Дорога,которая спасла Ленинград

168 прочитали
мемориал "Разорванное кольцо", личное фото автора
мемориал "Разорванное кольцо", личное фото автора
".. Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги...."
(Ольга Берггольц "Ленинградская поэма")

В истории Великой Отечественной войны героическая оборона Ленинграда - трагическая , но славная история. Ленинград, окруженный в блокадное кольцо, продемонстрировал всему миру, на какое мужество, стойкость, самоотверженность способен человек. Фашистские войска,блокировав осенью 1941 года Ленинград, перерезали все пути, ведущие к городу. 900 дней и ночей продолжалась титаническая битва за город.

В конце 1941 года была создана трасса по льду южной части Ладожского озера. Эту дорогу, единственную ведущую вглубь страны, ленинградцы назвали Дорогой жизни. С Урала, Поволжья, из Сибири и Средней Азии через Ладогу шли вооружение и продовольствие, снаряжение и медикаменты... О Ладоге , которая связывала в тяжелейшие дни блокады Ленинград со всей страной, написаны книги,стихи, сложены песни...

Ладожское озеро.Музей "Дорога жизни". У мыса Осиновец.  личное фото автора
Ладожское озеро.Музей "Дорога жизни". У мыса Осиновец. личное фото автора

Подвиг летчиков,военных и гражданских моряков,водителей машин, железнодорожников, подвиг гидрографов, строителей и тех , кто охранял и обслуживал Дорогу жизни, бессмертен.

У мыса Осиновец на западном берегу Ладожского озера, недалеко от обдуваемого всеми ветрами Осиновецкого маяка, находится музей "Дорога Жизни". Это филиал Центрального военно-морского музея, который обязан своим рождением ветеранам Ладоги и сотрудникам Военно-Морского музея. В экспозиции достаточно полно показана деятельность всех родов войск, сил фронта и гражданских организаций, принимавших участие в создании, эксплуатации и защите Дороги жизни, показана её роль и значение для Ленинграда тех лет.

немного исторических фактов:

  • 29 августа 1941 августа через станцию Мга прошли последние поезда с эвакуированными ленинградцами. Имея превосходство в живой силе и технике, противник перерезал последнюю линию железной дороги, связывавшую Ленинград со страной.
  • 30 августа гитлеровские войска вышли к Неве, 8 сентября захватили Шлиссельбург. Для ленинградцев и героических защитников города начался ни с чем не сравнимый период борьбы в условиях сухопутной блокады.
  • В Ленинграде с населением более 2,5 миллиона человек оставались небольшие запасы продовольствия: муки (включая зерно) - на 17 дней, крупы - на 29 дней, мяса - на 25 дней.
  • Не сумев штурмом овладеть Ленинградом, гитлеровское командование решило сломить защитников города длительной блокадой, систематическими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Гитлер хотел уничтожить город, истребить его население.
  • В условиях сухопутной блокады Ленинграда особое значение приобретал вопрос его связи с большой землей. Были приняты меры к налаживанию более интенсивной авиационной связи. Путь самолетов пролегал над южной частью Ладожского озера. Но главной военной коммуникацией должна была стать Ладога.
мемориал "Разорванное кольцо" на берегу Ладожского озера. личное фото автора.
мемориал "Разорванное кольцо" на берегу Ладожского озера. личное фото автора.
  • Ладожское озеро - самое большое в Европе. Его площадь - около 18 тысяч квадратных километров. Средняя глубина- 51 метр, наибольшая - 230 метров. Для Ладоги характерны штормы, частые туманы, постоянное волнение. В зимнее время оно полностью не замерзает. Испокон веков люди знали,что оно грозно и коварно, судоходство на нем крайне затруднительно.
  • Поскольку ладожские каналы (вдоль южного побережья) были перерезаны фашистскими войсками и Шлиссельбург с 8 сентября находился в их руках, принимать грузы можно было только на западном побережье озера. Здесь , в районе железнодорожной станции Ладожское озеро, началось сплошное строительство пристаней в гаванях Осиновец и Гольсмана, велись работы по углублению дна, строительству узкоколейных подъездных путей, складов, землянок. Фашистские "юнкерсы" и "хейнкели", как стервятники, кружились над Ладогой , бомбили шедшие и стоящие в Осиновце корабли.
  • Несмотря на неимоверные трудности, за 79 дней первой навигации в Ленинград было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн - продовольствия. Кроме оперативных перевозок (на восточный берег были переброшены 191-я и 44-я стрелковые дивизии и бригада морской пехоты) по Ладоге было эвакуировано около 33.5 тысячи ленинградцев и более 3 тысяч раненых. Военные моряки и водники Северо-Западного пароходства , по существу, пробили брешь во вражеской блокаде, доказав, что Ладожское озеро может стать постоянной фронтовой коммуникацией.
  • Приближалась зима 1941 года. Обеспечение населения города, войск фронта и кораблей Балтийского флота воздушным путем - нереально. Оставался один путь - по льду Ладожского озера.Эксплуатация трассы требовала тщательной подготовки, изучения ледового режима озера, его особенностей. За короткий срок было составлено несколько проектов ледовой дороги.
  • 19 ноября 1941 года результаты разведки ледовой трассы были доложены А.А.Жданову, и в тот же день был подписан приказ войскам Ленинградского фронта №00172 "Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро". Организация дороги по трассе мыс Осиновец - острова Зеленцы, с разветвлением на село Кобона и село Лаврово,с грузооборотом 4000 тонн в сутки возлагалась на начальника тыла фронта генерала Ф.Н.Лагунова и комиссара тыла Н.И.Жмакина. С 26 ноября 1941 года ледовая дорога стала называться Военно- автомобильной дорогой №101 (ВАД - 101).

