Найти в Дзене
МК

На фоне украинского кризиса эксперты объяснили необходимость связей РФ с Африкой

Глава российской дипломатии Сергей Лавров совершает турне по странам юга Африки. Конфликт с коллективным Западом обостряет необходимость развития связей нашей страны со странами Африканского континента. Об этом говорили участники экспертной дискуссии клуба «Валдай» на тему «Россия и ЮАР: Африка ближе, чем кажется?»

    Фото: mid.ru
Фото: mid.ru

Запад оказывает давление на Южную Африку и другие страны Черного континента с целью заставить присоединиться к антироссийскому лагерю на фоне украинского конфликта. Мы обратились к экспертному мнению и задали участникам дискуссии несколько вопросов.

1) Насколько стойкой может быть Южная Африка к идущему со стороны Запада давлению?

2) Какие направления сотрудничества между Россией и ЮАР развиваются сегодня? Какие из них могут стать приоритетными в будущем?

3) Какую позицию занимает Африка в целом по отношению к конфликту между Россией и Западом на фоне украинского кризиса?

Расиган Махарадж, эксперт клуба «Валдай», генеральный директор Института экономических исследований в области инноваций при Техническом университете Цване (ЮАР):

1) Атака на суверенитет формирования политики в Южной Африке и, действительно, на глобальном Юге в целом обоюдоостра, поскольку коллективный Запад, похоже, связывает Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику вместе как угрозу их продолжающейся гегемонии и расширению их отношений подчинения и эксплуатации, Однако Южно-Африканская Республика является суверенным государством, полномочия которого были утверждены Генассамблеей ООН 23 июня 1994 года. Это признание последовало за столетиями колониальной оккупации и десятилетиями апартеида (преступления против человечности).

В то время как первые полностью свободные, нерасовые, не сексистские и демократические выборы 1994 года действительно положили начало новому режиму управления после апартеида, историческое наследие предыдущих расистских режимов, широкое сотрудничество с основными капиталистическими странами (G7) обеспечило и сохранило статус Южной Африки как полупериферийной территории в мировых системах. Таким образом, несмотря на относительно более высокий уровень развития инфраструктуры и индустриализации по сравнению с остальной частью Африканского континента, Южная Африка остается в значительной степени зависимой от международных рынков капитала и глобальных производственно-сбытовых цепочек даже в отношении ресурсов первичного сектора, таких как нефть и топливо.

В то время как правительство Южной Африки отстаивало свой суверенитет в выработке политики в международных отношениях, усилилось давление со стороны коллективного Запада и их местных агентов. Большинство народов Южной Африки при поддержке народов России и прогрессивного международного сообщества боролись за национальное освобождение против империализма, колониализма и апартеида и не поддержат разработку неоколониального подчинения, направленного на сохранение и расширение гегемонии коллективного Запада. Поскольку общенациональные выборы нового правительства в стране состоятся только в 2024 году, никаких изменений в сопротивлении Южной Африки давлению коллективного Запада и их агентов не предвидится.

2) В своем вступительном слове во время двусторонних политических консультаций с Министром иностранных дел Российской Федерации г-ном Сергеем Лавровым д-р Наледи Пандор, министр международных отношений и сотрудничества Южной Африки, сказала, что “был подписан ряд двусторонних соглашений и меморандумов о взаимопонимании, охватывающих широкий спектр секторов и вопросов включая торговлю; туризм; сельское хозяйство; горнодобывающую промышленность; медицину и образование”.

Министр Пандор также подчеркнула, что “и Южная Африка, и Россия могут и должны делать больше для развития и использования возможностей для расширения нашего экономического сотрудничества”. Министр Лавров упомянул, что основное внимание уделяется сотрудничеству в области энергетики (включая ядерную энергию), науки и техники, транспорта и другой инфраструктуры, мирному освоению космоса и содействию гуманитарным связям.

Все эти области возможного сотрудничества действительно вероятны, однако определение приоритетов необходимо из-за неравномерности глобального развития. С учетом этого важного предостережения научно-техническое сотрудничество и кооперация были бы наиболее эффективными и оптимальными отношениями для укрепления и поддержки.

Приведение наших соответствующих национальных систем инноваций в большее соответствие и улучшение межведомственных отношений предоставляют обеим странам огромный потенциал для реализации коллективных выгод посредством взаимного обучения и практики.

