Найти тему
Время СВОБОДЫ.

Письма из Тарусы.

Приветствую вас, дорогие читатели моего канала. Меня зовут Татьяна Дмитриевна. У себя на канале я рассказываю и делюсь впечатлениями о новом времени для себя, пенсионерки, человеке, принадлежащего к тому поколению советских людей, которые не знали, что такое тестирование или ЕГЭ, мы заучивали наизусть отрывки из художественных произведений, умели решать задачи, и не догадываться об ответах на них, писали сочинения по книгам, которые прочли от начала до конца не в сокращенном варианте.

Сегодня хочется привести вас на свидание со страной сказочного детства Марины Ивановны Цветаевой, в городок Таруса на берегу красавицы Оки – вечной любви великого русского поэта.

Первым Тарусу открыл художник Василий Поленов. Приобрести усадьбу Поленову позволила покупка его картины «Христос и грешница» императором Александром III.

В 1887 г. Василий Поленов проезжал окские излучины на поезде, и влюбился в них. Вместе с учеником Константином Коровиным он сделал несколько поездок по реке, присматривая место для покупки земли.

Через три года Поленовы купили небольшое имение близ Бехово, на противоположном от Тарусы берегу, на пять километров вниз по течению. Поленов сравнил приглянувшийся ему русский провинциальный городок с французским «Барбизоном», ставшим в первой половине XIX века популярным местечком среди парижских художников. Вот и в Тарусу потянулись живописцы, скульпторы. Здесь жили Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов, скульптор Василий Алексеевич Ватагин. Такие известные художники как Константин Алексеевич Коровин, Николай Петрович Крымов, Исаак Ильич Левитан, Илья Семёнович Остроухов приезжали сюда работать.

Затем Тарусу облюбовали писатели. «В городе мещане да купчишки, хотя есть две хороших дачи, где зимуют москвичи» — писал Алексей Толстой в 1916 году. Одной из двух, несомненно, была дача «Песочное», где в конце XIX века обосновалась семья Цветаевых. Говорят, что с Цветаевых среди москвичей началась мода отдыхать в Тарусе. Считается, что они первые московские дачники в Тарусе. Профессор Московского университета, в будущем основатель Музея изящных искусств, Иван Владимирович приезжал в Тарусу с детьми.

Значимая волна интереса московской творческой публики к Тарусе пришлась на 1950-е годы. Константин Паустовский, приехавший сюда в 1954-м, был очарован «живописным городишком»: «Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки». «В Тарусе очень хорошо. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет».

-3

Константин Георгиевич много сделал для Тарусы, особенно повлияла его статья, опубликованная в 1956 году в центральных газетах под заголовком: «Письмо из Тарусы». Есть у нас в стране много маленьких городов. В прежние времена их называли захолустными — все эти Новосили, Сапожки, Хвалынски и Тарусы. Отзывались о них пренебрежительно («медвежьи углы»), «сонное царство», «стоячее болото») или, в лучшем случае, с некоторым снисходительным умилением перед их живописной провинциальностью — перед домишками с пылающей на окнах геранью, водовозами, церквушками, вековыми дуплистыми ивами и заглохшими садами, где буйно разрастались крапива и лебеда… Сейчас почти все эти города объявлены районными и стали центрами сельскохозяйственной жизни, прилегающей к ним округи. Но несколько пренебрежительное отношение к ним существует и поныне." После письма писателя в городе был построен водопровод, заасфальтированы дороги, в том числе трасса до Серпухова, началась активная городская застройка и электрификация окрестных сел.

В 1961-м он участвовал в выходе альманаха «Тарусские страницы», куда вошли не издававшиеся произведения М.Цветаевой, Н.Заболоцкого (и он жил в Тарусе с 1957-го), Б.Слуцкого, Д.Самойлова, Б.Окуджавы, самого К.Паустовского, репродукции В.Борисова-Мусатова. Разрешил публикацию секретарь местного обкома по идеологии, то есть московской цензуре альманах не подвергался, что и привело к громкому скандалу. Расправы создателям альманаха удалось избежать благодаря личному обращению К.Паустовского к Н.Хрущеву. В мае 1967 года К. Г. Паустовскому присвоили звание «Почётного гражданина» Тарусы за вклад в тарусские коммунальные достижения.

