16,7K подписчиков

"Город" Клиффорда Саймака: сага о безысходности или оптимистическая трагедия?

1,5K прочитали

Здравствуйте!

И снова я возвращаюсь к творчеству одного их самых любимых моих писателей-фантастов. Клиффорда Саймака. Для меня он навсегда останется одним из эталонных авторов, одним из тех титанов, на чьих плечах стоим мы все — современные авторы и читатели фантастики.

Здравствуйте! И снова я возвращаюсь к творчеству одного их самых любимых моих писателей-фантастов. Клиффорда Саймака.

Впервые роман «Город» я прочитал в начале девяностых. Прочитал… И остался совершенно не впечатлённым. Лучшими книгами Саймака я тогда считал «Космических инженеров» и «Заповедник гоблина», и философская литературная мозаика, фантастическая сага о медленном угасании человечества показалась мне растянутой, нудноватой и скучной.

С тех пор прошло тридцать лет, и «Город» воспринимается уже совсем иначе. Мир изменился (а изменился ли?), я изменился (а уж вот это вне всяких сомнений)… А «Город» остался тем же — величественное полотно, основную мысль которого можно суммировать знаменитым «Все пройдет».

Роман составлен из серии связанных между собой рассказов, которые первоначально печатались по отдельности в журнале Джона Кэмпбелла Astounding Science Fiction с 1944 по 1951 год. Только вдумайтесь — роману уже без малого восемьдесят лет! То, что он по-прежнему читаем, актуален, востребован, безусловно переводит его из узких рамок удачного фантастического произведения в рамки классики мировой литературы. Да, какие-то детали и нюансы книги сейчас выглядят забавными анахронизмами, но это именно что мелкие детали.

Обложка первого книжного издания "Города"
Обложка первого книжного издания "Города"

По свидетельству самого автора, роман был написан под влиянием сильного разочарования в человечестве и его перспектив (напомню — на дворе был 1944 год, и все еще бушевала Вторая Мировая война). Отсюда - знаменитая цитата:

Сколько ни старайся, человек всё равно изобретет лук и стрелы

История человечества в романе — это, на первый взгляд, история падений. Падение городов, падение веры себя, падение веры в будущее, в итоге — падение homo sapiens как биологического вида. Наверное, это одна из причин, почему «Город» совершенно не понравился мне-двадцатилетнему. А вот сейчас я вполне понимаю замысел Саймака и в целом с ним согласен.

Прежде всего, замечу, что у меня вызывают недоумение упреки автора в том, что он «безоговорочно приговорил человечество». По крайней мере, в романе угасание длится несколько тысяч лет и заканчивается не вымиранием, а переходом в новую форму существования. Откройте любую газету, включите телевизор или загляните в новостной портал в интернете и ответьте: дает нам современный мир основания полагать, что мы продержимся еще несколько тысяч лет, освоим чужую планету, создадим три новых вида разумных существ — роботов, псов и муравьев?

Здравствуйте! И снова я возвращаюсь к творчеству одного их самых любимых моих писателей-фантастов. Клиффорда Саймака.-3

Ничто не может существовать вечно, даже Вселенная. Я полностью согласен с Саймаком в том, срок жизни любой цивилизации по космологическим меркам очень короток. Либо она перестает развиваться и вымирает, либо развивается и неизбежно претерпевает фазовое изменение, словно бабочка, выходящая из куколки (что и случилось в романе с людьми, превратившимися в юпитериан). Судьба оставшихся на Земле людей, которые вроде бы радели за сохранение «традиций» подлинного человечества, но в итоге быстро уперлись в полное отсутствие осмысленных целей и погрузились в праздную имитацию было жизни — лишнее подтверждение тому, что когда настает момент, ты либо меняешься согласно его велениям, либо остаешься на обочине безвозвратно уходящей вперед истории.

Однако и это далеко не все. Творец после смерти продолжает жить в своих произведениях — это прописная истина, которую подтверждает, в том числе, и судьба самого Клиффорда Саймака. Покинувшее Землю человечество (большинство переселилось на Юпитер, мутанты ушли в параллельную вселенную, оставшиеся — погрузились в вечный виртуальный сон) оставило наследников — разумных псов, от лица которых, собственно, и ведется сквозное повествование в романе. Чем не преемственность цивилизаций? От древнего Египта, Шумера, Рима остались только руины, но никто не может сказать что они сгинули бесследно — мы по-прежнему пользуемся их достижениями: письменностью, арифметикой, юриспруденцией. Это ли не подлинное бессмертие цивилизации?

Здравствуйте! И снова я возвращаюсь к творчеству одного их самых любимых моих писателей-фантастов. Клиффорда Саймака.-4

Удивительно, но я не воспринимаю сейчас «Город» как пессимистическое произведение. Да человечество когда-нибудь исчезнет, и одному Большому Взрыву ведомо, по каким конкретным причинам. Хотя глядя по сторонам, почему-то кажется, что Саймак в романе еще сделал в романе изрядный комплимент нам с вами и нашим потомкам. Но речь не об этом. Ничто во Вселенной не может существовать бесконечно, это противоречит базовым законам природы, а уж полагать, что сообщество таких эфемерных короткоживущих созданий, как люди на захолустной планетке, способно продержаться сколь-нибудь долгий срок (по космологическим меркам), не меняя своего, так сказать, modus operandi - наивный идеализм.

С это точки зрения «Город» не столько грозит нам грядущим вымиранием, сколько указывает на вопрос, которым рано или поздно задается каждый отдельный индивидуум: а что я оставлю после себя?

Что мы, люди, оставим после себя?

P.S. В 1973 году Саймак для антологии, посвященной памяти Джона Кэмпбелла, написал еще одну часть, "Эпилог". Советую читать роман в издании, включающем в себя этот рассказ.