты, разрабатывали эскизы костюмов к новым авангардным театральным постановкам  и проекты прозодежды.  Таким образом искусство, раньше доступное только элите, входило в быт каждого отдельного человека.

В этот период происходит пересмотр места и значения «старой» моды, предназначенной для избранных. Не последнюю роль в демократизация модельного дела, сыграли художники, сгруппировавшиеся  вокруг журнала «ЛЕФ»: Варвара Степанова, Любовь Попова, братья Александр и Виктор Веснины, Александр Родченко. Основной новой  формы одежды они считали «прозодежду», называя её «костюмом сегодняшнего дня». Под «прозодеждой» подразумевались разные виды профессиональных костюмов, среди которых особо выделяли спортивную форму.

Варвара Степанова, супруга Александра Родченко, единственный из всей группы конструктивистов профессиональный конструктор одежды, писала: «Особый вид костюма - спорт одежда. Её основные черты: минимум одежды, несложность одевания и ношения, особая значимость цветового эффекта для выделения отдельных спортсменов и спортивных групп».

Спортивная одежда Варвары Степановой.
Спортивная одежда Варвары Степановой.

Активное создание многообразной спортивной формы отвечало духу и потребностям времени. Власти ставили задачу воспитать здоровых, крепких, как нравственно так и физически, молодых людей. Уже с 1919 года в Москве начали проводить Парады физкультурников. Парады были призваны пропагандировать среди советского народа занятие физической культурой и спортом. После Парада 1923 года, который собрал в Парке культуры и отдыха имени Горького более 2 тысяч юношей и девушек со всего СССР, в стране начали ежегодно отмечать День физкультурника.

В 1931 году была утверждена программа физкультурно-спортивный подготовки «Готов к труду и обороне». К стандартным парадно-физкультурным лозунгам «Да здравствует спорт!» или «Слава советской молодёжи!» прибавляются такие, например, как «Да здравствуют советские физкультурники - боевой резерв Красной Армии!» или «Если завтра война, будь сегодня готов к походу!».

В 30-е больше, чем раньше,  внимания уделяют спортивной подготовке детей. В Москве появляется первая детская спортивная школа. В Хамовниках «Рабочий сад  «Одиссей» имени Александра Мандельштама» превращается в Первый детский парк, где открыли спортивные секции, обустроили спортивные площадки, велодорожки, возвели даже парашютную вышку.

1920-е годы для нашей страны знаменуются  коренной перестройкой не только всего быта, но и самого человека.-4

Постоянной площадкой проведения Парада физкультурников стала, конечно, Красная площадь. В этом плане площадь имеет богатую историю: парадные шествия в ознаменование военных побед на ней проводились уже в XVII-XVIII веках. В 1930-е годы Красная площадь преобразилась. Она стала такой, какой мы её знаем. Булыжник заменили брусчаткой в 1930-м году. Этот дорогой камень редкой магматической породы специально привезли из Карелии с побережья и островов Онежского озера. Главное достоинство камня в его потрясающей прочности,  он надежнее, чем гранит. Это подтверждают регулярные военные парады, которые проводятся ежегодно. Брусчатка остается невредимой. Но вернемся к физкультурникам.

С каждым годом парады становились интереснее, красочнее и масштабнее. По сохранившимся статистическим данным в них принимало участие от 40 до 80 тысяч человек, это молодёжь из самых разных коллективов - трудовых, учебных, профессиональных и добровольных спортивных обществ.

Со временем парады стали делиться условно на две части - это непосредственно проход перед трибунами и массовые выступления, которые задействовали пространство всей площади. Перед режиссером стояла непростая задача соединить непрерывное шествие с различными спортивными номерами. Зрелище должно быть ярким, не лишенным театральности. Карьеры многих молодых художников, хореографов, балетмейстеров, музыкантов начались именно с физкультурных парадов.

1920-е годы для нашей страны знаменуются  коренной перестройкой не только всего быта, но и самого человека.-5

Музыкальным сопровождением, как правило, были марши. Это создавало не только настроение, но задавало  необходимый ритм. Немаловажной составляющей являлись лозунги, которые накануне публиковались в газетах. Эти же лозунги проносились участниками парада перед трибунами.