Таруса удивительный городок со своей изумительной аурой, не зря её вплели в корону «Золотого кольца России». Городок этот принадлежит сейчас к Калужской области (после того как его перебрасывали то в Тульскую, то в Московскую). Стоит он на высоких горах над Окой и над удивительными по своей широте и прелести луговыми и лесными заокскими далями.

Окские дали. Художник К.Некрасов. Таруса. Дар Е.В.Васильевой. Музей В.Поленова
Окские дали. Художник К.Некрасов. Таруса. Дар Е.В.Васильевой. Музей В.Поленова

В Тарусе мне уже доводилось бывать и не один раз. Но очень давно. Помню краеведческий тарусский музей с многочисленными предметами быта, картин, тарусской вышивкой, памятника у реки и музея Семьи Цветаевых. Петропавловский собор стоял в лесах. Унылым и заброшенным казался и городок.

Есть интересная легенда о происхождении значение слова Таруса. Легенда о князе Святославе Игоревиче, который идя по Оке походом на хазар в 964 году, увидел незнакомое селение. На его вопрос: Какой это народ?, с берега ответили: ТО РУСЬ!

За эти годы Таруса очень изменилась и очень похорошела. Просторная площадь, отреставрированные здания, ухоженная набережная. Но для меня Таруса, прежде всего связана именно с Мариной Цветаевой. Почему так? Потому что люблю стихи М.Цветаевой, старательно переписывала в ежедневник, а она сама искренне любила Тарусу.

Это сейчас сборник стихов Марины Цветаевой можно купить в любом книжном магазине, прочитать в электронном виде, послушать аудиозапись. Во времена моей юности приобрести сборник стихов М.Цветаевой было практически невозможно. Её не только не включали в школьные программы, но даже не упоминали в учебниках по литературе. В моё время было понятие «советский» - «не советский». К первым относили членов Союза писателей, как правило и членов Коммунистической партии. М. Цветаева, как И.Бунин или В.Ходасевич, долгое время жила в эмиграции и этого уже было достаточно, чтобы не считать её «советским» поэтом. Врагом народа ее не считали, политическим гонениям М.Цветаева не подвергалась, поэтессу просто игнорировали. Идеологи социализма сделали заключение, что ее издания являются буржуазными пороками и не могут быть ценными для советского читателя. Причиной тому ее семейные узы с белогвардейским офицером. Со всеми вытекающими последствиями. Когда в начале 60-х годов ХХ века, в период оттепели её стали публиковать в антологиях и отдельных изданиях, произошло постепенное возвращение поэта сначала в культуру, а потом и общественное сознание. И она стала тем, чем и была - достоянием отечественной литературы, неотъемлемой частью «Серебряного века» поэзии России. Она одна из любимых поэтов, к стихам которой я периодически возвращаюсь между другими книгами. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…», «Под маской плюшевого пледа» и многие, многие другие.

Сейчас правит эпоха свободы слова, поэтому издают и печатают огромное количество самой разнообразной литературы. Иногда даже сложно понять, что страшнее – цензура или вседозволенность, и к чему это все способно привести.

