Тема природы в лирике А.С. Пушкина («большое» сочинение ОГЭ, ЕГЭ)

790 прочитали
Возможные формулировки тем: Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) Человек и природа в лирике А.С. Пушкина.

Возможные формулировки тем:

Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Обратите внимание: в скобках четко говорится, что необходимо раскрыть тему сочинения на ПРИМЕРЕ стихотворений. Значит, от нас требуется интерпретация как минимум двух стихотворений. Анализируя стихотворения, мы и раскрываем тему. Рассмотрим несколько стихотворений, в которых прослеживается разная функция пейзажа:

«Деревня», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень», «На холмах Грузии»

"Деревня"

Ранняя поэзия Пушкина тяготит к канонам классицизма и сентиментализма, что вполне объяснимо. Поэтому и пейзаж в стихотворении "Деревня" играет скорее фоновую роль; он статичен, с одной стороны.

Первая часть стихотворения написана в жанре идиллии (жанр поэзии, в произведениях которого описывается мирная жизнь добродетельных деревенских жителей на лоне прекрасной природы).

"Пушкин рисует великолепную среднерусскую природу с указанием точной географии села Михайловского. Это мирный пейзаж, располагающий к творчеству" (Е.П.Педчак)

Перечитайте строки, в которых есть описание природы

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Обратите внимание на цветовые слова («светлые» ручьи, «лазурные равнины», парус «белеет»). Какие оттенки? Есть слова, которые передают запахи? Какие? Что они привносят в стихотворение?

Какой же видит поэт деревню?  Какие испытывает чувства?  (Здесь всё радует взор: сад и луг, холмы и нивы)

Что же такое природа для лирического героя? (Деревня становится приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе пробуждается размышление, зреют «творческие думы»)

«Описав поэтически этот «приют спокойствия» совершенно в духе своих учителей -«карамзинистов», Пушкин вдруг резко меняет и содержание, и тон стихотворения. Он показывает, что, переселясь из города, от шумной светской жизни в деревню, честный человек, «друг человечества», никакого спокойствия не может найти, так как именно здесь он и видит воочию главную причину всех общественных бедствий, взволновавших его, - крепостное право, «барство дикое» и «рабство тощее» (Е.П. Педчак)

Композиция стихотворения – две части – построена на противопоставлении. Красивое описание природы воспринимается как антитеза ужасам крепостного права.

Какую же функцию выполняет пейзаж в этом стихотворении? (Красивое, но статичное описание природы помогает лирическому герою подчеркнуть социальную несправедливость)

В стихотворениях «К морю», «Погасло дневное светило» нашли отражение романтические традиции изображения пейзажа.

В стихотворении «К морю» Пушкин говорит о море как о живом существе, доказательством чего служит, например, олицетворение «ты ждал, ты звал». Поэт не просто очеловечивает стихию – меняет род, полностью одушевляя море. Методист Е.П. Педчак убеждена, что  море – это воплощение «романтического героя», поэтому Пушкин как бы сливает образы «моря и поэта Байрона: «могуч», «глубок», «мрачен», «ничем не укротим».

«Красота моря – это «гордая краса». Море – «свободная стихия», оно капризно, «своенравно»: «смиренная» рыбацкая лодка может «скользить отважно меж зыбей», а захочет, которой противопоставлены и сама земля, и «судьба земли» - общественное представление общества и истории (просвещенье иль тиран). Море включено в сложную систему связей в стихотворении и само образует эту систему: в композиции образ моря – связующий центр, не менее важный, чем авторское «я». (Е.П. Педчак)

«Свободная стихия» поражает поэта своей мощью и беспредельностью, она созвучна его мыслям и чувствам. И хоть для человека невозможно обретение абсолютной воли, он может сохранить свою внутреннюю свободу, которая останется с ним навсегда как напоминание о море» (А.А. Егорова)

«Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Осень» - это стихотворения реалистические, которые отличаются бескорыстным любованием природой, установкой на прозаизм, фольклорными образами, созданием нового языка.

