Найти тему

«Ужас, ужас и ужас до 1943 года»

1,7K прочитали

27 января Санкт- Петербург вместе со всей Россией отмечает важную дату в истории Великой Отечественной войны – 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда. 900 дней мирные жители и войска Ленинградского и Волховского фронтов, Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии мужественно, на грани человеческих сил и возможностей защищали и не сдали город врагу. По разным источникам от 632 тысяч (сведения Международного Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками) до 1,5 миллиона жителей города погибли от голода и бомбежек.

Тысячи человеческих судеб и дел связывали далекий, героически сражавшийся в кольце блокады Ленинград и Нижний Тагил. Десятки исторических реликвий об этом хранятся сейчас в Выставочном комплексе УВЗ.

Среди защитников города были уралвагонзаводцы: Герои Советского Союза Дивочкин и Суворов, морской пехотинец Веселов и гвардии минометчик Витюнин, разведчики Журавлев и Зенков, солдаты стрелковых дивизий Карлин, Вернигор, Горбунов, Протопопов.

В медсанбатах боролись за жизни солдат хирурги Фарберов и Бойко.

Сложили свои головы в оборонительных боях за город летчик Баженов, десантник Санников. Красноармеец Борис Кайнов 67 лет считался без вести пропавшим. И только в 2008 году поисковиками ассоциации «Возвращение» был найден под Санкт-Петербургом его солдатский медальон, а останки солдата с воинскими почестями захоронены в братской могиле.

Письма из блокадного Ленинграда

Многие десятилетия в семейном архиве Поповых хранились письма, написанные в блокадном Ленинграде юной Леночкой Кейдер (Еленой Фридриховной Поповой) своему будущему мужу Николаю, эвакуированному в 1942 году и работавшему на Уральском танковом заводе технологом, а затем конструктором в СКБ-520. В первом письме, датированном 17 мая 1943 года, есть такие строки: «Милый Коля, как ты узнал, что я жива? Теперь напишу о нашем несчастье. В настоящее время в квартире 29 живет одна Тася. Первой умерла зимой 41 года Елена Михайловна, вторым умер мой отец, третьей – бабушка, четвертой – Пелагея Ивановна и следом за ними пошла мама. Остались в квартире этой зимой мы с Ниной».

Письмо из блокадного Ленинграда на Уральский танковый завод
Письмо из блокадного Ленинграда на Уральский танковый завод

16-летнюю Нину эвакуировали в Омск. 18-летнюю Лену, умиравшую в квартире от голода, нашли военнослужащие медсанроты. Отправили в госпиталь. Девушка сообщала Николаю: «Я жила с 42 года одна. В августе меня взяли в МПВО (войска местной противовоздушной обороны). Работать пришлось здорово. В самые бомбежки приходилось стоять на вышке и передавать наблюдения в воздухе. Потом эту вышку снесло с девушкой. Сейчас нахожусь на Васильевском острове в медсанроте. Покойников не успевали хоронить. Они лежали на улицах. В общем, ужас, ужас и ужас до 1943 года».

Елена Попова (Кейдер)
Елена Попова (Кейдер)

В последнем письме, написанном 2 мая 1945 года, Лена рассказывала: «У нас снята маскировка. Ленинград освещен, корабли в огнях. Вот он – МАЙ! Таким его встречали много лет назад. Вот он – МАЙ, которого мы ждали, за который бился Ленинград!»

После окончания войны Елена Фридриховна Кейдер приехала в Нижний Тагил к жениху. Николай не мог вернуться в родной Ленинград. До середины 1950-х годов Уралвагонзавод находился на военном положении, и рассчитаться можно было только с согласия администрации предприятия и Министерства транспортного машиностроения. Но высококвалифицированных специалистов не отпускали.

Профессионалы высокого класса

Во время войны на Уральском танковом заводе работали сотни эвакуированных работников Кировского завода, среди них – начальник инструментального производства Свердиол, сталевар-орденоносец Харнас, мастер мартеновского цеха Белков, начальник медницкого цеха Голубев, документы которых хранит музей истории. Все они были профессионалами высочайшего класса. Документы о сотнях ленинградцев, попавших на предприятие в военное лихолетье, хранит отдел кадров.

Выпуск бронекорпусов самолетов ИЛ-2 на УТЗ. 1942-1943 годы
Выпуск бронекорпусов самолетов ИЛ-2 на УТЗ. 1942-1943 годы

Коллектив эвакуированного на Уралвагонзавод ленинградского 381-го авиазавода с июля 1941 по июнь 1943 года отправил на фронт 270 самолетов ИЛ-2. А танкостроители изготовили для них бронекорпуса и другие детали. Фрезеровщик авиазавода Дмитрий Босый стал первым тысячником страны, выполнившим в феврале 1942 года дневную норму на 1480%. Его примеру последовали десятки лучших, самых талантливых и высококвалифицированных рабочих танкостроителей и тружеников других оборонных предприятий. Дмитрий Босый в 1942 году был удостоен Сталинской премии I степени. Широко в стране было известно имя инженера-технолога-изобретателя Ханина. В память о ленинградских авиастроителях в 1970 году улица Студенческая была переименована в Ленинградский проспект, который берет свое начало на месте, где располагался заводской аэродром и поселок ЛИС – летно-испытательной станции.

Первый тысячник страны Дмитрий Босый у фрезерного станка
Первый тысячник страны Дмитрий Босый у фрезерного станка

В Нижнем Тагиле с 1943 по 1945 год работал Ленинградский Новый театр, ныне прославленный театр имени Ленсовета. Труппой было сыграно около 700 спектаклей в клубе имени М. Горького и в Центральном клубе Уралвагонзавода. Кроме того, в заводских клубах, цехах артисты театра устраивали литературные вечера, читали лекции, посвященные творчеству великих русских поэтов и писателей. Они своим искусством поддерживали силы, мужество и веру в победу тысяч тружеников предприятий Нижнего Тагила. Последний, прощальный спектакль был сыгран 9 мая 1945 года. В фойе Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета до сих пор демонстрируются фотографии военных спектаклей, сыгранных в Нижнем Тагиле. На самом почетном месте – модель танка Т-34 с дарственной табличкой: «Коллективу Ленинградского Нового театра от коллектива Уральского танкового завода».

Девятисотдневная защита осажденного Ленинграда – это легендарная повесть о мужестве и героизме, которая вызывала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Давайте вспомним всех, кто сражался и выстоял!

Подготовила Алла Пислегина, директор Выставочного комплекса УВЗ.

Фото: из архива музея истории Уралвагонзавода.