108 подписчиков

Los caprichos и новый визуальный язык

Век гениального испанского живописца Франсиско Гойи пришелся на эпоху перемен. То был сложнейший период в истории его страны, когда привычные социальные институты, традиции и сложившаяся политическая культура начали подвергаться критике, а само государство могло вовсе исчезнуть под натиском французских оккупантов.

Испания на рубеже XVIII — XIX веков значительно отличалась от государств-соседей. Здесь все еще господствовали феодальные устои, была сильна власть церкви, а идеи просвещения, завоевавшие практически всю Европу не получили широкого распространения, по крайней мере сопоставимого с той популярностью и востребованностью, которой пользовались во Франции и Англии.

Испания, несмотря на усиление знати, находилась в упадке. Колониальные доходы служили лишь источником обогащения монарха и приближенных к нему дворян, из-за чего страна в техническом и социальном плане заметно отставала от других европейских держав. Прогрессу противопоставлялись вера и традиции, а свободе — кроткая покорность.

Франсиско Гойя был не просто свидетелем возникшего политического кризиса, он на себе испытал все те треволнения, которые довелось пройти Испании под управлением Карла III, Карла IV и Фердинанда VII.

За продолжительную жизнь, длиною в 82 года Гойя успел создать множество шедевров, обладающих не только художественной, но также и исторической ценностью. Существенная их часть фактически является срезом эпохи.

Оставшиеся после Гойи полотна — это прежде всего документы. С их помощью мы можем понять не только отношения художника к происходящему в стране на разных этапах ее истории, но и те настроения, чаяния и идеи, которые витали в обществе в те непростые времена.

Особое место в творчестве Гойи занимает серия офортов Los Caprichos, что в переводе с испанского означает «причуды».

Немало исследователей справедливо отмечает, что художественный гений Гойи достиг наивысшей точки своего расцвета именно во время работы над офортами. Гойю от многих современников отличало стремление создавать картины и иные произведения изобразительного искусства в первую очередь не из эстетических соображений, а в попытке найти универсальный визуальный язык, который мог бы быть использован для выражения значимых мыслей и идей. Многие из них как раз и получили свое развитие в серии «Капричос».

Как говорил исследователь творчества Гойи Хесус Гонсалес де Сарате:

Гойя не довольствовался эстетическими развлечениями, а понимал, что кисти способны выразить умозрительные идеи и раскрыть весь мир через работу с образами, которые можно наполнить глубоким содержанием.

История Los caprichos

Эта серия гравюр начала складываться в 1793 году. В январе этого года художник по состоянию здоровья уехал в Андалусию, а вернулся в Мадрид только осенью. О болезни Гойи мы знаем немного, но есть основания считать, что он страдал синдромом Сусака, симптомами которого является глухота и головные боли.  В письмах того периода, адресованных лучшему другу Мартину Сапатеру, коммерсанту из Арагона, Гойя жалуется на нестерпимые боли. Недуг сыграл важную роль в творчестве Гойи, так как именно в период болезнь надолго приковала художника к постели и, чтобы как-то занять себя и приободриться он начал работу над Синлукарским альбомом этюдов, часть которых и превратилась впоследствии в “Los caprichos”.

Тот самый Мартин Сапатер
Тот самый Мартин Сапатер

Как отмечает историк испанского искусства Хуан Каррете на основе письменных документов современников Гойи, мастер приступил к работе над “причудами” с целью развлечения, которая по мере разрастания авторского замысла превратилась в нечто большее. Оказавшись в затруднительном положении и испытывающий из-за своей глухоты проблемы с общением, Гойя все чаще обращался к философским вопросам жизни и смерти, рассматривая графику как способ коммуникации.

Словно мучимый одиночеством, художник специально выбрал гравюру, потому как она была тем видом искусства, которое было легче всего распространить.

Законченная серия офортов была представлена. публике 6 февраля 1799 года, о чем в  el Diario de Madrid сохранилась соответствующая запись.  В ней говорилось, что Франсиско Гойя создал эту серию гравюр, пребывая в убеждении, что человеческие заблуждения и пороки, заслуживают того, чтобы быть объектами живописи. При этом, автор пояснительного текста Леонардо Фернандо де Моратин также добавил, что Гойя в своем творчестве не преследовал целью высмеять пороки конкретных лиц:

Живопись (как и поэзия) объединяет в одном выдуманном персонаже обстоятельства и характеры, существующие во множестве.

Таким образом можно сделать вывод, что работы Гойи понимались как выход за пределы испанского материала, потому как художник нацелился на мотивы и понятия, свойственные человеческой природе в целом.

19 февраля того же года было сделано второе объявление, призванное подстегнуть ценителей искусства к покупке офортов. Однако из-за политического давления и вмешательства инквизиции гравюры не получили широкого распространения.  Одна из причин – содержание самих гравюр, часть сюжетов которых, так или иначе, выставляли церковь в дурном свете и пропагандировали либеральные идеи.