«Зимняя дорога»

Выпишите эпитеты ("печальные поляны", "льёт печально", "по дороге скучной", "колокольчик однозвучный", "утомительно гремит").

Какое настроение лирического героя они передают? Как отражается настроение лирического героя на восприятии природы? (Безрадостная, грустная картина. Лирический герой испытывает тягостное чувство, ему настолько тяжело, ему тоскливо, неуютно, поэтому в двух соседних строчках использован одинаковый эпитет "печальный-печально". Сначала звон колокольчика, очевидно, помогал, теперь же и это утомляет).

Как лирический герой справляется с тоской? (Грёзы. Грусть забывается, когда мысли устремляются "к милой". Какой образ можно посчитать главным во второй части стихотворения? (Камин - символ очага, родного дома)

Почему стихотворение называется "Зимняя дорога"? (Образ дороги - это образ дороги, с одной стороны, с другой - жизненный путь)

Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении?

(Описание природы, которая пребывает в зимней спячке, помогает передать настроение лирического героя)

«Осень»

Стихотворение это - «своеобразный поэтический календарь, в котором поэт дает точную и емкую характеристику всех времен года и выражает свое отношение к ним.  Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно» (А.А. Егорова)

Обратите внимание, например, на иронию при описании лета:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Пожалуй, нет человека, который бы не знал, как Пушкин любил осень. Он и писал об этом не раз.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

Как можно понять слова Пушкина «мила красою тихою, блистающей смиренно»? Обычна ли его осень? С чем поэт её сравнивает? (Красота поздней осени неяркая, неброская, кроткая; поэт сравнивает её то с нелюбимым в семье ребёнком, то с чахоточной девой с румянцем на лице)

Чем она необычна строка: «Унылая пора! очей очарованье!»?

Посмотрите, какую цветовую гамму использует Пушкин. У него не багровые или темно-красные, не золотые – а «багрец» и «золото». В чем разница?

При описании осени использует Пушкин и аллитерацию (повтор согласных звуков). Прочитайте, например, следующие строки, особо обратив внимание на согласные [с], [х], [ш], [ж]. Что придает аллитерация стихотворению в целом и пейзажу в частности?

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Чем же так привлекает поэта осень? Какие чувства вызывают в нем необычные цвета природы в это время года? Перечитайте следующие строки:

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Именно осенью Пушкин переживает высочайший накал вдохновения.

«В стихотворении «Осень» чудесными описаниями природы поэт хочет заразить читателя

своей особенной любовью к осени, а в последних строках этого неоконченного отрывка он показывает с необычайной убедительностью и поэтичностью, как рождается в его душе «вдохновенье», как зарождаются его поэтические создания» (Е.П. Педчак)

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...»

В этом стихотворении пейзаж можно назвать психологическим, потому что передано состояние души лирического героя через состояние природы.

В поздний период творчества Пушкина стихотворения о природе приобретают философское звучание: бессмертная, но неразумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку

«Вновь я посетил»

Историческая основа стихотворения – приезд Пушкина в Михайловское, где он когда-то “провёл изгнанником два года незаметных”. Стихотворение не разделено на строфы (в этом заключается его особенность, своеобразие), но выделить части в нем можно. Первая  - это переосмысление прошлого. Вторая – зарисовка природы. Третья – размышления о будущем.

Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни. Таким образом лирический герой выходит на философское осмысление жизни и смерти, быстротечности существования. Основная идея – смена поколений, что неизбежно. Раскрыть идею помогает выбор художественных средств.

«Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни» (litrekon.ru)

«Пушкинская поэзия открывает нам неповторимую прелесть родной природы. Под влиянием его изумительных стихов мы совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты видом Кавказа, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдалённый звук колокольчика. В лирике Пушкина русская природа оживает в своей неброской пленительной красоте» (А.А. Егорова)