Найти тему

Цветные узоры в смешанной технике.

Я и мои образцы.
Я и мои образцы.

Заголовок статьи не подразумевает полную классификацию цветных узоров. Я лишь хочу рассказать об образцах, которые я недавно связала. Но и эти образцы можно распределить от простого к более сложному, проследив некую эволюцию использованных приёмов (хотя я вязала свои образцы, игнорируя эту последовательность).

Однако, начну свой рассказ с упоминания канала, на котором я прочла публикацию о цветных узорах, связанных не совсем традиционным, общепринятым способом.

Я укажу адрес канала в конце моей статьи. Перейдя по этому адресу вы найдете и ту публикацию, которую я упомянула (с названием и подробностями техники вязания), и много другой интересной и полезной информации, представленной в других публикациях.

Здесь я не буду приводить примеры изделий из той статьи. Их вы сможете посмотреть там сами. Я расскажу о своём отношении к увиденному, объясню, почему я заинтересовалась этой темой и что побудило меня связать мои образцы, представлю их и свои рассуждения о способе вязания.

Итак, я прочитала о способе вязания, который мало известен и не очень распространён в знакомой мне среде любителей вязания. Способ простой, вполне логичный и не вызывающий вопросов, кроме одного - а чего это я так не пробовала вязать?

Было три причины. Первая - не люблю, когда пряжа путается. Вторая - мне не нравится меланж, который получается при вязании произвольно скрученных двух концов пряжи. Третья - цветные узоры в какой-то момент надолго перестали меня занимать.

"Отражение неба в воде лунной ночью". С изнанкой. Это один из моих образцов, где я придерживалась принципов вязания, которые описаны ниже.  Только я решила  использовать связанное крючком кольцо для контроля пряжи, что проявилось во внешнем виде изнаночной глади в нижней части образца (эффект платинга, светлая пряжа сверху). В средней части я поменяла местами пряжу, продетую через кольцо (эффект платинга, темная пряжа сверху).В верхней части образца я "ослабила" контроль, пряжа ложилась более произвольно, что дало другой эффект "полосатости". Использована пряжа alize Lana Gold 800 и VITA BRILLIANT, 380м/100г, 45%шерсть, 55%акрил.
"Отражение неба в воде лунной ночью". С изнанкой. Это один из моих образцов, где я придерживалась принципов вязания, которые описаны ниже. Только я решила использовать связанное крючком кольцо для контроля пряжи, что проявилось во внешнем виде изнаночной глади в нижней части образца (эффект платинга, светлая пряжа сверху). В средней части я поменяла местами пряжу, продетую через кольцо (эффект платинга, темная пряжа сверху).В верхней части образца я "ослабила" контроль, пряжа ложилась более произвольно, что дало другой эффект "полосатости". Использована пряжа alize Lana Gold 800 и VITA BRILLIANT, 380м/100г, 45%шерсть, 55%акрил.

⬆️Рассмотрев этот первый образец, можно понять, в чем заключается способ. Вязание основного полотна (фона) осуществляется переплетением изнаночная гладь от двух концов пряжи разного цвета, соединённых вместе. А рисунок в виде узорных фрагментов, в простом варианте, вяжется одной из двух пряж, которую нужно отделить от второй. Вторая пряжа в виде протяжки прокладывается за провязанными петлями по изнанке. В более сложном варианте можно использовать для вязания узора оба конца пряжи попеременно, как для жаккарда.

Но, похоже, я узнала об этом способе, когда возник мой интерес к цветным узорам, которые легко исполнять с помощью связаного крючком кольца, играющего роль нитенаправителя и нитедержателя (об этом кольце Я опубликовала статьи и короткие видео ранее). Я теперь рассматриваю все цветные узоры, оценивая возможность использования этого кольца для их вязания.

Внимательнее присмотреться к описанной технике меня побудил вопрос в комментариях под той статьёй о возможности не оставлять с изнанки протяжки, а вязать их синхронно с петлями на лицевой стороне, чтобы образовался участок двусторонней лицевой глади. И там же прикреплённое фото цветного узора с перемещёнными петлями (жгутами). Этот узор нашёл отклик в моих мыслях.

Надо сказать, у меня на стадии зарождения есть планы на вязание перчаток, декорированных узором с перемещёнными петлями другого цвета. Я выбирала способ - жаккард, или интарсия, или двусторонняя двухцветная лицевая гладь, она же двусторонний жаккард.

Конечно, для перчаток мои образцы не подходят, так как не отвечают некоторым условиям (не хочу пёстрый фон), но маленькое исследование, которое получилось в процессе вязания, доставило мне настоящее удовольствие.

