История души как исповедь главного героя (противоречивость характера Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени ").

4,5K прочитали

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - Григорий Александрович Печорин. Он представляет собой уникальную и загадочную личность, которая привлекает внимание каждого и не оставляет равнодушным. Несмотря на то, что он человек достаточно умный и образованный при общении с ним окружающие, в зависимости от обстоятельств, с одной стороны видят его уникальный характер восхищаются им, а с другой, познакомившись поближе, испытывают либо сожаление или чувство отверженности из-за неразделенной любви, ненависть, чувство сильного унижения.

Кадр из к/ф. Фото из интернета.
Кадр из к/ф. Фото из интернета.

В романе история его души показана с разных сторон. Лермонтов также показывает читателю и положительные качества Печорина. В первую очередь его способность видеть прекрасное: он любуется величием гор Кавказа, красотой заката, даже идя на дуэль с Грушницким, восхищается красотой окружающей природы. Герой готов пойти на край света за своей любимой женщиной Верой, которая как ему казалось смогла понять его, но не может с ним быть, так как была замужем и опасалась осуждения людей.

При взаимодействии с другими героями произведения внутренний мир Печорина раскрывается с разных сторон, что позволяет читателю увидеть его трагическую историю.

С помощью образа Максима Максимыча - простого человека, офицера, отдавшего всю свою жизнь служению Отечеству и принявшего Печорина как родного сына, Лермонтов показывает читателю, что несмотря на уникальный интелект, необычайную широту восприятия окружающего мира, Григорию Александровичу не хватает той непосредственности, снисхождения, проявления симпатии к людям.

Также трагедия Печорина заключается в том, что он не способен испытывать настоящие чувства, а так же пренебрегает чувствами других. С одной стороны он склонен к самоанализу, ищет причины своего экоистичного поведения, но при этом не пытается изменить сложившуюся ситуацию. В результате разрушает судьбы людей.

Он убивает на дуэли из-за клеветы своего друга Грушницкого, после чего его ссылают в крепость, где он знакомится с местной красавицей Бэлой, дочерью князя, которую по своему желанию вырывает из её привычного окружения. Но потом осознает, что не способен нести ответственность за другого человека. Для него любовь местной дикарки оказалась не лучше любви знатной барышни. Искренняя и чистая любовь, к которой герой стремился, оказалась для него недостижима. Несмотря на отсутствие знаний о жизни света, Бэла намного честнее Печорина, знакомство с которым, заканчивается для неё смертью. Она не смогла жить в той среде, в которой он жил. Даже во время похорон он не осознает какие же чувства он испытывал к девушке и что он испытывал в этот момент.

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» - это отрывок из журнала Печорина.

Глава "Княжна Мери" помогает читателю наиболее глубоко проникнуть в мир главного героя. В этой главе Печорин ради забавы влюбляет в себя молодую княжну Мери с целью позлить своего друга Грушницкого, который тоже влюблен в девушку. Ещё эту игру он затеял, чтобы быть ближе к Вере - женщине, которую любил. В результате от этого страдают все: Мери, Грушницкий и Вера.

Кадр из к/ф. Фото из интернета.
Кадр из к/ф. Фото из интернета.

Печорин жестоко отказывает княжне Мери после её признания в любви, ценя свою свободу и не жалея разбитого сердца девушки.

Замужняя женщина Вера любила его понастоящему со всеми достоинствами и недостатками. Но она женщина не свободная и понимает, что уйдя от мужа, она не приобретёт в лице Печорина надёжную партию, осознает, что пройдёт время и он опять отправится на поиски новой "игрушки", а ей жить дальше среди людей, которые её осудят в случае совершения безнравственного поступка. Поэтому у них все заканчивается разрывом. Поняв, что безвозвратно потерял любимую женщину, Печорин испытал сильное душевное потрясение и, как было сказано выше, готов был бежать за ней на край света, но как увидит потом читатель, это для героя было лишь минутной слабостью.

Таким образом, "история души человеческой" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - это один из способов, который выбрал Лермонтов, чтобы показать наиболее ярко трагедию главного героя чья жизнь заканчивается смертью где-то в Персии, а также целого поколения молодых людей. Это духовный крах, к которому автор приводит своего героя. С одной стороны он стремиться быть счастливым, как и все окружающие его люди, чувствует в себе силу и энергию для великих дел. С другой стороны, он не находит применения своим способностям и от скуки плетет любовные интриги и ради забавы проводит психологические эксперименты над людьми. Они становятся для него игрушками, над которыми он хочет иметь полную власть, но при этом он делает несчастными не только их, но в первую очередь самого себя, становясь духовно опусташенным и в итоге "лишним человеком". Он просто играл чувствами других, ничего не отдавая взамен.

Противоречивость его заключается в том, что его никак нельзя назвать положительным или отрицательным героем, потому что в его образе Лермонтов показал все проблемы целого поколения, которое ищет свой жизненный путь, но не находит его. Хотя, казалось бы, молодые люди имеют для этого все возможности, и превращает собственные жизни в бессмысленное существование. И таких людей было много, поэтому, как говорил сам Лермонтов, ему не сложно было придумать образ своего главного героя.

Кадр из к/ф. Фото из интернета.
Кадр из к/ф. Фото из интернета.