20 октября 1986 года авиалайнер Ту-134 компании Аэрофлот выполнял внутренний рейс по маршруту Свердловск - Куйбышев - Грозный. На борту находилось 87 пассажиров и семь членов экипажа. После часового полета при заходе на посадку в аэропорту города Куйбышев в ясную погоду и при хорошей видимости самолет при посадке ударяется о землю, после чего переворачивается и загорается. Погибают шестьдесят шесть пассажиров и 4 члена экипажа. После того как эксперты внимательно изучили запись переговоров экипажа, полученную из бортовых устройств регистрации, они были шокированы. Это был беспрецедентный случай в истории отечественной и мировой авиации...
Ту-134 имел регистрационный номер СССР 65766. Авиалайнер был выпущен Харьковским авиационным заводом 28 июня 1979 года. Самолет был оснащен турбореактивными двигателями Д-30 которые были произведены на Пермском моторном заводе. За весь период эксплуатации авиалайнер совершил девять тысяч шестьсот восемьдесят девять циклов взлет - посадка и налетал 16 тысяч часов.
Второй пилот Геннадий Жирнов:
- Командир, высота в норме, видимость хорошая. Через 15 минут будем снижаться.
Командир воздушного судна Александр Клюев:
- Хорошо, Ген, вечером уже будем в Грозном. Слушай, я помню, ты рассказывал, у тебя знакомы. Как-то посадил самолет слепую.
Второй пилот Геннадий Жирнов :
- Ну да, было такое, что командир Александр Клифф.
- Спорим, я сейчас также посажу Если проиграешь, платишь за ужин вечером Дании.
- Я в этом не участвую, ты же знаешь, что за это могут сделать.
Бортмеханик Юрий :
- Просто за ужин платить не хочет.
второй пилот Геннадий Жирнов :
- Ну хорошо, уговорили. Только если проиграешь, платишь за всех.
Диспетчер Куйбышевского аэропорта Курумоч :
- Рейс 62 327. можете заходить на посадку.
Командир Александр Клюев:
- Ну что, Ген, по рукам. Давай, закрывай шторки и расчищай показатели.
Экипаж перед началом захода на посадку закрыл обзорные окна кабины, после чего командир, нарушая все инструкции, Павел лайнер на посадку, ориентируясь только по приборам. Второй пилот и штурман, и бортмеханик не были против подобных действий. Взлетно-посадочной полосе авиалайнер подошел со слишком большими вертикальной и горизонтальной скоростями, работала сигнализация об опасном сближении землей. Буквально за секунду до приземления командир отдал распоряжение открыть шторки, однако уже было поздно...
Ко всему прочему, второй пилот вообще не управлял самолетом. Когда он кинулся за штурвал. Времени для захода на второй круг уже не было. Авиалайнер ударился взлетно-посадочную полосу, шасси оторвало, после чего Ту-134 на брюхе по инерции протащила несколько сот метров. Завалившись вправо, самолет вынесло с полосы на грунт, после чего огромный авиалайнер перевернулся, корпус переломился на две части и он загорелся.
Один из выживших пассажиров вспоминал: В момент удара самолета о землю он ничего не почувствовал. Послышался сильный грохот, после чего все вокруг начала переворачиваться. Затем под ногами он увидел дыру, в которую прыгнул. За ним прыгнули еще несколько пассажиров. Тем, кто оказался ближе всего к разлому корпуса, повезло больше всех.
Из горящего самолета выбрался человек наручниках. Оказывается, этим же рейсом перевозили рецидивиста. Условия для побега были идеальными, однако убегать он не стал. Еще несколько человек выпрыгнули из горящего самолета через аварийный люк, расположенным хвостовом отсеке. Дело в том, что один из пассажиров, разбиравшийся в авиационной техники, добрался до задней части самолета и смог открыть запасной люк, через которые выбрались несколько человек. Однако позже комиссией будет установлено, что этот открытый запасной выход станет причиной гибели остальных пассажиров. Открытый люк создал эффект печной трубы. Из разлома корпуса в салон начало засасывать пламя и дым, который, проходя через весь салон, выходил в открытый люк. Загорелась обшивка салона. К сожалению, большая часть пассажиров находилась далеко от спасительных выходов.
Пытаясь выбраться наружу, они были поражены токсичными продуктами горения. Горящая обшивка салона выделяла ядовитые компоненты: синильную кислоту, диоксины, фосген, хлористый водород. Подышав этой токсичной смесью, люди теряли сознание и погибали. В 16: 59 на пульт пожарной части Красноглинского района Куйбышева поступило сообщение от диспетчера пожарной части аэропорта, в котором говорилось, что горит самолет и срочно нужна помощь.
Через минуту на место трагедии выехали три пожарных расчета. Через 20 минут они были на месте. Пожарные увидели, что огня уже не было, лишь из разлома в корпусе самолета шел небольшой дым. Огонь успели потушить сотрудники пожарной и аварийно-спасательной службы аэропорта, которые буквально за полторы минуты прибыли горящему самолету. Однако даже это время, которое было лучше всех нормативов, не помогло. К этому моменту салон самолета был объят пламенем, а большинство пассажиров надышалась токсичным дымом. Позже комиссия, которая расследовала причины катастрофы, проводила реконструкцию действий пожарных аэропорта. Около 20 раз их заставляли выезжать на то место, где ранее была авария, и все 20 раз они показывали результат полторы минуты. Правительственная комиссия сделала вывод, что в гибели пассажиров спасательной и пожарной службы аэропорта не виноваты.
Решение о невиновности пожарных было очень важным, потому что к этому времени убитые горем родственники погибших составляли коллективное обращение в Политбюро Цк Кпсс и требовали наказать пожарные команды за то, что они действовали непрофессионально и не оперативно.
На место катастрофы прибыли сотрудники Кгб, которые тщательно следили, чтобы никто не фотографировал места аварии. Однако начальнику испытательной пожарной лаборатории Валерию Регину удалось сделать несколько снимков. Одну пленку он успел передать одному из бойцов пожарной охраны, другую у него изъяли сотрудники Кгб, объяснив, что производить фотосъемку могут только сотрудники их ведомств.
В ходе расследования были внимательно изучены записи из черного ящика, по которым правительственная комиссия установила, что главным виновником трагедии стал командир авиалайнера. Бортовое устройство регистрации записала разговор командира с остальными членами экипажа, из которого следовало, что командир, поспорив со вторым пилотом, начал приземляться вслепую, ориентируясь только по приборам. Обзорные окна самолета в момент посадки были закрыты металлическими шторками. Ту-134 подошел взлетно-посадочной полосе с недопустимо большой скоростью и слишком крутым углом наклона, после чего произошел удара полосу.
Уже потом будут выдвигаться версии, что подобный посадки вслепую якобы считались высшим пилотажем у пилотов, и именно этот командир авиалайнера уже осуществлял подобные действия и ранее. По одной из версий, командира подвел высота метр, который работал некорректно и показывал высоту больше, чем она была на самом деле. Если бы обзорные окна самолета были бы открыты, этой трагедии и страшной катастрофы не было бы.
Подробности катастрофы засекретили, а сам судебный процесс проходил в закрытом для прессы и общественности режиме. Командира воздушного судна признали виновным в преступлении по статье Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и приговорили к 15 годам лишения свободы. Однако после ходатайства осужденного срок заключения командиру сократили до 6 лет. После освобождения, по некоторым данным, он проживал во внутрь городском поселке, ими в завод, после чего уехал в Ульяновскую область.