  • 20 ноября 1941 на восточный берег двинулся санно-гужевой обоз. Лошади были настолько истощены,что еле-еле тащили пустые сани. Почти 300 упряжек направлялись в сторону Кобоны, где были сосредоточены запасы продовольствия для голодающих ленинградцев. Несмотря на все трудности того первого рейса, 21 ноября в Осиновец по ледовой трассе было доставлено первое продовольствие - 63 тонны муки. Но что значило это количество при ежесуточном потреблении 1100 тонн....
  • 21 ноября по ледовой трассе прошла первая легковая машина с Ф.Н.Лагуновым и Б.В.Якубовским. 22 ноября с западного берега вышла колонна из 60 автомобилей ГАЗ -АА. Шли они по тонкому льду с открытыми дверцами: если машина начнет проваливаться - успеть выскочить... Всего на перевозках по льду Ладожского озера было занято около 4500 машин.

  • Ленинград сражался,работал, жил, хотя с 13 ноября рабочие получали лишь по 300 граммов, остальное население - по 150 граммов хлеба в день, а с 20 ноября рабочие стали получать хлеба 250 граммов , служащие , иждивенцы и дети - по 125 граммов. Других продуктов почти не выдавали...

  • Наиболее трудная обстановка сложилась, когда враг захватил Тихвин и базы снабжения были перенесены более чем на 300 км от восточного берега Ладоги, на станции Заборье и Подборовье. Вскоре появилась дорога от Заборья до Кобоны, которая стала называться ВАД-102. 20 декабря Тихвин освободили и перевалочные базы в нем вновь заработали.
  • 25 декабря 1941 нормы ежедневной выдачи хлеба населению Ленинграда были увеличены. Рабочие и инженерно-технические работники стали получать 350 граммов хлеба, служащие и иждивенцы - по 200...
из воспоминаний моей бабушки Инкери Тойвовны :
"...Наступил декабрь 1941 года. Такого декабря не пожелаешь никому. Ударили сильные морозы, мы сидели в одежде наготове, что в любую минуту начнется бомбежка. В середине декабря мама родила нам братика Эйнара, но,прожив, два месяца, братик умер, так как кормить было нечем. Неделю его не могли похоронить, так как ежедневно нас бомбили.Земля была промерзшая , и самим нам выкопать могилу было не под силу. На кладбище мы ждали, не привезут ли кого хоронить. Наконец увидели, что хоронят одного маминого знакомого , семья умершего согласилась гробик братика положить рядом в одну яму. Так мы его и похоронили ...
Мама работала в лесу на заготовке дров. С нами была бабушка, она нас все уговаривала не бояться смерти. Жить было страшно, голодно и холодно..Вода в колодце закончилась и мы с бабушкой ходили за водой на болото. Еще до войны на болоте были вырыты водоемы, из них и брали воду ковшом. Это была какая то желто-коричневая муть. Однажды, когда мы набирали воду, над нами начался воздушный бой. Рядом падали отстрелянные гильзы, и было похоже,что земля и небо смешались. Бабушка надела мне на голову ведро, себе бидон, и так мы пережили этот бой...
Как то вечером в надежде,что в колодце накопилась вода, мы пошли с ней на колодец. Только зашли за угол , бабушка услышала, что летят немецкие самолеты. Она всегда безошибочно угадывала , кто летит - наш или немец. Через минуту все засверкало, зазвенело. Бабушка инстинктивно прижала меня собой к стене дома. Когда все стихло, мы увидели, что деревня наша (Янино) горела во многих местах. Немец накидал зажигалок много-много. Горели дома, горел снег, горели сараи. Наш дом отстояли приквартированные солдаты, иначе был бы ужасный взрыв, загорелся бы наш сарай, где был склад боеприпасов. Мы не дошли до воды...вернулись...