В конце прошлого века память о семье Цветаевых в Тарусе стала возрождаться. В 1992-м, накануне 100-летия Марины Ивановны Цветаевой, 4 октября 1992 года, был открыт музей. Музей располагается в восстановленном «Доме Тьо». Деревянное одноэтажное здание было куплено дедом Марины Цветаевой по материнской линии. После его смерти в доме последние 20 лет своей жизни жила его вторая жена, швейцарка по происхождению. Она плохо говорила по-русски и обращение к ней младших девочек Цветаевых - «тетя» - в ее устах звучало как «тьо». С тех пор дом этот в семье Цветаевых стали называть «домом Тьо». В музее сохранен интерьер и обстановка русского провинциального дома земской разночинной интеллигенции. Предметы мебели частично остались от «Тьо», часть принадлежала родственникам и друзьям Цветаевых в Тарусе, а часть вещей перевезена из московского дома Цветаевых в Трёхпрудном переулке. Залы в музее разделены по тематическому признаку: «Приезд Цветаевых в Тарусу», «Жизнь и творчество М. Цветаевой», «Семья Цветаевых», «Окружение Цветаевых в Тарусе», «Кабинет дедушки». Из личных вещей Марины Цветаевой в экспозиции представлены книги, столик для рукоделия, ее веер, письменный чернильный прибор, зеркало, кружевной воротник и некоторые другие предметы быта. В музее очень много фотографий. Фото самой Марины, ее родителей, сестер и братьев, мужа, детей, друзей и соседей. В музее много документов, оригиналов писем, прижизненных изданий книг поэта с дарственными автографами самой Марины, членов ее семьи и друзей. Все это помогает представить картину той жизни, сначала счастливой и беззаботной, а потом тяжелой и трагической, которую прожили люди, чьи фотографии мы видим на стенах.

Известно, что Марина Цветаева просила после ее смерти поставить на берегу Оки, недалеко от кладбища камень с надписью: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева». Летом 1962 г. в Тарусу приехал почитатель М.И. Цветаевой, студент из Киева, Семен Островский, который прочитал рассказ «Кирилловны» и сумел на свои скудные средства установить первый Камень памяти Марине Цветаевой. В советской Тарусе энтузиазм поклонника «белогвардейской поэтессе» расценили как самоуправство и через несколько дней камень увезли и разбили. В 96-ю годовщину со дня рождения Марины Цветаевой, 9 октября 1988 года, почитатели таланта поэтессы стали свидетелями воплощения в жизнь ее завещания. Могучий камень с тарусской каменоломни был поставлен там, где хотела быть похороненной Марина Цветаева –на высоком берегу Оки, неподалеку от когда-то располагавшегося здесь хлыстовского кладбища. Над камнем свисают тяжелые гроздья рябины…

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

О том, что в Тарусе надо установить памятник самой Марине Цветаевой, первой заговорила Белла Ахмадулина. Но эта инициатива оказалась непростой. Противники проекта настаивали на том, что нельзя увековечивать память самоубийцы вблизи храма: городской сквер на берегу Оки, напомним, граничит с собором Петра и Павла. Живописную площадку, борьба за которую, похоже, и составляла суть спора, предлагалось передать под памятник генералу Михаилу Ефремову, уроженцу Тарусы и героическому командующему 33-й армией во время Великой Отечественной войны. То ли Ахмадулина оказалась более убедительной, то ли запала и денег у оппонентов не хватило, но долгая полемика завершилась победой Музы над Марсом: босоногая Цветаева, отлитая в бронзе, с 2006 года стоит в тарусском городском сквере. «Всегда пронзала мысль о том, что должен стоять на этой земле памятник Марине Ивановне Цветаевой. Ее образ витает над нами, мы преклоняемся перед ним, ее гением и склоняем голову перед ее великой и трагической судьбой» –говорил Борис Мессерер.

Выдержки из воспоминаний Ариадны Эфрон, посвященных Тарусе:

«Таруса дорога мне не только тем, что я, как очень и очень многие, открыла для себя ее красоту и прелесть, а еще и главным образом оттого, что именно здесь прошло детство моей матери, что именно здесь она узнала Россию, сделавшую ее навсегда русским поэтом.

Про тарусское детство свое мама мне много рассказывала, когда я была маленькой, и поэтому и Ока, и дача «Песочное», и Пачёво, и Улай, и многие другие места запомнились мне задолго до того, как сама я их увидела. Вообще же Цветаевы были здесь первыми «дачниками»;

Дед мой И.В.Цветаев, в конце прошлого столетия приехавший навестить родственников, семью земского врача Добротворского, с первого взгляда полюбил Тарусу, и любовь эту передал всем своим близким. Год за годом проводили здесь Цветаевы летнее время в небольшом сейчас разваливающемся на территории дома отдыха имени Куйбышева – домике; в нем умерла моя бабушка, чудесная музыкантша М. А. Мейн; в нем провел последний год жизни лиричнейший из художников Борисов-Мусатов: а после Цветаевых там же жила памятная Тарусе семья Вульфов, ученых и музыкантов.

