Храм Святого Семейства в Барсилоне - где стоит побывать каждому любителю архитектуры, ценителю прикрасного. Это место - имеющее невероятный вид захватывающий дух его посетителей.
Внутренний интерьер ярко говорит о работе талантливого Гауди. Архитектор отказался использовать прямые линии в строительстве. Между собой переплетаютя фрески, мозайки, росписи, фигуры при этом умудряясь, гармонировать между собой создавая невероятную картину.
Первый проект храма разработал в 1882 году архитектор Франсиско дель Вильяр, который собирался построить его в готическом стиле. Спустя год, на этапе работы над криптой, он ушел в отставку, уступив место Гауди, который кардинально переделал проект.
В 1889 была достроина крипта заложенная ещё Дель Вильяром. Что бы защитить храм от непогоды, вокруг был вырыт ров, а сам собор становился храмом.
Форма креста сохранилась, но Гауди добавил большое количество взмывающих вверх башен. С 1918 года и до своей смерти Гауди отказывался от заказов и полностью посвятил себя постройке храма. Он работал над проэктом и руководил строительством 43 года.
Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесение Хрестова. Над каждым возвышаются двенадцать башен, по числу апостолов. Ещё шесть башен должны быть возведены над центральным нефом: четыре - в честь евангелистов, одна, посвещана Богородице, и самая высокая, стасемидесятиметровая - Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов. Отделке башен архитектор уделял особое внимание, стремился сделать так, чтобы, по его собственному выражению, "Ангелам было на них приятно смотреть". Поэт Лорка, увидев башни храма, спросил у Гауди: " Вы что, создаёте орган Господа?" на что Гауди согласно кивнул головой. Его мечтой было заставить башни резонировать во время ветра так, что бы в храме звучала музыка творения.
Задумывая этот поистине грандиозный проект, мастер отлично понимал, что не успеет закончить его при жизни. Так и вышло - под его непосредственным руководством был возведён лишь один из трёх фасадов ( фасад Рождества Хрестова). К сожалению, в 1926 году великий зодчий погиб под колёсами трамвая, не оставив после себя ни готовых чертежей, ни каких-либо конкретных указаний. Единственным, что удолось отыскать, стали немногочисленные наброски и несколько черновых макетов. Дальнейшим строительством Храма Святого Семейства руководило целое поколение выдающихся архитекторов, одним из них был Доменек Сугранесу, ученик и соратор Гауди. Все они пользовались сохранившимися чертежами великого мастера, дополняя их собственными представлениями о соборе. В 1926 году Саграда Фамилия стала местом захоронения безвременно погибшим Антонио Гауди, его могила находится на подземном уровне храма, находится в часовне Девы Марии.
Дальнейшее строительство продвигалось значительно медленнее из-за нехватки средств. Архитекторы постоянно менялись, поэтому поддерживать единый стиль стало труднее. Политические споры относительно Каталонии также повлияли на сроки завершения работ. Так, в 1936 г. анархисты сильно повредили внутреннее убранство и уничтожили множество строительных документов. Долгие годы власти Испании ограничивали Каталонию в финансировании, поэтому реставрационные работы замерли.
В начале 80-х годов прошлого века строительство пошло намного быстрее и уже наметилась тенденция к завершению. Однако многие деятели искусства скептически воспринимают Саграду Фамилию. Они уже не усматривают замысла Гауди в этом храме. Слишком часто менялись архитекторы и каждый привносил частицу своего видения. Тем не менее Храм Святого семейства носит имя Антонио Гауди, как главного вдохновителя и создателя.
На удивление земя не принадлежала и не принадлежит церкви и по этому она строится только на пожертвования прихожан. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на 70%. Предполагается, что полностью храм будет достроен к 2026 году.