109 подписчиков

Кто такой Дед Мороз на Русском Севере.

Образ Деда Мороза, как отмечают такие известные исследователи индоевропейской мифологии как В.В.Иванов и В.Н.Топоров, отражён во всех славянских традициях.

Образ Деда Мороза, как отмечают такие известные исследователи индоевропейской мифологии как В.В.Иванов и В.Н.Топоров, отражён во всех славянских традициях. "Мороз, Морозко, персонаж славянского сказочного обрядового фольклора......

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который "сковывает воду" железными морозами... Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранились у восточных славян в ритуале кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день-киселём, что связывается с обычаем кормления этим ритуальным блюдом дедов-покойников.

Дед Мороз, как персонаж русских народных сказок и обрядов, связан с тем периодом, когда "солнце поворачивает на лето, зима на мороз", т.е. с зимним солнцестоянием. Он Владыка зимнего холода и в этом своём качестве он, прежде всего, Повелитель вол, которые именно в зимние холода предстают перед людьми во всех своих ипостасях: снега, льда, инея, пара, тумана и текущей подо льдом воды рек, озёр и морей. Он сковывает льдом водоёмы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Будучи повелителем зимы, он несёт с собой не только холод, снег и лёд, но и ночь, тьму, так как световой день короток, а ночь велика. Как Владыка ночи Дед Мороз повелевает звёздами и Луной, ему подчинено зимнее небо и он украшает его сполохами Северного Сияния.

Его богатство _ серебро, алмазы, жемчуг- всё, что связано в традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и магией. Не случайно, как отмечал академик Б.А.Рыбаков, именно до совсем поздних веков, на серебряных славянских украшениях христианской символики не было. Возможно это связано с тем, что издавна серебро ассоциировалось с Луной, лунным светом, а во многих алхимических текстах его прямо называли Луной.

Связанный с серебром, лунным светом, луной и ночью, Дед Мороз непосредственно связан и с "тем светом" - миром предков. Общеизвестно, что у многих народов Европы-Луна считалась "Солнцем мёртвых". Дед Мороз - Владыка Вод и Владыка Ночи, именем своим свидетельствует о связи с миром умерших. Ведь не даром столь близки слова "смерть, морена, морана", "море" и "мороз". Умереть - равносильно понятию "остыть", "околеть", т.е. замёрзнуть. Ещё стоит отметить, что у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года отмечено проведением карнавалов с ряжеными. Учёные предполагают, что само происхождение слова "маска", а это один из главных компонентов ряжения, связано с культом предков, так как слово "maska" означает "душа мёртвого". Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что карнавал, как главный праздник начала года, предполагал возвращение в наш мир на эти дни существ загробного мира, мира предков. В русских традициях кроме ряжения, существовал ещё один интересный обычай, по которому накануне Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал: "Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!". Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: "Это наши предки, родители". Овсяный же кисель - специфическое ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью.

И так подводя итог, можно сказать, что русский Дед Мороз это: Владыка Вод, Владыка Ночи, Владыка Серебра, Владыка мира предков и Дед т.е. прапредок.

Такой архаический образ, естественно мог сложиться только в глубокой древности и это его имя "Дед Мороз", скорее всего, заменило собой более древнее, табуированное или преследуемое христианской церковью.

Образ Деда Мороза, как отмечают такие известные исследователи индоевропейской мифологии как В.В.Иванов и В.Н.Топоров, отражён во всех славянских традициях.-2

Говоря об исторических корнях образа Деда Мороза, нельзя не обратится к такому интересному и в целом забытому персонажу славянской мифологии, как Троян. Трояна, запечатлённого в " Слове о полку Игореве ", которого некоторые исследователи считают древнеславянским божеством Луны, получившим своё имя от трёх фаз, проходимых этим светилом. С Трояном в народной традиции связывались представления о зиме, снеге, сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами. Ю.М.Золотев пишет: " На Руси хозяином зимы, по-видимому, считался рогатый месяц... В глубокой древности месяц, видимо обожествлялся в виде быка или тура ". Но Троян был не только богом зимы, снега и дорог. Будучи богом Луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был так же божеством ночного мрака, тёмных сил и ужасов. И ещё он был великим судьёй, тем, кто награждает и наказывает и живых и мёртвых. Не случайно в народной традиции путь на "тот свет" - Млечный путь - зовут "тропою Трояновой".

На севере Руси в дохристианский период аналогом Трояна было божество, носившее имя Велеса (Волоса). Б.Л.Успенский отмечает, что в Великий четверг на страстной неделе совершали обрядовую "окличку" мёртвых. В тот же день "окликали" Мороз с приглашением его на трапезу и просьбой не бить урожай. Б.А.Успенский отмечает, что Мороз "обнаруживает несомненную связь" с Велесом-Волосом. При этом культ Велеса-Волоса был характерен именно для Русского Севера. Велес определялся, как Бог всея Руси, на то время. Например ( договор русских с греками 907г. ). В сказании "О построении града Ярославля" и других источниках.

Образ Деда Мороза, как отмечают такие известные исследователи индоевропейской мифологии как В.В.Иванов и В.Н.Топоров, отражён во всех славянских традициях.-3

........Светлой памяти С .В. Жарниковой.

Взято из открытых источников.

М.З.