Найти тему
Азбука Вокала

Как вокалисту снять зажим челюсти?

Зажатая челюсть и неоткрывающийся рот - одна из самых популярных проблем вокалиста. Я бы даже сказала, внутри этой темы лежит несколько проблем в разных плоскостях. В этой статье я подробно разберу причины зажатой челюсти, и дам советы как работать над её освобождением. 

Коллаж автора. Мировые звезды показывают, как нужно открывать рот во время пения ;)
Коллаж автора. Мировые звезды показывают, как нужно открывать рот во время пения ;)

Почему вообще важно полноценно открывать рот? 

 Потому что в противном случае вокальный звук не выходит наружу качественно, он остается «запертым» внутри тела. И звук очень сильно теряет в своей красоте и эстетике. 

При зажатой челюсти не может идти речи об объёмном, свободном звуке. Звук получается сплющенным, напряженным, резким и им очень тяжело управлять, а ещё тяжелее его слушать. 

Освобождение челюсти - один из самых первых навыков, которые я отрабатываю со своими студентами. 

Причины зажима челюсти можно разделить на психо-физические, физические и культурные. 

Самый распространенный вариант - психо-физические причины. Это когда человек находится в постоянном стрессе, тревоге и напряжении. В стрессе человек бессознательно стискивает челюсти. 

Также мы крепко сжимаем челюсти, когда испытываем сильные эмоции, которые не можем выразить. Например, когда унижает начальник, или хамски разговаривает клиент, или - очень частая ситуация - когда ещё в детстве на ребенка орал учитель или родитель, а тот не мог ответить. 

Это приводит к хроническому пожизненному перенапряжению жевательных мышц, которые отвечают и за открытие челюсти. В жевательных мышцах хранится память о всех невыраженных эмоциях. 

Поэтому очень часто процесс раскрытия челюсти сопровождается бурными слезами облегчения у ученика или даже эмоциональным катарсисом. За этим процессом очень приятно наблюдать, так как после высвобождения эмоций видишь, как человека «отпускает» и он на глазах становится легким и расслабленным.

Конечно, это дело не одного дня. Надо вначале создать доверие. И идти маленькими осторожными шагами. У кого-то открытие челюсти происходит за 3-4 урока, у кого-то за несколько месяцев. Педагогу главное не давить и не торопить. Двигаться в ритме ученика.

Помните, что тело и психика связаны теснейшим образом. Почти никогда не бывает так, чтобы челюсть была зажата «просто так», без психологической составляющей. 

Однако, иногда рот не открывается потому, что у человека есть чисто физическая проблема с челюстным суставом. Это когда челюсть щёлкает при открытии. До недавнего времени я думала, что с этим невозможно ничего поделать, но пару лет назад увидела рекламы клиник, которые занимаются вправлением челюстного сустава. Кстати, кто с этим сталкивался - поделитесь опытом. 

Ещё одна причина зажима - особенности национальной культуры. В культурном коде русскоязычного пространства принято считать что широко открывать рот - это что-то неприличное. Поэтому, как говорят зарубежные педагоги, «русские поют с закрытым ртом». Часто наши певцы (особенно старой советской школы) поют, сознательно или бессознательно заглубляя и мельча звук лишь бы не открыть рот лишний раз. 

Но это не в природе вокала. Пение - как говорил Федор Шаляпин - это оформленный крик, ну а какой же крик может быть с закрытым ртом? 

Тем не менее приходят ученики, которые говорят что «им как-то неудобно» открывать рот, они видят в этом что-то ненормальное, стыдное. В этом случае надо показывать им записи живых выступлений крутых вокалистов, чтобы они увидели, что те добиваются своего уровня звучания именно тем, что свободно открывают рот. Обычно это помогает. 

С чего же начинать освобождение челюсти на уроках вокала? 

Во первых, надо приготовить зеркало, чтобы ученик в него смотрелся и отслеживал себя в режиме реального времени. 

Во-вторых надо расслабить мышцы лица, шею и плечи с помощью самомассажа. Напряжение в шее и плечах часто не даёт полноценно открыть рот. 

В третьих, петь много упражнений на гласную «А», например, на слоги «да» или «ма». При этом нужно добиваться того, чтобы челюсть «падала в пол» но мышцы щек и уголков губ были полностью расслаблены. Никакой улыбки! Открытый рот должен быть в форме вертикального овала. 

Ко мне, кстати, время от времени приходят ученики от других педагогов, которые требовали петь «на улыбке». Это, знаете, ситуация, когда берётся непроработанный зажим челюсти ученика и многократно усиливается этим «эстрадным оскалом».

У таких учеников обычно не только челюсть несвободна, но и зубы стиснуты. Уходят колоссальные усилия чтобы этот зажим и неправильную певческую привычку убрать. Но и результат - в сравнении с тем, что было - получается колоссальным. 

В-четвертых - зевайте! Зевайте на уроках вокала, широко, с удовольствием! Зевание - это идеальное природное упражнение для освобождения челюсти. Можете открыть рот на зевке и расслабленно протянуть «аааа». Прочувствуйте это состояние и запомните его. И старайтесь воспроизвести в пении.

Помните, свободная челюсть - ключ к открытию диапазона, тембра, силы и всех остальных качеств голоса! Поэтому работать над ней крайне важно!  

Звучите и будьте счастливы! 

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь статьей с друзьями!