Берлин - удивительный город, и мне нравится его исследовать, особенно неизвестные достопримечательности, не указанные в путеводителях, о которых можно узнать только от местных жителей. Одно из таких инсайдерских мест - музей Браун.
Он не выглядит как традиционный музей. Снаружи вообще трудно понять, что это за заведение, больше похоже на лавку старьевщика. Но стоит зайти внутрь, и попадаешь в мир промышленного дизайна, где поэтапно отражены все основные этапы его развития. В данном случае на примере истории компании Браун, продукты которой благодаря творениям знаменитого Дитера Рамса определенно можно считать иконами. Недооценить влияние Рамса на эту отрасль дизайна крайне сложно, ведь он не только практически сформировал эстетику компании Браун, но и во многом задал направление тому, как развивается промышленная эстетика по сей день, придумав 10 правил хорошего дизайна, задавших направление развитию немецкого дизайна в целом. Кстати, экскурсию нам проводил хозяин музея, который лично знаком с Дитером Рамсом и является настоящим знатоком и поклонником его творчества.
Практически всем знакома бытовая техника Braun, но начинала свою историю компания совершенно не с этого. В 1921 году Макс Браун основал фирму по производству звуковой техники, в частности радио (что еще могло «звучать» в первой половине XX века). Это были традиционные радио в деревянном корпусе с тканевой отделкой динамика, с золотистыми деталями отделки и очень интересным элементом, который назывался «магический глаз». Он показывал силу приема. У нарядного дизайна этих округло-пузатеньких радиоприборов даже есть собственное название-Гельзенкирхенское барокко. Этот стиль продержался до середины века. К примеру, во времена нацистской Германии чуть ли не в каждом доме была практически культовая модель подобного радио в деревянном корпусе, которую в народе прозвали «матюгальником Геббельса» или «мордой Геббельса».
А Дитер Рамс тем временем только оканчивал школу и поступил в одну из мастерских, которые изготавливали эти самые деревянные радио корпуса для того, чтобы выучиться на столяра, где постепенно развивал свои знания и навыки. Но, вероятно, душа будущей звезды промышленного дизайна требовала большего, и увидев объявление о том, что компания Braun ищет архитектора, который будет заниматься интерьерами и планировкой жилищ для сотрудников компании, он пришел к Максу Брауну и получил эту работу, и возможно стал бы в последствии столь же известным архитектором, если бы случайно не познакомился с Хансом Гужело, который был дизайнером Braun и занимался разработкой новых приборов. Их дружба переросла в творческий союз, в котором в 1955 году родился на тот момент инновационный дизайн музыкального прибора, который сочетал в себе радио и проигрыватель пластинок. Этот прародитель современного музыкального центра под названием SK-4 выглядел поистине креативно и свежо: формы стали более геометричными, сохранив некоторые деревянные элементы, его корпус в основном был выполнен уже из металла, окрашенного белой эмалью. А проигрыватель пластинок находился под прозрачной крышкой из плексигласа - максимально инновационный материал для 50-х годов, который в то время еще не особо умели гнуть, поэтому с боков приделали деревянные планочки, которые совпадали с отделкой боковин корпуса. Дизайн был настолько необычным, что оброс слухами и легендами. Одна из них гласит что, когда в продаже появились первые SK-4 их за прозрачную крышку прозвали «гробиками Белоснежки». Есть версия, что это были происки конкурентов, которые хотели навредить возрастающей популярности прибора, но, как это бывает с любой рекламой, добились противоположного результата.
На всякий случай отмечу, что Гужело и Рамс разрабатывали именно дизайн прибора, электронной начинкой они не занимались. В частности, тот же самый элемент для проигрывания пластинок уже существовал и использовался в других приборах Braun.
Вдоволь налюбовавшись на музыкальные центры и первые модели телевизоров 50-х годов, мы попадаем в эпоху 60-х и зарождающийся стиль так называемого метаболизма, о котором мы рассказывали во время нашей поездки в Токио, когда осматривали тогда еще существующую, а ныне уже демонтированную Башню Накагин Тауэр авторства Кисё Курокавы.
Суть метаболизма — это прежде всего модульность, то есть возможность быстрых изменений. И вот этот принцип Рамс применил при проектировании следующей системы, которая была выполнена в алюминии с интересными минималистичными ручками, и для того времени выглядела максимально футуристично. В конструкции четко прослеживаются черты метаболизма: отдельно проигрыватель, отдельно предварительный усилитель и отдельно модуль основного усилителя. Чуть позже эта серия была модернизирована, углы скруглили и появилась комбинированная отделка - алюминиевая панель на черном корпусе.
Кстати говоря, Рамс хоть и работал на Braun, но также занимался разработкой дизайна для других компаний, например проектировал мебель, в частности систему полок для скандинавской компании Witsø. В последствии он даже модифицировал некоторые приборы Braun для того, чтобы они устанавливались на эту систему подвесных модульных полок.
