Век гениального испанского живописца Франсиско Гойи пришелся на эпоху перемен. То был сложнейший период в истории его страны, когда привычные социальные институты, традиции и сложившаяся политическая культура начали подвергаться критике, а само государство могло вовсе исчезнуть под натиском французских оккупантов.
Испания на рубеже XVIII — XIX веков значительно отличалась от государств-соседей. Здесь все еще господствовали феодальные устои, была сильна власть церкви, а идеи просвещения, завоевавшие практически всю Европу не получили широкого распространения, по крайней мере сопоставимого с той популярностью и востребованностью, которой пользовались во Франции и Англии.
Испания, несмотря на усиление знати, находилась в упадке. Колониальные доходы служили лишь источником обогащения монарха и приближенных к нему дворян, из-за чего страна в техническом и социальном плане заметно отставала от других европейских держав. Прогрессу противопоставлялись вера и традиции, а свободе — кроткая покорность.
Франсиско Гойя был не просто свидетелем возникшего политического кризиса, он на себе испытал все те треволнения, которые довелось пройти Испании под управлением Карла III, Карла IV и Фердинанда VII.
За продолжительную жизнь, длиною в 82 года Гойя успел создать множество шедевров, обладающих не только художественной, но также и исторической ценностью. Существенная их часть фактически является срезом эпохи.
Оставшиеся после Гойи полотна — это прежде всего документы. С их помощью мы можем понять не только отношения художника к происходящему в стране на разных этапах ее истории, но и те настроения, чаяния и идеи, которые витали в обществе в те непростые времена.
Особое место в творчестве Гойи занимает серия офортов Los Caprichos, что в переводе с испанского означает «причуды».
Немало исследователей справедливо отмечает, что художественный гений Гойи достиг наивысшей точки своего расцвета именно во время работы над офортами. Гойю от многих современников отличало стремление создавать картины и иные произведения изобразительного искусства в первую очередь не из эстетических соображений, а в попытке найти универсальный визуальный язык, который мог бы быть использован для выражения значимых мыслей и идей. Многие из них как раз и получили свое развитие в серии «Капричос».
Как говорил исследователь творчества Гойи Хесус Гонсалес де Сарате:
Гойя не довольствовался эстетическими развлечениями, а понимал, что кисти способны выразить умозрительные идеи и раскрыть весь мир через работу с образами, которые можно наполнить глубоким содержанием.
История Los caprichos
Эта серия гравюр начала складываться в 1793 году. В январе этого года художник по состоянию здоровья уехал в Андалусию, а вернулся в Мадрид только осенью. О болезни Гойи мы знаем немного, но есть основания считать, что он страдал синдромом Сусака, симптомами которого является глухота и головные боли. В письмах того периода, адресованных лучшему другу Мартину Сапатеру, коммерсанту из Арагона, Гойя жалуется на нестерпимые боли. Недуг сыграл важную роль в творчестве Гойи, так как именно в период болезнь надолго приковала художника к постели и, чтобы как-то занять себя и приободриться он начал работу над Синлукарским альбомом этюдов, часть которых и превратилась впоследствии в “Los caprichos”.
Как отмечает историк испанского искусства Хуан Каррете на основе письменных документов современников Гойи, мастер приступил к работе над “причудами” с целью развлечения, которая по мере разрастания авторского замысла превратилась в нечто большее. Оказавшись в затруднительном положении и испытывающий из-за своей глухоты проблемы с общением, Гойя все чаще обращался к философским вопросам жизни и смерти, рассматривая графику как способ коммуникации.
Словно мучимый одиночеством, художник специально выбрал гравюру, потому как она была тем видом искусства, которое было легче всего распространить.
Законченная серия офортов была представлена. публике 6 февраля 1799 года, о чем в el Diario de Madrid сохранилась соответствующая запись. В ней говорилось, что Франсиско Гойя создал эту серию гравюр, пребывая в убеждении, что человеческие заблуждения и пороки, заслуживают того, чтобы быть объектами живописи. При этом, автор пояснительного текста Леонардо Фернандо де Моратин также добавил, что Гойя в своем творчестве не преследовал целью высмеять пороки конкретных лиц:
Живопись (как и поэзия) объединяет в одном выдуманном персонаже обстоятельства и характеры, существующие во множестве.
Таким образом можно сделать вывод, что работы Гойи понимались как выход за пределы испанского материала, потому как художник нацелился на мотивы и понятия, свойственные человеческой природе в целом.
19 февраля того же года было сделано второе объявление, призванное подстегнуть ценителей искусства к покупке офортов. Однако из-за политического давления и вмешательства инквизиции гравюры не получили широкого распространения. Одна из причин – содержание самих гравюр, часть сюжетов которых, так или иначе, выставляли церковь в дурном свете и пропагандировали либеральные идеи.
