293 подписчика

Висячий мост через реку Обихингоу в долине Тавильдары

167 прочитали

Как известно, в Горный Бадахшан можно попасть из Душанбе двумя способами. Первый путь по недавно реконструированной дороге лежит через Куляб и перевал Шурообод. Им пользуется большинство туристов, он быстрый и сравнительно комфортный. Назовем его новым Памирским трактом. Второй путь для настоящих путешественников через Тавильдару и перевал Хабуробад. Это старый Памирский тракт. Он более короткий, но это совсем не значит, что быстрый. По дороге путешественников подстерегают различные опасности в виде селей и снежных лавин. В зимний период времени, иногда до середины июня включительно, перевал Хабуробад закрыт. Оба памирских тракта сходятся на берегу Пянджа в Калаи-Хумбе с тем чтобы после Хорога опять разбежаться в разные стороны. Есть еще и третий памирский тракт, но он только для отъявленных мерзавцев.

Белка позирует на фоне висячего моста через реку Хингоб у кишлака Дашт-и-Шер (долина Тавильдары)
Белка позирует на фоне висячего моста через реку Хингоб у кишлака Дашт-и-Шер (долина Тавильдары)

Так сложилось, что заезжал я в Горный Бадахшан по новому Памирскому тракту 29 мая, когда Хабуробад был еще закрыт, а покидал его ровно через месяц 29 июня через Хабуробад и Тавильдару, идя противоходом основному трафику путешественников (пеших и конных). Спустившись с Дарвазского хребта на котором еще лежал снег в теплую долину Тавильдары я выскочил по Памирскому тракту на берег реки Обихингоу (Хингоб) с левого берега и проследовал к кишлаку Дашт-и-Шер где через Хингоб имелся висячий мост.

Так получилось, что сегодня меня спросили в комментариях про это место и я не поленился на скорую руку вытащить с диска фотографии и набросать короткий репортаж.

Вид на висячий мост через реку Хингоб у кишлака Дашт-и-Шер. на дальнем плане отроги хребта Петра Первого
Вид на висячий мост через реку Хингоб у кишлака Дашт-и-Шер. на дальнем плане отроги хребта Петра Первого

После моста налево, вниз по течению реки, дорога идет к Тавильдаре, а направо, через кишлак Хур, поднимается в самые верховья долины к подножию горного массива хребта Петра Первого где расположены самые знаменитые памирские семитысячники: пик Коммунизма (ныне пик Исмаила Сомони) и пик Корженевской (ныне пик Одози), в окружении не менее интересных шеститысячников. К их подножию можно выйти по леднику Гармо.

Река Обихингоу (Хингоб) левый приток реки Вахш, которая до впадения Обихингоу носит название Сурхоб. Про удивительную топонимику рек Памира и Таджикистана, когда они меняют свое название по нескольку раз мы говорили вот в этом репортаже:

Суть дела в том, что с глубокой древности, расселяясь по долинам рек снизу вверх и доходя до места слияния равнозначных потоков люди давали каждому из них свое наименование. Затем, выше по течению каждого из них история повторялась вновь.

Обратите внимание на клепаную конструкцию висячего моста. По моим прикидкам он был построен в 30-40-е годы. Как здесь фуры пролазят?
Обратите внимание на клепаную конструкцию висячего моста. По моим прикидкам он был построен в 30-40-е годы. Как здесь фуры пролазят?

Хингоб образуется на высоте 2582 м при слиянии двух водотоков: Гармо (левый) и Киргизоб (правый). Основное направление течения с востока на запад. Устье находится к 8 километрах к востоку от Дарбанда. Длина Хингоба (с истоком Гармо) составляет 205 км, площадь бассейна — 6660 км². С севера бассейн Обихингоу ограничен хребтом Петра Первого, а с юга — Дарвазским хребтом от долины Пянджа и Ванча. Режим стока в верховьях реки характеризуется сравнительно постепенным увеличением расходов воды во время весенне-летнего половодья. Максимальный расход воды наблюдается обычно в июле. Вода мутная как и у большинства памирских рек. Источник Вики.

В 2016 году мост находился в аварином состоянии, но сейчас его немного подлатали
В 2016 году мост находился в аварином состоянии, но сейчас его немного подлатали

Особых боев во времена гражданской войны в Таджикистане здесь не было и мост практически не пострадал. Во всяком случае я не увидел на нем явных следов от пуль и осколков. Чего не скажешь о районе Тавильдары и про мост через Вахш.

На дальнем плане кишлак Дашт-и-Шер на фоне отрогов Дарвазского хребта
На дальнем плане кишлак Дашт-и-Шер на фоне отрогов Дарвазского хребта

Как я уже отмечал выше, на правом берегу расположен перекресток дорог, где от Памирского тракта ответвляется дорога в живописнейшие верховья долины Тавильдары. К сожалению, у меня не было лишних двух-трех дней на ее осмотр, я торопился на рандеву в Душанбе. В Верховьях долины Тавильдары расположен национальный парк Сангвор, о чем нам сообщает аншлаг рядом с остановкой общественного транспорта.

Автобусная остановка Дашт-и-Шер на правом берегу, аншлаг национального парка Сангвор и "тигра" рядом
Автобусная остановка Дашт-и-Шер на правом берегу, аншлаг национального парка Сангвор и "тигра" рядом

Аншлаг национального парка Сангвор выполнен на русском языке без дубляжа на английском, что странно. Из него мы узнаем, что основными охраняемыми зверушками в парке являются: снежный барс, овца Марко Поло (архар), сибирский козерог и бухарская бурозубка. Карта парка невнятная, правила посещения отсутствуют, но можно предположить, что за проезд и ночлег придется кому-то немного заплатить, как случилось со мной в верховьях Ванча. Но есть и плюсы. Для посещения долины Тавильдары не требуется оформления пропуска в Горный Бадахшан. Это еще не его территория.

Аншлаг национального парка Сангвор и скульптура снежного барса рядом. Странно, что она красного цвета.
Аншлаг национального парка Сангвор и скульптура снежного барса рядом. Странно, что она красного цвета.
Снежный барс на фоне висячего моста через Обихингоу. На дальнем плане кишлак Дашт-и-Шер на фоне отрогов Дарвазского хребта
Снежный барс на фоне висячего моста через Обихингоу. На дальнем плане кишлак Дашт-и-Шер на фоне отрогов Дарвазского хребта
Мост через Обихингоу у кишлака Дашт-и-Шер
Мост через Обихингоу у кишлака Дашт-и-Шер

На этом пока остановимся. Впереди меня ждали приключения на трассе после сошедших трех селей (обратили внимание на пасмурную погоду, на хребте Петра Первого только что прошел ливень), выхода из строя тормозов и ночной езды без них по горной дороге в долину Вахша.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал
"Неизвестный Туран". Это важно. Центральная Азия и Памир теперь здесь. Спасибо.

Навигация по моему Большому Центрально-Азиатскому путешествию
здесь.