Что такое автомобильная шина? Просто резиновый баллон, надутый воздухом? Очевидно, что нет. Но можно ли назвать современную обувь для автомобилей настоящим шедевром науки, техники и технологии? Ответ: однозначно, да. И сейчас Вы в этом убедитесь.
Все начинается с приготовления специальных резиновых смесей, ингредиентов, из которых потом будут создаваться различные компоненты шины. Каучук – основа любой шины. В идеале использовать только натуральный, но он довольно дорогой, поэтому практически всегда в смесь добавляют синтетический каучук.
Кроме каучука в основной состав резиновых смесей входит сажа, кстати именно благодаря ей шины именно черного цвета. Добавляются так же, мел для объема, масло, чтобы все это лучше перемешивалось и различные химические добавки. Возможность что-то перепутать исключена. Подъемник блокируется пока содержимое каждого мешка по штрих-коду не сверят с рецептом будущей смеси. Затем все эти компоненты отправляются в миксер, где при температуре 160 градусов превращаются в однородную массу, напоминающую черную ленту.
Когда готова очередная партия резиной смеси она маркируется специальным штрих-кодом красного цвета, что означает что партия еще не прошла проверку на качество. Для этого нужно отрезать небольшой кусок и отправить его на исследование в лабораторию. Если оттуда придет ответ, то есть штрих-код белого цвета, это значит, что можно продолжать производство.
Шина только на первый взгляд монолита. На самом деле она состоит из нескольких частей: протектор – рифленая поверхность, контактирующая с дорожной поверхностью, боковина, гермослой, стальные и текстильные корды, бортовое кольцо – все эти части встречаются друг с другом только в конце конвейера.
Самая важная часть шины – это, конечно, протектор, он создается на машинах, в которых резиновые смеси соединяются строго в определенной последовательности. Одна уходит на края, вторая – в середину, третья – под низ. Одна из смесей может отвечать непосредственно за контакт протектора с дорожным покрытием, какая-то смесь отвечает за выход статического электричества, есть смеси, которые способствуют соединению колеса при сборочных работах.
Параллельно, на другой линии делается боковина шины, поскольку эта часть колеса будет испытывать принципиально другие нагрузки, нежели протектор, для нее используются другие смеси.
Все знают, что для прочности покрышки внутрь вставляется специальный металлический корд, но не каждый слышал, что кроме металла используется еще и ткань – текстильный корд, на основе нейлоновых нитей. Если по жесткости такой корд уступает металлу, то по прочности почти нет. Ткань легче, чем металл и здесь используются нейлоновые нити, которые на самом деле тоже довольно прочные. Когда используется и металл, и текстиль распределение нагрузки оказывается более равномерным и колесо становится механически более прочным. Делается текстильный корд по тому же принципу, что и механический. Ткань обрезинивается и складывается в два, а то и в три резиновых слоя.
Бортовое кольцо. Именно на эту внутреннюю поверхность в дальнейшем сядет колесный диск. Это был последний компонент шины, то есть покрышка уже сделана по частям. Осталось эти части собрать воедино.
30 секунд – и шина собрана. Протектор соединяется с кордами, приклеивается боковина, укладывается гермослой, тот, что не пропускает воздух, устанавливается боковое кольцо, и шина наконец-то становится похожей на саму себя. Такую заготовку называют «зеленой шиной», что означает незрелая, неготовая. Она действительно приняла форму колеса, но все еще остается очень мягкой и без рисунка на протекторе. До ума такую шину доведут на последнем этапе во время вулканизации.
Шины помещаются в специальные камеры, где снова сильно нагреваются до 200 градусов. Потом обжимаются специальными формами, именно они выдавливают на поверхности протектора рисунок.
Производство всех компонентов шины происходит одновременно на разных линиях поэтому процесс идет непрерывно. И только этот завод способен «обуть» за день пять тысяч автомобилей.