Основные темы
В «Капричос» насчитывается 80 гравюр, которые разные эксперты классифицируют по-разному. Однако один из наиболее популярных вариантов в испанском искусствоведению выглядит так:
- Сон разума
- Религия
- Образование
- Проституция
- Супружество
Сон разума
“Сон разума рождает чудовищ” — так называется самая известная гравюра Гойи в серии “Los caprichos”, являющаяся в то же время и центральной. Из дневников Гойи известно, что для этой знаменитой гравюры художник сделал большое количество подготовительных рисунков. Более того, именно она должна была открывать серию гравюр, которую Гойя хотел представить публике уже в 1797 году, когда сюжетов было 72, а не 80.
Гойя так объяснял смысл своей гравюры:
Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом воображение становится матерью искусства и всех его чудесных творений.
Эта гравюра является характерным примером того, как Гойя подталкивал своего зрителя к дискуссии и размышлениям.
Примечательно, что она имеет некоторое сходство со знаменитой серией картин “Ночной кошмар” швейцарского художника Фюсли.
На одном из набросков времен 1797 года у Гойи угадывались образы из этого полотна.
Религия
Гравюры с их рационалистическим подтекстом пытались дискредитировать религиозные воззрения. Гойя рассматривал религию как бремя традиции, которое следовало ликвидировать. Художник через свои работы критиковал церковь и инквизицию, посвятив этому большое количество гравюр. Как правило, их отличает символизм и замысловатые образы, которые некоторые исследователи называют “шифрами”.
Гойя апеллирует к идее о том, что в эпоху просвещения разум взял верх над верой, в связи с чем человек уже не нуждается ни в ней, ни в религии вообще. Это достигается за счет критики суеверий и религиозных предрассудков.
Возьмем, например, гравюру 52 «Чего не сделает портной».
На этой гравюре вы можете увидеть огромное черное чучело в виде зловещей, властной фигуры, под чьей защитой собирается множество верующих.
Этой работой обращения Гойи к теме суеверий не ограничивается. В качестве характерных примеров можно указать гравюры 60, 65 и 68, где изображены типичные герои народных суеверий: ведьмы, козлы и прочая дьявольщина.
Другой интересной гравюрой на тему религии является работа 79 “Нас никто не видел”, где обличаются пороки духовенства.
Образование
Испанское образование времен Гойи переживало сильный кризис. Преподаватели были в большей степени заинтересованы в получении новых должностей, а не в том, чтобы способствовать распространению просвещения. Из-за господствовавшего в Испании религиозного традиционализма образование во многих аспектах было устаревшим, и фрагментарным. Отсутствовал культурный обмен, свирепствовала религиозная цензура, затрудняющая введение различных инноваций. Гойя отчетливо понимал, что от уровня образования зависит будущее его страны, в связи с чем уделил большое внимание теме учения в своей серии офортов.
Ярким примером гравюры на тему образования может служить работа 37 “А не умнее ли ученик”.
Проституция
Подпольная проституция в Испании существовала уже давно. Еще в 17 веке были предприняты попытки закрыть публичные дома как по религиозным, так и по медицинским соображениям, но эта мера не принесла результата. В стране с сильным влиянием церкви отношение к проституции носило “обесчеловечивающий” характер, связывающий этот феномен с происками дьявола, а не социальным кризисом, который в других странах пытались решить с юридическими способами.
Проститутки в испанском искусстве начали появляться еще в работах Мурильо. У Гойи куртизанки изображены как одновременно жертвы, так и соучастники социальной драмы. Художник сочувствовал им и пытался донести до зрителя простую мысль о том, что эти женщины — реальные люди с поломанными судьбами.
Супружество
В традиционной Испании брак олицетворял стабильность и покорность. Гойя, следуя тенденциям просвещения отвергает эти устои. Он не только выступает за брак по любви, презирая расчетливость и практичность, но ставит под сомнение непоколебимость родительского авторитета, а кроме того заявляет о правах женщины.
Так «причуда»14 наглядно показывает то сочувствие, которое испытывал Гойя к молодым девушкам, не имеющим право самим распоряжаться своей судьбой.
В то же время гравюра 2 высмеивает расчетливых невест, прячущих свои намерения при вступлении в брак.
Заключение
“Los caprichos” — это не только зеркало эпохи, но и портрет своего создателя. В этих многозначительных и изящных гравюрах мы обнаруживаем не только художественный гений великого испанского художника, но видим в Гойе живого человека.
Мастер, преисполненный идеями просвещения, очень переживал за судьбу своей страны, был критически настроен к обычаям предков и выражал благосклонность ветру перемен. Этюды, родственные показанным в статьей, можно обнаружить в публикациях. @
Через свои новаторские гравюры он создал визуальный язык, стирающий географические и культурные границы. “Los caprichos” – это отблеск мрачных времен инквизиции, социального кризиса и религиозных предрассудков. Шедевр, созданный в тяжелую пору, но с надеждой на лучшее.