Очень запоминающимся получился Парад 1936 года. В этом параде среди прочих своё мастерство продемонстрировали гимнасты, велосипедисты, штангисты, баскетбольные и волейбольные команды. Боксёры несли на своих плечах 28 боксёрских рингов, на каждом из которых шли бои. Два грузовика везли катки, на которых выступали фигуристы. Также свое мастерство посчастливилось продемонстрировать футболистам спортивного общества «Спартак», созданного в 1935 году высококлассным спортсменом и природным лидером  Николаем Старостиным. Режиссером постановочного матча выступил молодой режиссёр «Театра Сатиры» Валентин Плучек.

Для проведения показательного футбольного матча спортсмены из общества «Спартак»  шили в течение нескольких суток по ночам на самой площади огромный ковер, на котором разместили огромное футбольное поле и беговые дорожки. Днём неоконченный ковёр скатывали к зданию ГУМа. В работе принимали участие около 300 спортсменов, которые сшили ковёр из войлока площадью 7,5 тысяч квадратных метров. Перед самым парадом ковёр покрасили в зелёный цвет и нанесли на него разметку футбольного поля.

В том историческом матче, сыгранном на Красной площади перед вождями советской страны, участвовали только спартаковцы, разделенные на две команды: «красные» и «белые». Николай Старостин в своей книге «Футбол сквозь годы» написал: «Голы были предусмотрены заранее, во всем мыслимом многообразии вариантов: они забивались головой, пяткой, в прыжке, падении, с углового, с пенальти... Сам факт выступления на Красной площади на глазах всего руководства страны так «завел» нас, что играли, не щадя себя. Матч закончился с результатом 4:3 в пользу основного состава. Неискушенная в футболе публика, заполнившая трибуны Мавзолея и гостевые места на Красной площади, была в восторге... Я непрерывно бросал взгляд на Мавзолей, и чем дольше не было взмаха руки, тем яснее становилось: футбол «хозяину» нравился. Вместо оговоренных по сценарию тридцати минут матч продолжался почти целый тайм.Путь к «высочайшему» признанию, на который «Динамо» понадобилось 13 лет, «Спартак» преодолел за 43 минуты».

Говорят, Сталин резюмировал: «Играли хорошо».

К Параду физкультурников 1937 года готовились особенно: он был приурочен к 20-летию Октябрьской революции. В параде приняли участие 45 000 спортсменов. Приехали делегации из 11 союзных республик. В одной июльской дневниковой записи Елены Сергеевны Булгаковой, супруги известного писателя, сохранились такие строки: «Остановились на Арбатской площади, смотрели на физкультурников. Издали  очень красивое зрелище - коричневые тела, яркие трусы». Интересно, что начиная с 1937 года в постановках номеров режиссеры парадов стали задействовать танцовщика Большого театра и хореографа Игоря Моисеева,  создавшего как раз в 1937 году профессиональный ансамбль народного танца. И опять, как и в прошлом году, в празднике приняли участие спартаковцы!

Начиная с 1937-го года, парады стали Всесоюзным праздником молодёжи. Телевизионную версию парада зрители смогли увидеть в 1938 году. Получивший к тому времени известность режиссер Григорий Александров (на его счету уже были такие кинокомедии, как «Весёлые ребята» и «Цирк») снял фильм «Физкультурный парад».

Игорь Моисеев в 1938 году для делегации Института физкультуры поставил номер «Если завтра война», который до сих пор является эталонным для режиссеров массовых представлений.

Парады физкультурников, соединившие искусство и спорт, зрелищность и красоту, заложили фундамент для отдельного жанра - массовых спортивно-художественных постановок. Режиссёр Николай Охлопков писал: «Эти народные спортивные праздники являются не только смотром ежегодной физкультурной работы. Это истинно народное зрелище. Это - новый вид искусства, монументального, грандиозного, в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию». Сегодняшние масштабные торжественные спортивные праздники в своей основе - те самые физкультурные парады, некоторые из которых вошли, без преувеличения, в сокровищницу массового искусства.

А «Спартак», кстати, в 1937 году за заслуги в развитии физкультуры и спорта был награжден орденом Ленина.


P.S. Надеюсь, что Вы открыли для себя что-то новое. Подписывайтесь на мой канал: мне будет приятно, а Вы и в следующий раз не пропустите интересные статьи и факты.