Жизнь продолжалась...уже давно не ходил никакой транспорт, и маме приходилось ходить пешком за 12 километров в город,чтобы отоварить карточки. Так как папа до войны работал в городе , то и карточки, и прикрепленный магазин были в городе. Мама ходила через день.Паек между тем всё уменьшался и уменьшался и уже составлял 125 граммов хлеба на каждого.Была у нас картошка, но её берегли пуще глаза, хотели оставить на посадку весной. Брали в день по несколько картошин и варили похлёбку. Наша мама отличалась принципиальностью, приучила нас есть 2 раза в день в одно и тоже время.Перед едой обязательно молились.Был рассчитан каждый грамм. Мы сидели за столом задолго до раздачи пищи чинно и молча. Но сытости мы не испытывали никогда. Спать ложились рано, так как не было света и керосина, а на случай бомбежки рядом с собой был приготовлен сверток, в котором была кое-какая одежда. Так пережили декабрь...
Январь 1942 года не принес ничего нового. С нашей горки было видно, как горел Ленинград, горел дни и ночи огромным заревом во многих местах одновременно. Было ужасно и страшно смотреть на это зарево и всполохи от взрывов. Меня, как старшую из детей, часто посылали в Хирвости , в двух километрах от нашего дома, с поручениями. Там жила мамина родня. Однажды под вечер я бежала через холмы в Хирвости и удивлялась, что бы это могло так свистеть вокруг, и только перед самой деревней поняла, что это свистят пули...
....Начали умирать люди....почти ежедневно...Умерших не хоронили, а свозили, кто мог еще увезти, в яму за деревней. Стали умирать и солдаты, их тоже отвозили в ту яму...Весной эту яму закопали.. У нас, к счастью, никто не умер ни из семьи, ни из родственников. Сказалось хорошее здоровье и кое-какие продукты из старых запасов. До марта 1942 года мы изрядно похудели, сидели спокойными, не играли, не шумели.Бабушка все причитала, что дети не шумят. Не до шума нам было , не было сил играть, все силы, помыслы и внимание были сосредоточены на еде..."

Ронгонен Инкери Тойвовна. Моя бабушка. Фото из семейного архива
Ронгонен Инкери Тойвовна. Моя бабушка. Фото из семейного архива

немного исторических фактов:

  • С января 1942 года перевалочные базы были перенесены на станции Войбокало и Жихарево, расстояние перевозок сократилось.
  • на льду было развернуто 18 подвижных пунктов технической помощи. За период действия ледовой дороги было отремонтировано 18 тысяч машин. Ремонтные мастерские-летучки днем и ночью находились на трассе, оказывая техпомощь автомашинам.
  • Оборону дороги осуществляли 4-я отдельная бригада морской пехоты, 284-1 стрелковый полк, 1-я дивизия НКВД, подразделения 23-й армии. На льду в 8-12 километрах от берега, занятого противником , были сооружены две оборонительные полосы, подходы к ним были заминированы. Противовоздушную оборону обеспечивали 10 отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, 39-я истребительная авиационная дивизия, 123-й истребительный авиационный полк, 5-й и 13-й истребительные авиационные полки ВВС Балтийского флота.
  • По всей ледовой трассе стояли небольшие белые палатки- "ледовые лазареты", как их называли в то время. В каждой- маленькая железная печурка, на которой всегда стоял чайник с кипятком. На трудном пути через озеро в "ледовые лазареты" заходили погреться или выпить кружку кипятка продрогшие водители, бойцы-дорожники, регулировщики.

  • 22 января 1942 года ГКО принял специальное решение об эвакуации из Ленинграда населения, не связанного с обеспечением обороны города. Путь ленинградцев , эвакуируемых по ледовой дороге складывался из трех этапов: первый- по железной дороге от Ленинграда до Ладожского озера, второй- на автомашинах по ледовой трассе от озера до Жихарева по лесным дорогам, третий - по железной дороге от станции Жихарево в глубь страны.
  • Помимо эвакуации людей, по ледовой трассе из Ленинграда вывозились станки и уникальное оборудование, остродефицитные материалы, в которых нуждалась оборонная промышленность страны, приборы, запасные части.