Первым я связала самый трудоёмкий образец с перемещёнными петлями. Все следующие образцы возникли, благодаря идеям, которые появились во время вязания. Причём, идей значительно больше, но направление задано и, думаю, не воплощённые мной идеи могут возникнуть в голове моих читателей и осуществиться к их удовольствию в их руках.

Здесь образцы представлены в последовательности - от простого к сложному.
Здесь образцы представлены в последовательности - от простого к сложному.
Здесь образцы представлены в хронологической последовательности их вязания.
Здесь образцы представлены в хронологической последовательности их вязания.

Я уже представила самый простой образец, поэтому продолжу рассказ, описывая образцы от простого к сложному.

 "Квадратная геометрия". Без изнанки. Такое легко связать, так как не сложно контролировать смену цвета. Я вязала без схемы, "из головы". Здесь есть некоторые недочёты, которых просто избежать, если нарисовать схему смены цвета. Такое сочетание двух, даже трёх,  техник можно назвать гибридным вязанием, хотя мне больше нравится "комбинированное". Чередуются квадратные фрагменты двусторонней двухцветной лицевой глади и квадратные фрагменты с двусторонним простым узором "рис", или "мох", или "путанка 1+1", который выглядит фактурно и "двухцветно", благодаря строгой фиксации пряжи двух цветов. Пряжа ложится на спицу всегда в одной последовательности, что проявляется эффектом платинга, с визуальным преобладанием на участках петельных дуг пряжи одного цвета. Для вязания я использовала пряжу YarnArt SILKY WOOL, 190м/25г, 35%СилкРайон, 65%МериноВул, двух цветов.
"Квадратная геометрия". Без изнанки. Такое легко связать, так как не сложно контролировать смену цвета. Я вязала без схемы, "из головы". Здесь есть некоторые недочёты, которых просто избежать, если нарисовать схему смены цвета. Такое сочетание двух, даже трёх, техник можно назвать гибридным вязанием, хотя мне больше нравится "комбинированное". Чередуются квадратные фрагменты двусторонней двухцветной лицевой глади и квадратные фрагменты с двусторонним простым узором "рис", или "мох", или "путанка 1+1", который выглядит фактурно и "двухцветно", благодаря строгой фиксации пряжи двух цветов. Пряжа ложится на спицу всегда в одной последовательности, что проявляется эффектом платинга, с визуальным преобладанием на участках петельных дуг пряжи одного цвета. Для вязания я использовала пряжу YarnArt SILKY WOOL, 190м/25г, 35%СилкРайон, 65%МериноВул, двух цветов.

⬆️Этот второй образец выглядит уже по-иному. Здесь преобладающим, фоновым можно считать переплетение двусторонней лицевой глади, а двустороннее переплетение "рис" с эффектом платинга играет роль декоративных вкраплений. Полотно получилось мягким, благодаря пряже, и эластичным, благодаря переплетению.

"Шалунья-белочка в зимнем лесу". Без изнанки. Этот образец я считаю более сложным в исполнении, так как здесь на фоне переплетения "рис" из пряжи в два сложения размещена  более сложная по форме фигурка белочки,  очертания которой нужно было отслеживать по схеме. На хвостике есть жаккардовые полоски. Возможность создавать разнообразные рисунки на вязаном полотне демонстрирует данный образец. Для вязания я использовала ту же пряжу YarnArt SILKY WOOL.
"Шалунья-белочка в зимнем лесу". Без изнанки. Этот образец я считаю более сложным в исполнении, так как здесь на фоне переплетения "рис" из пряжи в два сложения размещена более сложная по форме фигурка белочки, очертания которой нужно было отслеживать по схеме. На хвостике есть жаккардовые полоски. Возможность создавать разнообразные рисунки на вязаном полотне демонстрирует данный образец. Для вязания я использовала ту же пряжу YarnArt SILKY WOOL.

⬆️Этот третий образец олицетворяет фантастические возможности вязания разнообразных рисунков и картин способом технически более простым, а визуально более перспективным.

