27 января - дата полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Воистину великий, но, в тоже время, горький и страшный день памяти.
Город-герой Ленинград, который не сдался. Герои-ленинградцы, обессиленные голодом, которые сделали всё, чтобы этот день настал.
Сегодня я хотела бы вспомнить о замечательном скульпторе - Алисе Яковлевне Брускетти-Митрохиной, которая не пережила первой блокадной зимы. Она скончалась 1 января 1942 года.
Алиса родилась 16 марта 1872 года в городе Ромны Полтавской губернии в семье итальянца Брускетти. Говорят, что у неё были необычайной красоты синие глаза.
В 1891 поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занималась скульптурой и параллельно изучала живопись в мастерских Репина и Серова.
В 1908 году начала работать в керамических мастерских школы Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. И через пару лет выходит замуж за знаменитого художника-графика Дмитрия Исидоровича Митрохина.
Но началась Первая мировая война. И к концу 1914 года молодая семья столкнулась со сложными материальными обстоятельствами, которые заставили Алису Яковлевну переехать в Псков, где она с 1915 по 1918 год преподавала в Псковской художественно-промышленной школе.
Но немцы в 1918-ом оккупировали город. И она чудом вернулась в беспокойный Петроград.
Новый владелец Императорского фарфорового завода Лансере пригласил Алису Яковлевну в мастерскую, где появилась на свет, наверное, самая известная её скульптура «Буржуйка, продающая вещи».
Ниже авторский эскиз.
А вот и сама скульптура.
«Буржуй,- прощайся с приятными деньками - добьём окончательно твёрдыми деньгами!» Маяковский, да.
Скульптура «Обнажённая» была создана ещё в период её работы в керамических мастерских школы Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Она, кстати, получила там все возможные первые премии за свои работы.
Между «Обнажённой» и «Буржуйкой» очевидное общее. Только концепция поменялась - от декаданса к классовой ненависти. Но Алису Яковлевну привлекала и античная тематика.
Ещё одна довольно ранняя работа - «Фигура сидящей женщины в белом платье».
Обычно двигаются от начала к концу, а у нас наоборот получается :)
Можно заметить некую неопытность в лепке. Вроде бы всё хорошо, а вот лицо у женщины чуть наивно.
Позже Алиса Яковлевна создала балетную серию. Перерыла всё, что можно. Нашла только одну статуэтка на пыльной полке.
Серия «Балерины» стала воплощением любви к театру. Неужели ничего не сохранилось???
Потом ещё была серия «Физкультурницы». Физкультурницы Данько - да. Физкультурницы Блак - да. Брускетти - нет. Ничего не понимаю...
У Алисы Яковлевны было много творческих планов. Говорят, что сохранилось большое количество эскизов. Но блокада Ленинграда не позволила планам реализоваться...
Вечная память и вечная слава
Ленинграду и ленинградцам!
Ваша,
Оксана Фарфоровна