  • За первую военную зиму было эвакуировано 514 тысяч ленинградцев и 35 тысяч раненых бойцов, вывезено из города 3100 железнодорожных вагонов промышленного оборудования.
  • С конца марта 1942 года наступил очень трудный период в работе ледовой дороги - период борьбы за продление её работы. Благодаря мужеству водителей, героическим усилиям всех работавших на дороге она функционировала до 21 апреля.
из воспоминаний моей бабушки Инкери Тойвовны:
"...28 марта 1942 года мама пошла в очередной раз в город за пайками.Мы сидим, ждем маму...Вдруг заходит к нам милиционер и заявляет, что мы должны быть готовы к эвакуации через 4 часа. Все были расстроены , не знали, что делать. Бабушка стала собирать вещи, связывая их в большие тюки. Она не знала, что можно было взять только по 20 кг на человека. Сидим наготове,ждем маму. Бабушка сварила большой чугунок картошки, которая была отложена на семена. Она уже поняла, что сажать её не придется...Мы ели, и нам казалось, что не наедимся никогда.Прибежала запыхавшаяся мама, вся в слезах.Оказывается, что милиционер никак не пропускал её в деревню к нам. Он всё твердил, чтобы она шла на станцию Мельничий ручей, куда привезут и нас. Но мама сумела его уговорить, и только она прибежала, как подъехал грузовик. Нас погрузили в него, а мама должна была 12 километров идти пешком и везти санки с вещами...
В Мельничном ручье нас повели к зданию школы, где уже было много народу, сесть было некуда. Бабушка стояла, а мы сидели у ее ног. Вскоре пришла мама с саночками, и с нею были две её сестры.... Все плакали от неизвестности и страха...Мы только знали, что поедем по Дороге жизни, через Ладогу, по льду. Озеро постоянно бомбили, а лёд уже начинал таять... В школе нас продержали двое суток. Я простыла и заболела. Мама отрезала нам по кусочку хлеба, а я лежала и держала хлебушек в руках, не было сил его съесть, горло болело. Железную дорогу от Мельничного ручья до Ладоги беспрерывно бомбили. Здание школы, где мы сидели, качалось из стороны в сторону. Мы чудом уцелели , бомбы рвались кругом, женщины молились, дети плакали. В короткие промежутки между бомбежками матери старались накормить детей , варили еду на кострах , воду топили из снега. К концу вторых суток пришел приказ всем собраться и идти на вокзал. Посадили нас в вагон и мы поехали...Ехали не больше часа, вышли на берегу Ладожского озера. Несколько машин и автобус уже стояли ,ждали наш поезд. Мы сели в автобус. Несмотря на наши опасения, мы доехали хорошо , нас не бомбили, местами через воду были проложены доски. Шофер был опытный и до станции Кобона довез нас без приключений. На железнодорожном полотне стоял эшелон теплушек, двери нараспашку, холод ужасный... В эти теплушки нас и погрузили. Расположились мы на нарах , поезд тронулся в путь. Всех нас объявили спецпереселенцами, в основном это были финны и ингерманландцы. А это значит, что нам не были положены льготы эвакуированных . У взрослых отобрали паспорта. Было непривычно тихо, не рвались снаряды, не было пожаров, поезд шел медленно, и только в окно теплушки были видны следы недавних боев, разрушенные дома, вокзалы..... пока не прибыли на конечный пункт - станцию Маганск, Красноярского края...
  • 23 апреля 1942 года ледовая пятимесячная эпопея пришла к своему естественному концу - лед растаял. 24 апреля было прекращено движение всех видов транспорта.
  • За 152 дня работы ледовой трассы по ней было перевезено с восточного берега озера 361109 тонн различных грузов, в том числе более 70 процентов продовольствия, поступавшего нарастающим потоком. Это позволило не только улучшить снабжение населения и войск, произвести третью по счету прибавку хлеба, но и создать некоторые запасы муки, крупы, мяса и рыбы. Кроме продовольствия в город доставлялись горюче-смазочные материалы, боеприпасы и различная боевая техника, по льду озера шли артиллерия и танки.
  • Уже в конце августа 1942 был утвержден " План мероприятий по организации автомобильной дороги через Ладожское озеро на зимний период 1942-1943 годы"
  • Зима 1942/43 года медленно вступала в свои права, Ладога долго не замерзала. Лишь 20 декабря началось движение на лошадях, а 24 декабря была разрешена перевозка грузов на автомашинах.
  • а ночью 18 января ленинградцы услышали долгожданную весть, ее трижды повторили по радио: "Блокада прорвана!"

В статье использованы личные фотографии автора, сделанные во время автобусной экскурсии по Дороге Жизни в апреле 2022 года.

Буду рада подписке и лайкам! Спасибо,что прочитали)