"Зимний сухоцвет под снегопадом". Без изнанки. Этот образец также связан без схемы и рисунок здесь перевёрнут, чтобы выглядеть всё-таки похожим на цветок. Сначала вязался ромбик двусторонней гладью с элементами жаккарда на фоне "риса". Из подобных геометрических фигурок при наличии схемы можно вязать узоры-орнаменты с более сложной и глубокой, чем в двухцветных рисунках, композицией. От ромбика, который я решила считать цветком, я связала "стебель и листья", вверх ногами. Результат подтвердил ожидания. Сочетание зернистого фона с двухцветным рисунком выглядит перспективно. Техника та же. Образец связан из носочной пряжи Alize superwash, 420м/100г, 75%шерсть, 25%полиамид.
"Зимний сухоцвет под снегопадом". Без изнанки. Этот образец также связан без схемы и рисунок здесь перевёрнут, чтобы выглядеть всё-таки похожим на цветок. Сначала вязался ромбик двусторонней гладью с элементами жаккарда на фоне "риса". Из подобных геометрических фигурок при наличии схемы можно вязать узоры-орнаменты с более сложной и глубокой, чем в двухцветных рисунках, композицией. От ромбика, который я решила считать цветком, я связала "стебель и листья", вверх ногами. Результат подтвердил ожидания. Сочетание зернистого фона с двухцветным рисунком выглядит перспективно. Техника та же. Образец связан из носочной пряжи Alize superwash, 420м/100г, 75%шерсть, 25%полиамид.

⬆️Этот четвёртый образец выглядит, как коврик из-за пряжи. Но традиционный "северный" свитер, связанный в такой необычной технике из более тонкой пряжи, будет выглядеть органично и в то же время может получиться дизайнерским. О том, что такое переплетение сделает вещь суперпрактичной, можно и не говорить. Без изнанки - можно носить на обе стороны, два в одном. Без протяжек, соответственно...

"Витая решётка-шпалера в зимнем  саду". Без изнанки. Самый сложный из моих образцов, хотя не самый сложный из возможных. Решетку можно связать двухцветной, выводя на каждую сторону полотна не один, а оба рабочих цвета. Или "прутья" решетки можно декорировать жаккардовыми фрагментами. Дополнительный приём, использованный для вязания этого образца - перемещённые петли. Для этого образца я использовала пряжу двух цветов Alize LanaGold 800.
"Витая решётка-шпалера в зимнем саду". Без изнанки. Самый сложный из моих образцов, хотя не самый сложный из возможных. Решетку можно связать двухцветной, выводя на каждую сторону полотна не один, а оба рабочих цвета. Или "прутья" решетки можно декорировать жаккардовыми фрагментами. Дополнительный приём, использованный для вязания этого образца - перемещённые петли. Для этого образца я использовала пряжу двух цветов Alize LanaGold 800.

⬆️Пятый по сложности образец я связала первым. На канале есть короткое видео, в котором я демонстрирую моменты вязания. Ниже я публикую картинки из Pinterest с подобными узорами, которые можно адаптировать для вязания изделий в смешанной технике, без изнанки.

Второй сверху узор послужил "прототипом" для моего пятого образца. Однотонный фон, с изнанки которого идут протяжки другого цвета (это жаккард с протяжками,) можно заменить "рисом" из пряжи в два сложения, а участки с перемещёнными петлями связать с обеих сторон полотна. Тогда не будет протяжек и узор станет двусторонним.
Второй сверху узор послужил "прототипом" для моего пятого образца. Однотонный фон, с изнанки которого идут протяжки другого цвета (это жаккард с протяжками,) можно заменить "рисом" из пряжи в два сложения, а участки с перемещёнными петлями связать с обеих сторон полотна. Тогда не будет протяжек и узор станет двусторонним.
Полосатый фон на основе платочного переплетения избавляет от длинных протяжек , но его нужно вязать, меняя цвет пряжи каждые два ряда. Его можно заменить фоном, как в моих образцах, а участки с вытянутыми (снятыми) и перемещёнными петлями можно заменить двусторонней лицевой гладью с перемещёнными петлями. Эти участки станут не такими рельефными, но обе стороны полотна будут рабочими.
Полосатый фон на основе платочного переплетения избавляет от длинных протяжек , но его нужно вязать, меняя цвет пряжи каждые два ряда. Его можно заменить фоном, как в моих образцах, а участки с вытянутыми (снятыми) и перемещёнными петлями можно заменить двусторонней лицевой гладью с перемещёнными петлями. Эти участки станут не такими рельефными, но обе стороны полотна будут рабочими.
Ещё один пример узоров со снятыми и перемещёнными петлями на полосатом фоне (поочередное вязание каждых двух рядов новым цветом). Эти узоры тоже можно связать в смешанной технике.
Ещё один пример узоров со снятыми и перемещёнными петлями на полосатом фоне (поочередное вязание каждых двух рядов новым цветом). Эти узоры тоже можно связать в смешанной технике.
Участки глади на этих образцах можно заменить двухцветным "рисом", а перемещённые петли связать на обеих сторонах полотна.
Участки глади на этих образцах можно заменить двухцветным "рисом", а перемещённые петли связать на обеих сторонах полотна.

