Nirvana/Nevermind/Kurt Cobain - гитарный звук

1K прочитали

Курт Кобейн - одна из знаковых фигур рок-музыки, он не был гитаристом виртуозом, не любил играть «соло», но более трёх десятилетий его подход к гитаре и её звучанию вдохновляет миллионы молодых музыкантов во всём мире.

Kurt Cobain
Kurt Cobain

У участников Nirvana не было музыкального образования и они не стремились расширять свои теоретически познания в этой области. Но, будучи единым творческим организмом они регулярно прослушивали, анализировали и обсуждали самые разные альбомы. Например, Pixies у которых была позаимствована фишка «форте-пиано», или ABBA чьи записи Кобейн предпочитал слушать на гастролях.

24 сентября 1991 года вышел второй альбом группы Nevermind. Издающий лейбл DGC рассчитывал продать 250 000 экземпляров.

Снятый малобюджетный ролик на песню Smells Like Teen Spirit удаётся поставить в ротацию на MTV.

К ноябрю 1991 трек стал международным хитом, а Nevermind продавался так, что было очевидным, ни одна маркетинговая стратегия не способна играть значимой роли в таком успехе.

Количество проданных копий Nevermind более 30 миллионов.

- Мы ничего особенного не делали. Это была одна из тех записей, которые «выстреливают», без какой-либо помощи.

Позже признался в интервью президент лейбла Эд Розенблатт.

Nevermind считается одним из лучших альбомов в рок-музыке, после его выхода альтернативный рок стал частью мейнстрима.

На успех альбома повлияло много сложившихся факторов. Кризис в музыкальной индустрии, тупиковость всех направлений лоббируемых в 80-е издателями. В конце 70-х скандальный и провальный Американский тур Sex Pistols на десятилетие сгенерировал у мейджеров и в СМИ отрицательное отношение к музыке с пометкой панк. К началу 90-х на Американских рынках возникло понимание, что и «на этом можно зарабатывать».

Кобейн и его группа оказались во всеоружии в нужное время.

Сами музыканты не стремились к такому развитию событий и испытали глубокий эмоциональный шок приведший к трагедии 5 апреля 1994 года.

Про это написано много и по-разному, давайте рассмотрим формирование гитарного звука в альбоме.

 1991 Nevermind
1991 Nevermind

Работа над Nevermind шла в трёх Голливудских студиях: Sound City, Van Nuys и Devonshire. Записью треков руководил продюсер и барабанщик Бутч Виг. Как продюсер, Бутч помог реализоваться многим звёздам альтернативного рока.

Микшировал альбом Энди Уоллес. При прослушивании миксов группа была не довольна. Но только уже после выпуска альбома Кобейн посетовал на сглаженность:

- Это больше похоже на Motley Crue чем на панк.

На мастеринге альбома участники группы практически не присутствовали, звукорежиссёр Хоуи Вейнберг делал его на своё усмотрение.

Гитары

Как и большинство начинающих музыкантов будучи стеснённым в средствах Кобейн покупал недорогие, подержанные инструменты. В основном это были сделанные в Японии реплики известных брендов. Курт - левша, и этот факт существенно сокращал и без того не богатый выбор.

Есть мнение - Курт ненавидел Les Pauls, так как эти инструменты ассоциировались с классической рок-музыкой.

Тем не менее, у Курта была пара реплик Gibson и он играл на них в разное время.

Например, черный Epiphone Les Paul, использовавшийся для фотосессии Nevermind.

В конце 1989 - начале 1990 годов он играл на Gibson SG - серийный номер – 4900 1853. Кобейн установил на него хамбакер от одной из своих старых гитар Univox. На месте некового звукоснимателя стоял сингл. Курт впервые сыграл на этой гитаре 6 января 1990 года в зале Вашингтонский университет а в Сиэтле. И еще несколько концертов в начале 1990 года, прежде чем он разбил его в Тихуане, Мексика, 17 февраля 1990 года.

Kurt Cobain и Gibson SG
Kurt Cobain и Gibson SG

Позже появилась изготовленная на заказ фирмой Ibanez копия Les Paul для левой руки со звукоснимателями DiMarzio X2N. Предположительно, эта гитара была задействована в работе над альбомом In Utero. Концертно инструмент не использовался так как Курт не хотел быть похожим на Джими Пейджа.

 Nevermind - фотосессия у Курта Epiphone Les Paul
Nevermind - фотосессия у Курта Epiphone Les Paul

К лету 1991 года Кобейн открыл для себя японские инструменты Fender Mustang. Он скажет позже в одном из интервью:

- Мне нравятся узкие грифы этих гитар. У японцев - неплохие левосторонние гитары.

Тогда же был приобретен левосторонний Jaguar 65-го года выпуска и Fender Mustang 69-го.

