Аптека Каплана

До установления власти Российской Империи на территории Туркестана здравоохранение находилось в зачаточной стадии — да, были лекари-табибы, но с серьёзными заболеваниями справиться они не могли. Поначалу на цели здравоохранения в генерал-губернаторстве выделялись мизерные суммы, позволявшие лишь привлекать военных врачей к работе с гражданским населением. Однако ситуация в корне поменялась с появлением в Ташкенте аптек.

Аптека Краузе-Каплана на пересечении Хивинской и Пушкинской улиц Ташкента, 1910 год. Фотография в свободном доступе.
Аптека Краузе-Каплана на пересечении Хивинской и Пушкинской улиц Ташкента, 1910 год. Фотография в свободном доступе.

Первые аптеки

Изначально аптека в городе появилась в 1871-1873 годах, при военном госпитале. Но в силу специфики расположения и назначения, она могла обслуживать очень небольшую часть жителей Нового города. Но такое решение городских властей могло вызвать недовольство в остальной части как Нового, так и Старого городов. Поэтому городским властям пришлось инициировать строительство ещё одной аптеки (до нашего времени, к сожалению, не сохранившейся). В 1874 году новая аптека, названная 1-й Ташкентской аптекой начала свою работу. Многие препараты в ней отпускались бесплатно, поддерживая среди европейского населения культуру лечения, а местным — прививая её же, отводя «туземцев» (так в те времена назывались аборигены Туркестана, вне зависимости от национальных признаков) от местных лекарей-табибов. Но небольшое помещение зачастую вызывало скопление народа, против чего были резко настроены врачи — эпидемиологическая обстановка оставляла желать лучшего, а скопления народа лишь облегчали заражение людей. С этой целью, в начале ХХ века аптека была расширена, само здание подверглось небольшой реконструкции. А многие жители из Старого города, помня об очередях и не желая тратить время, всё равно обращались к табибам, местным целителям.

Иероним Иванович (Карл Иероним Теодор) Краузе, один из основоположников фармакологии в Туркестане. Фотография в свободном доступе.
Иероним Иванович (Карл Иероним Теодор) Краузе, один из основоположников фармакологии в Туркестане. Фотография в свободном доступе.

Решил эту проблему, причём оригинально и с некоторым шиком, Иероним Иванович Краузе, довольно долго проработавший в Туркестане — он открыл собственную аптеку, где стал разбавлять привычную для европейцев витрину аптеки лекарствами, созданными по образу и подобию лекарств целителей-табибов. А открылась аптека в двухэтажном здании на пересечении Хивинской и Пушкинской улиц. Доступ к лекарствам отныне получали больше людей, а использование «наработок» местных лекарей привлекало в аптеку жителей всего города. Но вскоре Краузе скончался, а его наследники продали аптеку, вместе со зданием другому аптекарю-предпринимателю, Каплану в 1909 году. Благодаря коммерческой жилке Каплана, аптеки разрастались, и он стал скупать остальные предприятия в городе, в том числе и те, которые ранее принадлежали Краузе.

В советское время

Во время революции, всё имущество Каплана было национализировано, а в 1925 году в этом здании располагался ЦентрИзбирКом УзССР, правда, недолго — уже в 1927-1929 годах дом-аптеку Краузе-Каплана (лично мне так кажется правильнее называть) передали под управление отдела по пропаганде при СНК СССР. Здание предлагалось надстроить ещё на один этаж, и создать на его базе Университет марксизма-ленинизма. Сказано-сделано — третий этаж надстроили, университет открыли. Но потом пошла чехарда — в Ташкенте ведь был ещё и Институт марксизма-ленинизма, скажем так, более профильная организация. И пошло-поехало — то одной организации отдадут, то другой. Но что характерно — ЦК из цепких лап здание-памятник царизма не выпускала, все организации, находившиеся в нём, были именно по линии партии.

Третий этаж был пристроен к зданию ещё в советское время, так и не снесли. Фотография в свободном доступе.
Третий этаж был пристроен к зданию ещё в советское время, так и не снесли. Фотография в свободном доступе.

Однако при перестройке был утерян весь шарм старого здания — как предметы излишней роскоши были снесены львы у входа, а при надстройке третьего этажа был изменён фасад бывшего дома-аптеки. Это придало ему более «функциональный» вид, окончательно убив все идеи архитектора Сваричевского. Конечно, веяния времени, отказ от излишеств и всё такое, но сохранить исторические здания для потомков могли бы. Но не будем обсуждать идеологию того государства, смысла в этом ноль целых и ноль десятых.

После Независимости

Развал СССР заставил многие города перекраивать карты — было снесено множество административных зданий, но бывшему дому-аптеке удалось избежать этой участи. Здание, конечно, не в первозданном виде, но до наших дней дожило — сегодня в нём располагается управление одного из банков, по указу правления которого фасад был изменён ещё раз — он стал полностью стеклянным, исчезли небольшие балкончики, которые в советское время использовались как курилки.

Согласитесь, разница между изначальным и "то, что выросло" - огромная? Фотография в свободном доступе.
Согласитесь, разница между изначальным и "то, что выросло" - огромная? Фотография в свободном доступе.

Я искренне надеюсь, что здание, простоявшее почти 120 лет, пережившее разрушительное Ташкентское землетрясение 1966 года, простоит и ещё как минимум столько же. Но не радует меня то, что его не стали восстанавливать по изначальному проекту Сваричевского, не вернули ему былую красоту. Что же, веяние времени, диктующее максимально использовать безликий алюминий и стекло…