А если вы давно занимаетесь хорошими интерьерами, то наверняка знаете немецкую компанию FSB, которая производит отличную дверную фурнитуру. Для них Рамс тоже разработал свою коллекцию ручек, которая была выполнена из алюминия и термопласта. Коллекцию отличала не только максимальная футуристичность, но и продуманная эргономика. Будучи к тому времени уже знаменитым дизайнером, Рамс предъявлял очень высокие требования к производственным процессами настаивална том,чтобы ручки после литьяпроходили жесткий контроль качества перед сборкой и отправкой, строго соответствуя заданному радиусу и задуманной форме, никаких дополнительных шлифовок и прочих манипуляций не допускалось.
Но вернемся к технике Braun, которая, следуя в ногу со временем и современными технологиями, выпускает свой бобинный магнитофон, а затем и кассетный. Причем сохраняя уникальную модульность, которая дополняется специальной мебелью для установки этих hi-fi систем. Одна из популярных разработок - коллекция Atelier 1986 года.
Одной из ее особенностей стали опять-таки ручки. К тому моменту в технике их стало значительно больше и визуально они перегружали дизайн. И тогда Дитер Рамс вместе со своим коллегой Хартманом придумал новую концепцию, у граней появился фацет, а все ручки и рычаги управления спрятаны внутри, за специальными панельками. Также здесь появился выдвижной механизм для кассет и компакт-дисков. В то время такие инновации как огромные колонки с 13 динамиками (причем 9 из них находятся на фронтальной панели,а 4 сверху за специальной крышкой и могут вращаться) стоили невероятно дорого. Пара таких колонок стоила 15 тысяч немецких марок, что сравнимо со стоимостью 3-х автомобилей Volkswagen. Следовательно,супер огромным спросом эти продукты не пользовались.
Конечно, музей Braun сложно представить без мелкой бытовой техники, благодаря которой мы знаем и любим марку сегодня. Например, популярная бритва Секстант, которая имела очень необычную шестигранную форму лезвия и обеспечивала очень гладкое и очень чистое бритье, продавалась миллионами.
И эти миллионы продолжали подпитывать новые разработки звуковых приборов. Радиоприемники, кстати, за свою долговечность и прям таки пуленепробиваемость очень полюбились американским военным, проходившим на базе Рамштайн реабилитацию после участия в военных действиях во Вьетнаме. А за уникальную панель, которая защищала приемник от брызг, и возможность подключить компас их полюбили еще и яхтсмены.
Были еще чудесные переносные компактные приёмнички со специальными кожаными чехольчиками с длинным ремешком,чтобы повесить на шею, ходить и слушать музыку. Вот такой дедушка современных плееров.
Кстати говоря, компания Apple, когда создавала дизайн своего iPod позаимствовала многие черты именно у этого предмета, также разработанного Дитером Рамсом. Шеф-дизайнер Apple Джонатан Ив вообще очень часто обращался за вдохновением к предметам Braun. Например, напольные колонки Braun, которые имеют очень характерный наклон, послужили идеей для наклона монитора Apple.
Однажды Ив объяснил причину своего теплого отношения и ностальгии к дизайн-разработкам Braun. Оказывается, в детстве он увидел соковыжималку для цитрусов Braun и был настолько очарован гармоничностью и идеальностью форм этого предмета, что решил стать дизайнером.
Джонатан Ив до сих пор поддерживает связь с Дитером Рамсом, который в прошлом году отметил своё 90-летие.
Также стоит обратить внимание на телевизионную технику Браун, они занимались и такой. Например, интересный напольный телевизор, который очень удобно смотреть благодаря все тому же идеальному наклону экрана. А еще он прекрасно компонуется со звуковой системой Atelier и снабжен подставкой на колесиках для мобильности. Вообще мобильность телевизионной техники Braun можно назвать изюминкой линейки. Были даже компактные телевизоры, которые можно было носить с собой и ставить на рабочий стол или на столешницу кухни, к примеру.
Еще одна характерная особенность разработок Рамса – дружелюбный или самообучающий дизайн. Есть серия аудиотехники с цветными кнопками управления, где разные цвета отражают ту или иную функцию, соответственно, в определенный момент времени уже не нужно было читать, что написано под кнопкой – память подсознательно помогала выбирать нужную кнопку, ориентируясь по цветам.
И еще пару слов о дизайне техники шестидесятых. В то время обладать ей было очень престижно и никому не приходило в голову ее встраивать и прятать. Наоборот, техника сама становилась практически предметом мебели. У нее были деревянные фасады, ящики и ножки, часто она ставилась даже в центре помещения. И этой интерьерной составляющей Дитер Рамс уделял большое внимание. Тот же первый проигрывательSK-4 был спроектирован таким образом, чтобы смотрелся красиво со всех сторон.
В общем музей очарователен, как и его хозяин. За рассматриванием экспонатов и приятным общением время летит незаметно, поэтому очень рекомендую. В заключение скажу, что посещение музея абсолютно бесплатное, но не поскупитесь на донаты. В таких местах это хороший тон, ведь они держатся практически на голом энтузиазме коллекционеров-владельцев. О посещении нужно обязательно договориться заранее с хозяином музея. Еще стоит обратить внимание на то, что владелец ведет экскурсии на немецком языке, поэтому не забудьте про переводчика или просто хорошего немецкого друга как у меня.
фото: Владимир Москаленко