906 подписчиков

Как выживали музеи Ленинграда в годы блокады

596 прочитали

27 января мы, петербуржцы – ленинградцы, отмечаем один из главных праздников – День освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это случилось в 1944 году. Измученный город начал восстановление, а летом знаменитые музеи уже открыли первые выставки. Как пережили блокаду самые известные из них?

27 января мы, петербуржцы – ленинградцы, отмечаем один из главных праздников – День освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это случилось в 1944 году.

Эрмитаж

Главный музей страны был заранее готов к возможной эвакуации, и с первых дней войны началась активная работа по вывозу ценностей.

“На рассвете 22 июня 1941 года фашистские войска вступили на советскую территорию, и война началась. Эвакуация Эрмитажа была объявлена двумя днями позже. Для упаковки музейных ценностей на помощь сотрудникам Эрмитажа пришли художники, артисты, ученые, студенты, не призванные в армию.” Б. Пиотровский, "Эрмитаж в годы блокады".

27 января мы, петербуржцы – ленинградцы, отмечаем один из главных праздников – День освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это случилось в 1944 году.-2

Работали без сна и отдыха. За первую неделю к отправке подготовят 500 тыс. экспонатов! Коллекция уедет на Урал, в Свердловск (Екатеринбург). До 8 сентября, когда немецкие войска полностью блокировали город, было отправлено 2 эшелона и эвакуировано около 2-х миллионов предметов – почти треть коллекции! И только одна картина из этой огромной коллекции потеряется: при упаковке подготовленный ящик не подойдёт по размеру. В суете картину Антониса Ван Дейка забыли, и уже не нашли.

В подвалах Зимнего дворца и Нового Эрмитажа были оборудованы бомбоубежища, где жили и работали деятели культуры, всего около двух тысяч человек. Они ухаживали за экспонатами и помещениями музея — вставляли выбитые стёкла, просушивали на открытом воздухе музейные предметы, дежурили на крышах исторических зданий, где тушили зажигательные бомбы. И при этом проводили научные заседания, конференции и другие мероприятия. Всей этой большой и сложной работой руководил директор Эрмитажа И.А. Орбели.

Верейский Г. С.   Портрет И.А.Орбели в кабинете в Эрмитаже (1942)  
Государственный Русский музей
Верейский Г. С. Портрет И.А.Орбели в кабинете в Эрмитаже (1942) Государственный Русский музей

“Жилые помещения” обогревали с помощью запасов древесины из мастерских и щитов для временных выставок. Тем временем в залах царили полумрак и холод…

"В блокадные дни пустые, насквозь промерзшие залы музея производили сильное впечатление. В них гулко звучали шаги, фанера в окнах создавала и днем полумрак, а в роскошных позолоченных рамах зияла чернеющая пустота, особенно в рамах от крупных картин." Б. Пиотровский, "Эрмитаж в годы блокады".

Весной 1942 во двориках Эрмитажа, а также в знаменитом Висячем саду появится огород, который спасёт от голода сотрудников музея. В 1942 году большую часть тех, кто пережил первую страшную зиму, эвакуируют, в Эрмитаже останутся около 100 человек.

В здания музея попали 17 снарядов и 2 авиабомбы. Серьезно пострадали Гербовый зал и Галерея Растрелли. До нас дошло очень мало фотографий – съёмку могли вести корреспонденты, а они нечасто приходили в музей. Обстановку и повреждения фиксировали художники.

Русский музей

Как и Эрмитаж, Русский музей начал эвакуацию уже в первые дни войны. Бесценные экспонаты русской культуры - живопись, графику и скульптуру, произведения древнерусского и прикладного искусства, будут тоже хранить на Урале, в городе Молотов, сегодня Пермь, и Соликамске. Среди них – иконы Рублёва и Ушакова, знаменитые полотна Репина, Левицкого, Боровиковского, а также огромные по размеру шедевры „Последний день Помпеи“ Карла Брюллова (29 м2) и „Медный змий“ Федора Бруни (48 м2). Чтобы снять и упаковать их требовалось участие от 20 до 40 человек.

Но не все произведения искусства ждала эвакуация. Основная часть была укрыта в подвальных помещениях. А вот скульптуру "Анна Иоанновна с арапчонком" ждала другая участь – её зарыли в землю в саду Михайловского дворца.

Подъем скульптуры Б.К. Растрелли, Анна Иоановна с арапчонком, изъятая из укрытия в Михайловском саду. 1945. ГРМ.
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли, Анна Иоановна с арапчонком, изъятая из укрытия в Михайловском саду. 1945. ГРМ.

За годы блокады 11 фугасных и около 100 зажигательных бомб были сброшены на Русский музей. Михайловский дворец, хоть и пострадал, но уцелел, а вот корпус Бенуа был почти разрушен. При этом все картины и предметы искусства удалось спасти.

Формула весны 1928–1929. Филонов П.Н. ГРМ.
Формула весны 1928–1929. Филонов П.Н. ГРМ.