В рамках научно-технического сотрудничества акцент на таких областях, как сельское хозяйство, энергетика, инфраструктура и здравоохранение, представляется пророческим и подкрепляется прогнозом и другими перспективными исследованиями. При разработке этих областей, которые относятся к основным естественным и инженерным наукам, особое внимание должно быть уделено также политической экономии и социальным наукам.

Неэффективности нынешнего глобального способа производства для решения проблемы сохранения и эскалации экономического неравенства и усиления экологической нестабильности также должно уделяться должное внимание. Совместные социологические исследования альтернативных финансовых механизмов и экономических механизмов предложили бы глобальному Югу в целом огромные возможности для обучения и фактически могли бы привести к появлению новых режимов, поскольку старый порядок продолжает терпеть неудачу и становится все более неуместным.

3) Человечество насчитывает более восьми миллиардов человек, но сознание нашего биологического вида по-прежнему погрязло в наследии мышления ХХ века. Человечество остается разделенным и сегрегированным в глобальной политической экономике неравноправного обмена и безудержного неравенства. По оценкам ООН, к концу 2022 года население Африки достигло 1,4 миллиарда человек. Хотя до сих пор не было проведено ни одного опроса всех жителей континента, опыт африканских народов, ставших жертвами межимпериалистического соперничества и колониального угнетения, остается ярким примером продолжающейся маргинализации Африки в мировых системах. Принципиальная позиция по поиску урегулирования конфликтов путем диалога имеет первостепенное значение.

Этот принцип, однако, требует, чтобы многосторонние институты думали и действовали беспристрастно, имея главной целью достижение справедливого мира между фактическими воюющими сторонами. Прокси-войны должны быть прекращены. Африка как континент в целом должна оставаться последовательной в том, чтобы не быть втянутой в конфликты между коллективным Западом и остальным миром. Наша современная глобальная конъюнктура требует значительного внимания к устранению международного неравенства, устранению экологических нестабильностей и созданию условий для расширения сотрудничества между народами планеты. Постколониальные усилия по реконструкции и развитию в Африке не привели к коренному преобразованию мировых систем в сторону большей справедливости или устойчивости. Африка должна сохранять бдительность в отношении неоколониализма и дальнейшей эрозии своих суверенитетов.

Наталья Цайзер, эксперт клуба «Валдай», председатель правления cоюза «Африканская деловая инициатива»:

1) Потенциал сопротивляемости у руководства ЮАР есть, но его степень оценить достаточно сложно. ЮАР исторически находится под большим влиянием Великобритании и США. И если Россию с Южно-Африканской Республикой связывают узы дружбы и прочные дипломатические отношения, то с Западом и США – это многолетнее экономическое взаимодействие. Будучи одной из самых финансово-развитых стран континента ЮАР всегда была полем для западных и американских интересов. Порядка 96 американских компаний, например, являются крупнейших работодателями в ЮАР на сегодняшний день, в основном в финансовом секторе и в секторе телекоммуникаций. А там, где экономика, там инвестиции, там деньги. Поэтому, сбрасывать со счетов ситуацию не стоит.

2) Сегодня, на сколько я знаю, идет активное взаимодействие по вопросам поставки сельскохозяйственной продукции (как экспорта, так и импорта). Очень активную деятельность вела наша компания «Ренова» по добыче марганцевых руд. КамАЗ поставляет свои машины в Республику. А потенциал сотрудничества очень высок. Это и энергетический сектор, и высокие и наукоемкие технологии, и легкая промышленность, инфраструктурные проекты, здравоохранение, образование. Вопрос только в том, что до реализации всех этих возможностей дело пока не доходит. А время идет вперед. И именно экономическую внешнюю политику на этом направлении нужно проводить более агрессивно, в самом положительном смысле слова.

3) Позиция разная, но по большей части достаточно выверенная и сбалансированная. Есть страны, которые поддерживают Россию, есть те, которые воздерживаются. Так или иначе, с Африкой нужно выстраивать наши отношения на перспективу. Африканцы по-прежнему открыты к работе с Россией. Это подчеркивается непрерывными контактами на всех уровнях. Поэтому, российско-африканский трек должен стать прочным и одним из приоритетных, благодаря и вопреки.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Андрей Яшлавский