Может возникнуть вопрос, для каких изделий можно использовать подобные переплетения. Ведь, какие бы преимущества у них ни были, как бы ни была облегчена техника вязания с помощью кольца, это трудоёмкий способ вязания. Не лицевая гладь.

Первыми приходят на ум такие изделия как шарфы, шали, палантины, изделия, имеющие плоскую геометрическую форму с рабочей поверхностью обеих сторон.

Посмотрите, какая аккуратная кромка у образцов, как-будто предназначена для вязаных шарфов и других подобных изделий.

Кромка образца.
Кромка образца.
Чистая кромка.
Чистая кромка.
Аккуратная кромка.
Аккуратная кромка.
Край с узелковыми кромочными.
Край с узелковыми кромочными.
Кромка без дополнительной обработки.
Кромка без дополнительной обработки.

Там же, в Pinterest, я нашла примеры изделий, для которых можно использовать описанную выше технику.

Жаккардовая шапочка. Смешанную технику можно использовать для вязания двустороннего рисунка. На одной стороне будут белые чайки, на другой стороне - грачи.
Жаккардовая шапочка. Смешанную технику можно использовать для вязания двустороннего рисунка. На одной стороне будут белые чайки, на другой стороне - грачи.
Рукавицы связаны жаккардом с перемещёнными петлями. Основу рисунка можно использовать для двустороннего вязания в смешанной технике.
Рукавицы связаны жаккардом с перемещёнными петлями. Основу рисунка можно использовать для двустороннего вязания в смешанной технике.
Маленький жилет можно связать в смешанной технике.
Маленький жилет можно связать в смешанной технике.
Маленький жилет с другим сочетанием цветов. Участки с третьим цветом можно заменить "рисовым" фоном.
Маленький жилет с другим сочетанием цветов. Участки с третьим цветом можно заменить "рисовым" фоном.
Жилет-манишка может быть связан двусторонним в смешанной технике.
Жилет-манишка может быть связан двусторонним в смешанной технике.
Маленький жилет. Узор жилета может быть исполнен двусторонним в смешанной технике.
Маленький жилет. Узор жилета может быть исполнен двусторонним в смешанной технике.
Двухцветный джемпер с перемещёнными петлями можно связать двусторонним в смешанной технике.
Двухцветный джемпер с перемещёнными петлями можно связать двусторонним в смешанной технике.

Я знаю по себе, увидев какое-то необычное эффектное переплетение, или узор, или пример готового изделия, заядлая вязальщица начинает культивировать разнообразные идеи для воплощения их в жизнь. И, порой в запале, на волне энтузиазма вяжет сложные вещи, радуясь, что приручила непростые техники. Сложными я здесь называю плечевые изделия.

В таких случаях надо бы хорошо подумать о назначении такой вещи, об уместности её в личном гардеробе, или о потребности в ней других потенциальных владельцев, так как существование всего, что не относится к базовому гардеробу должно быть настолько оправдано некоей бесспорной историей, легендой и обосновано как жизнеспособное, чтобы ни у самой вязальщицы, ни у кого другого не возникло мыслей о неуместности такого трудоёмкого изделия.

Кроме этой причины, я упомяну ещё о казусах, которые возникают из-за недостаточного представления о совместимости подобных узоров с пропорциями изделий, в которые они должны быть "вписаны", даже имеющих самую простую форму. Особенно для плечевых изделий выбор не той формы, неправильной конструкции деталей, не подходящий, меньше нужного, размер, могут загубить всё дело, когда плохая посадка на фигуре человека убивает все восторги.

Я вяжу вокруг правила: ЧЕМ СЛОЖНЕЕ РИСУНОК, ТЕМ ПРОЩЕ ФОРМА, так как форма убивает рисунок.ЧЕМ СЛОЖНЕЕ ФОРМА, ТЕМ ПРОЩЕ РИСУНОК, так как рисунок искажает форму.

Хотя я научилась нарушать это правило без ущерба для вещи.

Но, с другой стороны, кто не без греха.

Отложу-ка Я образцы в надёжное место и хорошо подумаю, как их использовать в будущем!

А вот адрес канала, где Вы сможете прочесть публикацию, которая рассказывает об интересной технике вязания.

Пряду, вяжу, сочиняю

Также я благодарю своих подписчиков Марину Грибкову за кольцо и Наталью - Natalya D. за идею для этой статьи.

Спасибо всем, кто дочитал статью до конца.