- Fender Mustang является моей любимой гитарой. Они дешевые и абсолютно деревянные. Звучат дерьмово и очень маленькие. Они ужасно держат строй. Система по регулировке высоты струн отвратительная. Кто бы ни придумал эту гитару, он - придурок.

Для решения проблем с «плывущим строем» на Mustang’69 был установлен нижний порожек Gotoh tune-o-matic. На этих инструментах Кобейн предпочитал блокировать вибрато. Две пружины вибрато-бара снимались, к стойкам под перемычкой добавлялись шайбы, фиксировавшие ее на пластине. Струны проходили непосредственно через наконечник, а не под ним, шаровые концы струн помещались в углублениях наконечника.

На всех Мустангах стандартные бридживые звукосниматели были заменены на хамбакеры Seymour Duncan JB, исключением была лишь модель 1969 года, там оставались синглы.

Так же в записи Nevermind альбома Кобейн использовал Fender Japan Standard Stratocaster Left Handed - Sunburst с модифицированным бриджевым звукоснимателем.

Кобейн с японским Fender Stratocaster 1991 года выпуска, литера K в серийном номере. В октябре 1991 года был установлен гриф Fernandes Strat (который также был изготовлен на заводе Fejigen в Японии, на том же заводе, где производятся гитары Fender Japan). Позже гитара была уничтожена во время концерта в Paramount в 1991 году. Где-то в 1992 году гитарный техник Курта Эрни Бейли добавил к корпусу новый гриф Fender, но Курт больше им не пользовался. Сейчас инструмент находится на складе в Сиэтле.
Кобейн с японским Fender Stratocaster 1991 года выпуска, литера K в серийном номере. В октябре 1991 года был установлен гриф Fernandes Strat (который также был изготовлен на заводе Fejigen в Японии, на том же заводе, где производятся гитары Fender Japan). Позже гитара была уничтожена во время концерта в Paramount в 1991 году. Где-то в 1992 году гитарный техник Курта Эрни Бейли добавил к корпусу новый гриф Fender, но Курт больше им не пользовался. Сейчас инструмент находится на складе в Сиэтле.

Основным инструментом в работе над альбомом был Fender Japan Jaguar 1965 года выпуска, одна из любимых гитар Кобейна.

Первые модификации в инструмент ещё внёс предыдущий владелец. Синглы были заменены на DiMarzio - PAF у грифа и Super Distortion в бридже. Была установлена дополнительная регулировка громкости. Оригинальный переключатель звукоснимателей был заменён на тумблер аля-Gibson. Изначально переключатель находился по ходу движения руки Курта, поэтому во избежание случайных переключений его перенесли выше.

По словам Курта, инструмент был одним из его «детей», и он проявлял особую заботу об этой гитаре. В конце выступлений Кобейн часто разбивал инструменты, однако, судя по всему, он держал себя в руках, когда играл на этом Ягуаре. Инструмент был одним из немногих переживших тур 1991 года и был в рабочем состоянии до последнего концерта Nirvana.

Harmony Stella H912 - акустическая гитара использовалась для записи песен Polly и Something in the Way. В одном из интервью Guitar World Кобейну сказал:

- Стелла из магазина старьевщика, я купил её долларов за 20 - и даже не стал менять струны. Она едва держит строй. На самом деле мне приходится использовать изоленту, чтобы зафиксировать колки.

На момент записи на Stella было всего 5 струн.

Виг записал эту песню, когда Кобейн играл, расположившись на диванчике в рубке звукооператора. Гитару на Territorial Pissings, несмотря на протесты Вига, записали линейно, сразу в пульт.

Во время записи альбома бас-гитара Новоселича была настроена на полтора тона ниже для получения более «жирного» звука.

В песни Come as You Are строй гитары и бас-гитары были понижены на тон.

В клипе Smells Like Teen Spirit Курт использовал не участвовавший в записи Fender Mustang Lake Placid Blue 1969 года выпуска.

Для электрической гитары Курт обычно использовал струны Dean Markley Blue Steel 0,010-0,052 поздней перешёл на GHS.

Задействованные в записи инструменты были весьма бюджетные. Правда, все они были доработанными в соответствии с требованиями музыканта. Синглы на электрогитарах были заменены на хамбакеры, а на дешёвой 12 струнной акустике на момент записи отсутствовала большая часть струн.

Harmony Stella H912 - акустическая гитара использовалась для записи песен Polly и Something in the Way.
Harmony Stella H912 - акустическая гитара использовалась для записи песен Polly и Something in the Way.

Усилители

В конце 80-х Курт играл на комбиках или усилителях фирмы Peavey. Из-за негативного отношения к классическому року и особенно хеви-металу 80-х Кобейн не любил продукцию фирмы Marshall. В конце карьеры даже в случае использования этих кабинетов, он предпочитал их логотипы закрывать изолентой или скотчем.

