Психология в школе - учебный предмет или краткосрочная терапия?

 Еще тридцать лет назад психология в школе была явлением уникальным.

Еще тридцать лет назад психология в школе была явлением уникальным. Не смотря на различные научные работы и проводимые исследования в школах отечественными психологами, еще в середине прошлого столетия, интенсивное становление психологической службы в системе образования произошло лишь в первой половине восьмидесятых годов.

Доктор психологических наук И.В. Дубровина в своём интервью отметила: "На коллегии Министерства Образования РФ, в мае тысяча девятьсот девяносто пятого года, было отмечено, что развитие практической психологии образования в значительной степени обусловило гуманизацию всей системы образования и привело к возникновению службы практической психологии образования Российской Федерации. К тому времени психологи активно работали уже в семидесяти городах страны".

В настоящее время почти в каждом образовательном учреждении есть психологическая служба и специалист - психолог.

Главной целью психологической службы школы является помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Психолог способствует гармонизации социально- психологического климата в образовательном учреждении, содействует личностному и интеллектуальному развитию воспитанников, проводит диагностику и осуществляет психолого - педагогический анализ, организует психологическое просвещение учащихся, родителей и педагогов, проводит коррекционную и психопрофилактическую работу с учащимися.

Деятельность школьного психолога часто неочевидна. Но именно она позволяет сделать конструкцию внутришкольной жизни устойчивой и безопасной. Поэтому всё чаще руководители школ, педагоги, родители и учащиеся сталкиваются с проблемами, решить которые под силу только практикующему специалисту.

Стоить отметить, что в современном обществе значительно возрос интерес к психологическим знаниям. Сейчас психологические знания доступны: полки книжных магазинов и интернет – ресурсы содержат массу руководств и пособий на все случаи жизни. Различные жизненные ситуации, отношения с близкими, коллегами, детьми приводят человека к экрану компьютера и поиску необходимой информации. Не каждый задаётся вопросом - чего больше в массовом увлечении психологией – пользы или вреда?

Чтобы психологические знания принесли личности пользу, они, безусловно, должны быть структурированы, проанализированы и закреплены, а затем правильно применены к каждой конкретной жизненной ситуации. А это порой невозможно без педагога или наставника.

К примеру, как правильно построить взаимоотношения в коллективе, семье, в среде сверстников, конструктивно решить конфликтную ситуацию, как правильно заняться саморазвитием, познать самого себя, способствуя личностному росту?

Известно, что при взаимодействии с подрастающим поколением не рекомендуется применять авторитарный стиль, так как это может привести к кризису личности и конфликтам. Если заглянуть в психологическую науку, то станет понятно, что принуждение и жёсткий контроль – не лучший метод отношений. Лучше постараться подвести детей к самостоятельности в различных видах учебной и развивающей деятельности, да ещё с желанием и мотивацией к достижению успеха.

Такое умение – педагогическое мастерство, под которым лежит твёрдая психологическая основа. Обращение к специальной литературе и к психологу способствует просвещению психолого – педагогическим знаниям, сохранению и укреплению взаимоотношений с окружающими при межличностном взаимодействии, позволяет личности самостоятельно сформировать систему ценностей и убеждений, организовать продуктивную работу по саморазвитию. Получение психологических знаний существенно развивает духовную сторону сознания, делает человека морально устойчивым, духовно богатым.

В психологической практике описано, что дети интуитивно впитывают в себя анализ жизненных ситуаций и затем, во взрослой жизни, они станут действовать по модели поведения окружающих людей.

Таким образом, психологические знания необходимы людям.

В своей работе с детьми я использую различные приёмы, методы обучения и педагогические средства, направленные на личностное развитие.

Понятие личность определяет взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе и нести ответственность за свои поступки, иметь здоровое желание быть социально полезным. Развитие личности начинается с раннего возраста и продолжается в течение жизни человека. Но наиболее активное становление приходится на детский и подростковый возраст. В это время множество факторов влияет на развитие мировоззрения и отношение растущего человека к миру.

Формирование личности происходит с помощью агентов социализации, которыми являются родные, друзья, педагоги, наставники и т.д.

На разных этапах становления агенты, по своей важности, могут меняться.

А.Н. Леонтьев сформулировал понятие "ведущего вида деятельности", которое определяет развитие психики ребёнка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности. Так, школьник с шести до одиннадцати лет проходит учебную деятельность, с помощью которой он глубже познаёт мир. У подростка ведущая деятельность – интимно – личностное общение, с помощью которого он удовлетворяет социальную потребность в обществе сверстников. Ребята и девушки юношеского возраста приступают к учебно – профессиональной деятельности, и это играет немаловажную роль в их дальнейшем самоопределении в жизни.

Таким образом, важно направить ребёнка в так называемую зону "адекватного развития" и обогатить его психолого – педагогическими знаниями.

В течение нескольких лет в рамках Уроков психологии я активно работаю с группами ребят на базе общеобразовательного учреждения по направлениям - "просвещение психологическим знаниям" и "психопрофилактическая и развивающая работа". Целью работы является – способствование личностному развитию учащихся.

Исходя из особенностей возрастной психологии и индивидуальных особенностей учащихся, а также запросов и проблем современного общества, я спланировала циклы групповой психопрофилактической и развивающей работы для работы с учащимися школы.

В процессе такой групповой работы ребята не только приобретают базовые психологические знания, но и развивают навыки решения жизненных проблем,а также укрепляют психологическое здоровье.

Значительный акцент в групповой работе с детьми я делаю на системе комплексного лечебного воздействия с помощью психологических средств. Так, Уроки психологии наполняются психотерапевтическим содержанием. Они способствуют обучению, просвещению, личностному росту, творчеству, развитию, поиску себя и смысла жизни. Получение базовых теоретических психологических знаний дети с удовольствием совмещают с проигрыванием различных ситуаций. Такой подход, в свою очередь, помогает им изменить отношение к себе, к своему состоянию и окружающей среде.

Следовательно, уроки психологии – это и предмет, дающий знания, и своеобразная краткосрочная терапия.

Подводя итог, важно отметить, что групповая работа с учащимися в направлении Уроки психологии проводится в течение учебного года, в системе, по разработанному плану, с учетом особенностей учащихся и проблем классных коллективов и общества.

Думаю, ещё рано говорить о яркой позитивной динамике, но важно отметить, что в настоящее время в классных коллективах наблюдается снижение количества деструктивных конфликтов. Учащиеся подросткового возраста стали чаще посещать школьную библиотеку и увлеклись чтением. Небольшой процент слабоуспевающих учащихся проявил старания в изучении сложных, на их взгляд, учебных предметов, но необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения. Учащиеся старших классов стали внимательнее и уважительнее относиться к границам собственного пространства и личному пространству окружающих. Несколько учащихся увлеклись различными видами творческой деятельности, такими как рисование, написание статей и рассказов и др. Нельзя не отметить и интерес учащихся к профессии психолог.

Таким образом, психология в школе, при правильном подходе, может являться связующим конструктом в становлении личности учащихся и носить как учебный, так и психотерапевтический характер.