Найти тему
Денис Тимичев

Мифы и легенды Коромысловой башни.

Здравствуйте дорогие читатели.

В интернете вы модете прочитать 2 легенды происхождения названия Коромысловой башни.

Коромыслова башня Нижегородского кремля. Нижний Новгород. Обьект культурного наследия федерального значения.
Коромыслова башня Нижегородского кремля. Нижний Новгород. Обьект культурного наследия федерального значения.

Я постараюсь здесь собрать все интерпритации двух этих легенд.

Начнём с первой, она гласит:

...по древне-русскому поверью под городкие стены непременно должно было быть зарыто какое-нибудь живое существо. Только живая теплая кровь спаяет стены крепче всяких цементов, сделает их неприступными для вражьих орудий.

Рано утром, когда было приступлено к закладке стен, мимо прошла молодая женщина с коромыслом на плече, направлявшаяся за водой на речку Почайну. Она была первым живым существом, прошедшим мимо и должна была быть принесена в жертву: ее убили и закопали вместе с ведрами и коромыслом и над рвом, где она была зарыта, воздвигли башню и прозвали ее Коромысловой.

Интересная конечно легенда, по моему чисто мнению, это языческий обычай. А мы знаем, что к моменту строительства каменного кремля в Нижнем Новгороде таких обычаем не могло быть. Т.к. крещение Руси произошло в 988, а по другим источникам 990-991гг.

Но вернёмся к легенде, есть и другая версия этой легенды:

олучать лучшие статьи "МК"?

ДАНЕТ, СПАСИБО

18.12.2015 В 07:54

ОБЩЕСТВО

6422

+

A

-

Замурованная Алёна

Нижегородские тайны кровавых ритуалов

ПОДЕЛИТЬСЯ







В старинных песнях и преданиях народного эпического фольклора иногда встречаются леденящие душу рассказы о кровавых человеческих жертвоприношениях. А были ли они на самом деле? Об этом можно судить не только по архаичным устным рассказам, но и по данным нижегородской археологии.

Легенда Коромысловой башни

ADRIVER

Немало нижегородцев и гостей нашего славного города слышали легенду о Коромысловой башне Нижегородского кремля. Говорят, что произошло это трагическое событие во время замены деревянных стен кремля каменными. Согласно древнейшей традиции, чтобы башня надежно стояла, строителям было необходимо принести кровавую жертву. Поэтому сразу по завершении постройки они стали ждать первое живое существо, которое появится возле нее. Им оказалась шедшая по воду с коромыслом и ведрами на реку Почайну молодая жена купца Григория Лопаты – Алена. В то злополучное утро она проспала и спешила принести домой воды. Решила возвращаться на верхний посад с ведрами на коромысле не окружной дорогой, огибая городскую стену, а более коротким путем – тропинкой по склону горы. Возле крепостной стены ее окружили строители и для вида попросили напоить их водой. Схватив молодую женщину, крепко привязали ее к доске и спустили в яму. Туда же бросили и коромысло с ведрами: жестокий обычай требовал замуровывать с жертвой все то, что при ней было.

НИЖНИЙ НОВГОРОД

TELEGRAM «MK»

Хотите сразу получать лучшие статьи "МК"?

ДАНЕТ, СПАСИБО

18.12.2015 В 07:54

ОБЩЕСТВО

6422

+

A

-

Замурованная Алёна

Нижегородские тайны кровавых ритуалов

ПОДЕЛИТЬСЯ







В старинных песнях и преданиях народного эпического фольклора иногда встречаются леденящие душу рассказы о кровавых человеческих жертвоприношениях. А были ли они на самом деле? Об этом можно судить не только по архаичным устным рассказам, но и по данным нижегородской археологии.

Легенда Коромысловой башни

ADRIVER

Немало нижегородцев и гостей нашего славного города слышали легенду о Коромысловой башне Нижегородского кремля. Говорят, что произошло это трагическое событие во время замены деревянных стен кремля каменными. Согласно древнейшей традиции, чтобы башня надежно стояла, строителям было необходимо принести кровавую жертву. Поэтому сразу по завершении постройки они стали ждать первое живое существо, которое появится возле нее. Им оказалась шедшая по воду с коромыслом и ведрами на реку Почайну молодая жена купца Григория Лопаты – Алена. В то злополучное утро она проспала и спешила принести домой воды. Решила возвращаться на верхний посад с ведрами на коромысле не окружной дорогой, огибая городскую стену, а более коротким путем – тропинкой по склону горы. Возле крепостной стены ее окружили строители и для вида попросили напоить их водой. Схватив молодую женщину, крепко привязали ее к доске и спустили в яму. Туда же бросили и коромысло с ведрами: жестокий обычай требовал замуровывать с жертвой все то, что при ней было.

ADRIVER

Однако рабочие пожалели несчастную и отказались зарывать беднягу. Тогда непреклонный главный мастер сам выполнил эту жуткую “работу”. Кстати, другое предание гласит, что строители будто бы пожалели девушку и вместо нее зарыли стрекозу (“насекомое-коромысло”), надо же им было соблюсти древний обычай. Якобы именно поэтому одна из башен Нижегородского кремля и получила название Коромысловой.

Вот второй вариант, по моему мнению, больше всего правдоподобен и менее драматичен.

Перейдём ко второй легенде, она гласит:

В 1520 году, когда только что соорудили кремлевские стены, подошли к Нижнему казанские царевичи Сейт, Булат да Кочелей, наделавшие много зла на Руси и погубившее много народа. Около Нижнего они постояли три дня и вдруг ушли (об этом факте упоминается и в летописях), не причинивши никому никакого вреда. Что было на самом деле,— не сумели ли они взять стен или встретили сильный отпор, трудно сказать, но народное предание объясняет это так: когда подошли к Нижнему царевичи татарские, все жители заперлись в Кремле, надеясь на крепость стен и боясь выйти за ворота. Въ это эремя одна красивая девушка вздумала пойти на Почайну за водой — ей не нравилось пить колодезную. Взяла она коромысло с ведрами, а в коромысле было не много, не мало два пуда, и вышла за город. Только вышла, татары на нее кинулись. Должно быть, хотели взять в плен. Но девушка не оробела: поставила ведра на землю, помолилась на святые церкви нижегородские и ударила первого подошедшего к ней татарина по голове. Сколько их ни подходило — она все бьет и бьет, целыми сотнями бьет, а татар все много остается. Наконец, они одолели девушку: изрубили ее в куски и зарыли у башни, вместе съ коромыслом, а сами подумали-подумали, да и решили скорее уйти. Решили, что если у нижегородцев женщины так сильны, то что же будет, если ратные люди на них выйдут. С тех пор башню и прозвали Коромысловой...

По моему мнению легенда эпичная даже и связана с героизмом и приправлена всё таки пересказами с преувеличением. На мой взгляд девушка, которую ксати звали тоже Алёна как и в первой легенде, могла оказать сопротивление и отбить максимум двух татар. Которые могли не ожидать этого, но вот дальше её могли просто из лука застрелить, а не лезть нарожом как говорится.

Спасибо за прочтение, ставте лайки, пишите комментарии и не забывайте подписываться.

До встречи.