Многие места в Тарусе связаны с семьей Цветаевых:

От больницы, где работало не одно поколение врачей Добротворских, до городского садика, заложенного, как рассказывали мне старшие, братом моего деда, историком Дмитрием Ивановичем Цветаевым.

Еще цел бывший дом Добротворских на ул.Ленина (впоследствии его заменила артель вышивальщиц);

Еще стоит дом моего прадеда, Александра Даниловича Мейна, где впоследствии помещались детские ясли.

Еще высятся около цветаевской «Песочной» дачи четыре громадные ели, посаженные в конце прошлого века Цветаевым в честь своих четверых детей Валерии и Андрея (от первого брака с В.Д.Иловайской), Марины и Анастасии (от брака с М.А.Мейн).

Помогает ли мне Таруса? Нет, сейчас Таруса стала чрезвычайно популярным даже модным местом отдыха;

Отдыхающие же работающих не разумеют и слишком отвлекают их от письменного стола. Когда жила здесь круглый год, лучше всего работалось мне зимой.

Какие уголки природы больше люблю? Те, что не истоптаны, не захламлены, где не слышно радио из дома отдыха и персональных транзисторов.

Самые «интересные» люди Тарусы для меня те, кто Тарусе конкретно помогает, бережет ее прошлое, работает для будущего, улучшает ее настоящее;

Любят не на словах (потребительски!) – а на деле, делом. «Любовь есть действие», - говорила Марина Цветаева. Так любит Тарусу К.Г.Паустовский; и Б.П.Аксенов, и Е.А.Соколова; и еще несколько человек; их не так-то много, но они лучшие; поэтому и мечта моя, тарусская мечта в том и заключается, чтобы побольше было в Тарусе таких людей. И еще: чтобы сохранился здесь цветаевский «Песочный» домик на радость и на пользу коренным и «транзитным» тарусянам. 12 октября 1966 г.».

-10

В Тарусе память о Марине Цветаевой и ее самых близких людях хранит еще один мемориал. Это надгробный камень на могиле Ариадны Сергеевны Эфрон, похороненной на тарусском городском кладбище.

Ариадна Сергеевна пережила гибель матери, отца и брата. Мать и отец Ариадны не имеют могилы.

Дочь, мать и отца навеки объединяет надгробный камень на могиле Ариадны Эфрон. На нем начертано: Ариадна Сергеевна Эфрон 1912 – 1975 Дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, погибших в 1941 году.

«Идущие мимо меня»

Тропа к Цветаевой, Ахмадулиной и Паустовскому зарасти не должна. Каждый год в начале октября в Тарусе празднуют день рождения Марины Ивановны, она родилась 8 октября. Приезжают гости и почитатели таланта поэтессы из разных городов, читают стихи, поют песни на ее стихи, ставят спектакли, жгут большой костер. Этот праздник называют «Цветаевские костры». Первая книга о цветаевских кострах вышла в 2002 году и стала уникальным источником малоизвестных фактов из жизни и творчества не только М.Цветаевой, но и всех членов ее семьи, жестоко и трагично пострадавших в лихие годы революции и Великой Отечественной войны.

Огонь был и остается символом очищения, стремления ввысь, символом короткой, но яркой и насыщенной жизни, творческого горения и движения поэтической мысли с космической скоростью. «Путь комет – Поэтов путь…».

Спасибо за время, которое вы потратили на визит ко мне на страничку и прочитали мою статью в блоге. Мне это просто, ну очень приятно. И, возможно, ещё одним молодым человеком будет больше, кто возьмёт в руки томик цветаевских стихов и погрузится в её такой серебряный