Даже в эти тяжёлые годы коллекция музея пополнилась. Это были картины Павла Филонова, гениального художника-авангардиста, автора особого метода и создателя символико-философских картин. В дар на сохранение его картины передала сестра, привезла на саночках прямо в музей уже после смерти художника. Павел Филонов умер в начале блокады, в декабре 1941 года.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор в годы блокады.
Исаакиевский собор в годы блокады.

Один из самых известных музеев-памятников Петербурга стал одним из главных героев блокады. Высота Исаакиевского собора – 101.5 метр, что гораздо выше других зданий города, и его золотой купол был хорошим ориентиром для фашистской артиллерии и авиации. Поэтому летом 1941 года его покрасили серой масляной краской. Работали альпинисты-верхолазы. Они же очистили купол после войны, практически не повредив золотую поверхность.

Высотность сыграла ещё одну важную роль в защите города и жителей - наверху в фонарике были установлены первые "звукоулавливатели" - прототип радара, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом расстоянии.

Купол Исаакиевского собора.
Купол Исаакиевского собора.

Но главным в работе нового прибора был человек: механизм был эффективен тогда, когда с ними работали люди с отличным, даже уникальным слухом. Лучшими «слухачами» были незрячие. Они успешно обнаруживали вражеские самолеты далеко на подлёте, а также могли определить их тип и количество.

Исаакиевский собор - настоящая цитадель. Его стены достигают толщины 5 метров, именно поэтому в подвалах храма было организовано огромное хранилище, а также бомбоубежище для сотрудников музеев города. Здесь хранились предметы, документы и книги, а также многочисленные ценные экспонаты пригородных дворцов - Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчины и Ораниенбаума, которые не успели эвакуировать.

Исаакиевский собор стал домом для многих работников музеев, и сегодня в подвалах дворца находится мемориальная экспозиция "Чтобы помнили...", которая рассказывает об их подвиге. Чтобы вещи не погибли от сырости, музейным сотрудникам приходилось своевременно просушивать и проветривать их. В специальных книгах ежедневно отмечались условия хранения – температура, влажность. Было в соборе и -20, а влажность поднималась до 89%. По стенам текли реки, разрушая фрески. Сам собор устоял, интерьеры были отреставрированы, но его фасады до сих пор хранят следы бомбёжек.

Исаакиевский собор. Интерьеры.
Исаакиевский собор. Интерьеры.

Юсуповский дворец

Один из самых роскошных дворцов Петербурга ещё после революции стал местом встреч и культурного досуга работникам сферы просвещения – проще говоря, Дворцом культуры. Во многом благодаря этому он сохранил свои уникальные интерьеры. Горести блокады и его не обошли стороной. Хотя сам дворец располагался в стороне от исторического центра и промышленных объектов, его фасады, фундамент и некоторые интерьеры также были повреждены – несколько бомб попали в здание в 1941 году.

Более других пострадал зал Прециоза, где когда-то висели картины из коллекции Юсуповых. Одна из бомб насквозь пронзила здание через Зелёный зал – самый классический и скромный в отделке среди парадных интерьеров. Роскошному домашнему театру повезло больше – одна из бомб взорвалась рядом со стеной, а другая застряла в ложе и была обезврежена.

С началом блокады во дворце было решено разместить эвакогоспиталь. Белоколонный зал, знаменитый своей акустикой и когда-то принимавший до 2000 гостей, принял раненых и измученных голодом ленинградцев. Реставрация и восстановление начались уже в 1943 году.

27 января 1944 года над городом прогремел салют, для всех тех, кто не просто выстоял, но продолжал работать, созидать, творить. Выживали только те, кто каждый день вставал и шел к цели, к освобождению, к победе.

«Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. <…> Я хочу остаться. Твердо хочу остаться...»
Анна Остроумова-Лебедева, «Автобиографические записки»

Художнице Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой на начало блокады было 70 лет. Она выстояла и увидела праздничный салют.

Остроумова-Лебедева А.П. Салют 1944. ГРМ.
Остроумова-Лебедева А.П. Салют 1944. ГРМ.

Первая выставка в Ленинграде откроется в июле 1944 года в Русском музее. Это будут работы ленинградских художников-фронтовиков. Спустя год откроет свои двери вернувшийся из эвакуации Эрмитаж.

Поздравляем с Днём полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады!

Команда "В Питере – Тур!"

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайк) Следите за нашими публикациями, чтобы узнать больше интересных фактов. А также приходите на наши экскурсии!

#питер #экскурсии_петербург #что_посмотреть_спб #петербург #петербургвдеталях #питермоимиглазами #экскурсии_питер #экскурсия #экскурсии_по_питеру #нестандартные_экскурсии_питер #санкт_петербург #впитеретур #vpiteretour #индивидуальныеэкскурсии #гидвпитере #гидвпетербурге #Питер #осень #toursinstpetersburg #stpetersburg_russia #stpetersburg_guide