Примерно в мае 1990 года Кобейн приобрёл предусилитель Mesa Boogie Studio ставший основным в цепочки формирования его гитарного звука. Преамп работал с усилителем Crown Power Base 2. Кобейн предпочитал максимально выкручивать настройки средних частот на приампе, но сигнал оставался чистым - clean. Искажения достигались при помощи примочек.

Mesa Boogie Studio использовался в студии и на последующих гастролях. Правда, вскоре после записи альбома Crown заменили оконечным усилителем Crest 4801, лучше работавшим с Mesa Boogie.

Во время записи Nevermind для формирования звука гитары основными усилителями были: Fender Bassman примерно в четырех песнях и Vox AC30 в нескольких треках где требовалось чистый, не перегруженный звук.

Продюсер предпочитал раскачку ламп и естественные искажения усилителя, вместо того чтобы использовать эффекты или педали при которых теряются объем и полнота в области нижних частот.

Использовались и смешанные комбинации усилителей. Например, в куплете In Bloom звучит Vox, а в припеве Fender Bassman. Такую расстановку предложил Виг. Благодаря этой простой хитрости звук гитары в припеве получился более контрастным - тяжёлым и искажённым. Или в песне Drain You Бутч собрал сигнал из микширование двух треков записанных с разными настройками эквалайзера на Fender Bassman.

Сигнал с динамиков снимали четыре микрофона: Shure SM57, AKG 414, Neumann U87 и иногда Sennheiser 421. При микшировании Кобейн выбирал, какой микрофон ему больше нравился для каждой песни, и его сигнал передавался через консоль Neve в Sound City.

Кобейн не любил продукцию фирмы Marshall. В случае использования  их логотипы он закрывал изолентой или скотчем.
Кобейн не любил продукцию фирмы Marshall. В случае использования их логотипы он закрывал изолентой или скотчем.

Эффекты

Есть мнение, что основным искажающим звуком Курта был distortion ProCo RAT, но это не совсем так. Лишь в некоторых песнях Nevermind использовалась КРЫСА, но основным искажающим звуком на этой пластинке был distortion Boss DS-1.

Boss DS-1 Distortion - один из ключевых элементов гитарного звука Кобейна. Использовался с первого альбома и до конца. Курт предпочитал называть эти эффекты не «боссовскими», а Rolland. Вскоре после выхода Nevermind он замени DS-1 на Boss DS2 Turbo Distortion. Фактически идентичный прибор с некоторыми дополнительными функциями и выбором большей вариативности в регулировке звука.

В песне Lithium использовался Electro-Harmonix Big Muff, который заводили в Fender Bassman и добивались более мрачного звучания.

Еlectro-Нarmonix Small Clone Chorus - неотъемлемый элемент звука Кобейна. Использовался почти во всех хитах, включая Smells Like Teen Spirit и Come As You Are. Обычно это была одна из двух педалей на сцене в эпоху Nevermind – конечно же, рядом с дисторшн от Boss.

Кобейн  Fender Japan Jaguar 1965 и Boss DS2 Turbo Distortion
Кобейн Fender Japan Jaguar 1965 и Boss DS2 Turbo Distortion

Вместо заключения

Время показало - простенькие гитарные риффы и пауэр квинты Курта Кобейна вдохновляют молодых ребят значительно больше, чем нервные подёргивания Стивов Ваев и прочих талантливых, но слишком сосредоточенных на себе гедонистов.

Курт Кобейн доказал, для изменения мира, порой достаточно пары дешёвых гитар, боссовского дисторшна и нескольких единомышленников в студии.

Любой, даже самый дорогой инструмент - деревяшка с проволоками. В инструмент он превращается лишь в руках музыканта способного при помощи рук вдохнуть в него жизнь и заставить биться в унисон с сердцем.

К сожалению, мотивация «понравиться и продать» на сегодняшниё день является определяющей у большинства людей с музыкальными инструментами в руках. Это тупиковый путь, во всяком случае в рок-музыке. Он ведёт в кабак, к алкоголизму, разочарованию и созданию видео в духе «кто не умеет играть на гитаре». Большей капитуляции и представить сложно.

Искренне сочувствую тем кто загнал себя в эти шоры, и желаю вам туда не проваливаться.

При написании статьи я не ставил задачу воспроизвести весь гитарный тракт записи альбома Nevermind. Полагаю, рассмотренных принципов и сегментов в формировании звука вполне достаточно для общего представления.

Кстати, даже участники записи всего не помнят. Но, на самом деле это и не столь важно.

Kurt Cobain live
Kurt Cobain live

Надеюсь, статья вдохновит вас на создание новых, живых и не прилизанных звучаний и неизведанной Музыки! В стиле рок или в любых других.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте и делайте репосты.

И удачи!

Так же может быть интересно: Кино и Гражданская Оборона - гитарный звук

#nirvana #nevermind #kurtcobain #гитарна #звук