Первый канал завершил показ сериала «Нулевой пациент». Финальная серия оказалась, пожалуй, самой сильной. В ней сконцентрировались все основные смыслы и посылы, ярко проявились удачные и неудачные моменты фильма. Удачных, конечно, больше.
Здравствуйте!
Достоинств у сериала много, и одно из основных – актёрские работы. Никита Ефремов создал сложный образ московского мальчика-мажора, который, взрослея, дорос до непоказного героизма.
Аскар Ильясов сыграл молодого врача, готового исполнять свой долг, не забывая о человечности.
Образы медиков в «Нулевом пациенте» в целом заслуживают внимания. Обычная городская больница, небезупречный персонал – но в решительный момент они принимают вызов. Легкомысленная молодёжь, педантичные сухари, прошедшие сквозь победы и потери эскулапы – все оказались беспомощными. Но никто не отступил с переднего края (в отличие от московских медсестёр).
Сложная история, трудная тема, нельзя фальшивить. И все актёры справились. От старшего поколения другого и не ожидали: Игорь Гордин, Сейдулла Молдаханов, Любовь Германова. А вот появление в кадре Дмитрия Колчина, известного по КВН, приятно удивило.
А ещё зацепила игра Ивана Добронравова, который вырос в серьёзного драматического артиста. Временами в нём (как и в Никите Ефремове) ярко проявляется фамильное сходство.
Из слаженного актёрского ансамбля выбивались исполнители ролей верховных советских руководителей. Чазов, Крючков, а особенно Михаил Сергеевич получились практически карикатурными.
Ну, к советскому прошлому создатели фильма вообще отнеслись без пиетета. И восстанавливали его, похоже, не столько по воспоминаниям и документам, сколько по газетным статьям и кинофильмам.
Хорошо хоть, не стали мазать чёрной краской образ сотрудника КГБ. Ведь это благодаря его профессионализму удалось всё-таки обнаружить нулевого пациента.
То, что виновником всех бед оказался самый рьяный борец с ВИЧ, вполне справедливо. Хотя какая уж тут справедливость, когда больше всех пострадали самые безвинные и беззащитные.
Клим, привёзший подарок из Африки, тоже пострадал. Но невинным его не назовёшь. Он виноват даже не в том, что не побрезговал экзотической любовью, а в том, что поднимал руку на слабых. И призывал к насилию.
Во время просмотра я поймала себя на мысли, что ещё три года назад не поверила бы, что такое возможно
Что обычные люди будут шарахаться от знакомых, выживать из города соседей, рушить больницу. Это в Средневековье ополчались против беженцев из зачумленных городов, закрывали порты перед обессилевшим кораблями.
Но в 2020 году мы убедились, что такое возможно. Я сама видела, как озлобленно шипели вслед кашлянувшему, как обрывали связи с друзьями, как предлагали забросать камнями вернувшихся из поездки.
А ещё мы убедились, насколько мир бессилен перед любыми болезнями. Можно выставить кордоны, можно придумать правила, но люди всё равно будут их нарушать. Вот и в сериале безупречный Митя Гончаров сам поступает против правил, соблюдения которых требует от окружающих. Как оказалось в финале, он тоже не сторонник безопасных связей: иначе бы его подруга не оказалась в интересном положении.
Когда случается беда, надо искать ответ на вопрос «Что делать?» И не стоит спрашивать: «Кто виноват?»
Обвинить можно кого угодно. Государственную систему, социальный строй, злую судьбу.
Но придётся признать, что всё дело в людях.
Хорошо, что люди разные. Не все примыкают к озлобленной толпе, не все поддаются панике. И в фильме есть влюблённые Дина и Костя. А ещё бабушка, угостившая больных детей в аэропорту.
Хороших людей больше.