Основные темы

В «Капричос» насчитывается 80 гравюр, которые разные эксперты классифицируют по-разному. Однако один из наиболее популярных вариантов в испанском искусствоведению выглядит так:

  1. Сон разума
  2. Религия
  3. Образование
  4. Проституция
  5. Супружество

Сон разума

«Сон разума рождает чудовищ»
«Сон разума рождает чудовищ»

“Сон разума рождает чудовищ” — так называется самая известная гравюра Гойи в серии “Los caprichos”, являющаяся в то же время и центральной.  Из дневников Гойи известно, что для этой знаменитой гравюры художник сделал большое количество подготовительных рисунков. Более того, именно она должна была открывать серию гравюр, которую Гойя хотел представить публике уже в 1797 году, когда сюжетов было 72, а не 80.

Гойя так объяснял смысл своей гравюры:

Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом воображение становится матерью искусства и всех его чудесных творений.

Эта гравюра является характерным примером того, как Гойя подталкивал своего зрителя к дискуссии и размышлениям.

Примечательно, что она имеет некоторое сходство со знаменитой серией картин “Ночной кошмар” швейцарского художника Фюсли.

Одна из картин серии «Ночной кошмар». И.Г.Фюсли
Одна из картин серии «Ночной кошмар». И.Г.Фюсли

На одном из набросков времен 1797 года у Гойи угадывались образы из этого полотна.

Религия

Гравюры с их рационалистическим подтекстом пытались дискредитировать религиозные воззрения. Гойя рассматривал религию как бремя традиции, которое следовало ликвидировать. Художник через свои работы критиковал церковь и инквизицию, посвятив этому большое количество гравюр. Как правило, их отличает символизм и замысловатые образы, которые некоторые исследователи называют “шифрами”.

Гойя апеллирует к идее о том, что в эпоху просвещения разум взял верх над верой, в связи с чем человек уже не нуждается ни в ней, ни в религии вообще. Это достигается за счет критики суеверий и религиозных предрассудков.

Возьмем, например, гравюру 52 «Чего не сделает портной».

На этой гравюре вы можете увидеть огромное черное чучело в виде зловещей, властной фигуры, под чьей защитой собирается множество верующих.

«Чего не сделает портной»
«Чего не сделает портной»

Этой работой обращения Гойи к теме суеверий не ограничивается. В качестве характерных примеров можно указать гравюры 60, 65  и 68, где изображены типичные герои народных суеверий: ведьмы, козлы и прочая дьявольщина.

Другой интересной гравюрой на тему религии является работа 79 “Нас никто не видел”, где обличаются пороки духовенства.

«Нас никто не видел»
«Нас никто не видел»

Образование

Испанское образование времен Гойи переживало сильный кризис. Преподаватели были в большей степени заинтересованы в получении новых должностей, а не в том, чтобы способствовать распространению просвещения. Из-за господствовавшего в Испании религиозного традиционализма образование во многих аспектах было устаревшим, и фрагментарным. Отсутствовал культурный обмен, свирепствовала религиозная цензура, затрудняющая введение различных инноваций. Гойя отчетливо понимал, что от уровня образования зависит будущее его страны, в связи с чем уделил большое внимание теме учения в своей серии офортов.

Ярким примером гравюры на тему образования может служить работа 37 “А не умнее ли ученик”.

«А не умнее ли ученик?»
«А не умнее ли ученик?»

Проституция

Подпольная проституция в Испании существовала уже давно. Еще в 17 веке были предприняты попытки закрыть публичные дома как по религиозным, так и по медицинским соображениям, но эта мера не принесла результата. В стране с сильным влиянием церкви отношение к проституции носило “обесчеловечивающий” характер, связывающий этот феномен с происками дьявола, а не социальным кризисом, который в других странах пытались решить с юридическими способами.

Проститутки в испанском искусстве начали появляться еще в работах Мурильо. У Гойи куртизанки изображены как одновременно жертвы, так и соучастники социальной драмы. Художник сочувствовал им и пытался донести до зрителя простую мысль о том, что эти женщины — реальные люди с поломанными судьбами.

Супружество

В традиционной Испании брак олицетворял стабильность и покорность. Гойя, следуя тенденциям просвещения отвергает эти устои. Он не только выступает за брак по любви, презирая расчетливость и практичность, но ставит под сомнение непоколебимость родительского авторитета, а кроме того заявляет о правах женщины.

Так «причуда»14 наглядно показывает то сочувствие, которое испытывал Гойя к молодым девушкам, не имеющим право самим распоряжаться своей судьбой.

«Какая жертва»
«Какая жертва»

В то же время гравюра 2 высмеивает расчетливых невест, прячущих свои намерения при вступлении в брак.

«Они говорят „Да“ и протягивают руку первому встречному»
«Они говорят „Да“ и протягивают руку первому встречному»

Заключение

“Los caprichos” — это не только зеркало эпохи, но и портрет своего создателя. В этих многозначительных и изящных гравюрах мы обнаруживаем не только художественный гений великого испанского художника, но видим в Гойе живого человека.

Мастер, преисполненный идеями просвещения, очень переживал за судьбу своей страны, был критически настроен к обычаям предков и выражал благосклонность ветру перемен. Этюды, родственные показанным в статьей, можно обнаружить в публикациях. @

Через свои новаторские гравюры он создал визуальный язык, стирающий географические и культурные границы. “Los caprichos” – это отблеск мрачных времен инквизиции, социального кризиса и религиозных предрассудков. Шедевр, созданный в тяжелую пору, но с надеждой на лучшее.