- Методика.
- Инструменты, которые помогают автоматизировать маркетинг.
- Окружение, с кем общаетесь, где берёте информацию.
- Опыт.
1. Уровень — начинающий специалист.
Цели новичка:
1. Формирование системы мышления: Вам нужно научиться мыслить как маркетолог. Маркетологи мыслят не как обычные люди. Как мыслят обычные люди: Я, Я, Я, Я, что я чувствую, что я хочу, какая моя мотивация и тп. Маркетологи мыслят от слова — Клиент. Маркетологи абсолютно Вы ориентированные люди, мы подстраиваем маркетинг, подстраиваем все материалы, исходя из того, что хочет клиент, желание клиента является самой главной мерой того на сколько мы успешны или не успешны как специалисты.
На первом этапе будет очень сложно. У многих собственников бизнеса есть такая проблема: очень хорошо знают продукт, но очень плохо знают клиента. Нам нужно очень хорошо знать клиента, понять его чаяния, понять его желания, понять его нужды, потребности, ключевые возражения.
Во-первых понять пользователя, что они от вас хотят и научиться давать им то что они хотят.
Во-вторых выучить терминологию и научиться владеть хотя бы одним инструментом.
Методика для новичка
1. Основы копирайтинга
2. Настройка контекстной рекламы, таргетированной рекламы, SEO, блоггеры
3. Создание LP
4. Базовая аналитика и отчётность
Инструменты для новичка
1. Парсеры: KeyCollektor, Церебро, Popsters, Publer
2. Счётчики аналитики и статистики
3. Evernote / Google календарь. Evernote — один из главных рабочих инструментов маркетолога: там записываются идеи для тестирования, брифы для клиентов, креативы, тексты объявлений и тд. Короче, хранит много информации по нужным папочкам.
Google календарь — овладеть хотя бы на базовом уровне. Хороший маркетолог всегда соблюдает дед лайны, нужно себе выделять когда вы занимаетесь учёбой и только ей и заниматься. Например: час в день вы занимаетесь изучением маркетинга, но каждый день. Тогда рост будет виден. Другой пример: всю неделю занимаетесь своими делами и в конце недели решите позаниматься маркетингом, это плохой вариант — роста в клиентах и прибавки в кошельке можно не ждать.
4. Excel на базовом уровне
5. Базовые курсы по маркетингу и неглубокой специализацией
5.1. Интернет маркетолог
5.2. SMM менеджер
5.3. SEO специалист
Окружение
- Наставник
- Куратор
Инструменты для анализа
- Чек листы
- Скринкасты
- Базы
- Кейсы
*Всё предоставлю в новых статьях.
Давайте разберём несколько тараканов в голове начинающего маркетолога
- Всё получиться легко! Вы открываете и пытаетесь овладеть для себя новым миром. Вспомните сколько времени вы учились плавать, кататься на велосипеде, кататься на коньках, да ходить в конце концов). Будет не просто, но будет и не слишком сложно, будет нормально, по силам, вы не первый и не последний, каждому под силу. Даже если вы опытный специалист, читайте внимательно, читают через строчку, а потом ляпают детские ошибки. К примеру: работаешь с компанией в которой работают наёмные маркетологи, делаешь анализ, выдаёшь чек лист, что нужно поправить. Делают 1 пункт, 2 и 5, 3 и 4 не делают, потом спрашивают: почему сайт не конвертирует, реклама не работает. Начинаем разбираться, выясняется, что пункты 3 и 4 не сделали. Будьте внимательнее), читайте досконально, не нужно вот такого шапочного подхода. Второй момент: думаете, что сейчас всё получится легко, начинаете делать и оказывается, что это сложно, тут интерфейс не понятный, тут недопонял и приходит таракан номер 2.
- Я слишком глупый чтобы это понять. Если вам от 15 и до 50 лет, смело начинайте работать, изучать по часу в день, не пропуская ни одного дня. Всё получиться. Конечно будут и взлёты и непонимание, но главное упорство. Хоть маленькими шагами, но идите. Вспоминаем про катание на коньках и обучение катанию на велосипеде.
- Страх начать. Я понимаю, что опубликовать первый сайт, запустить первую рекламную компанию, запустить первую таргетированную компанию, написать первый свой пост — это страшно только первый раз. Это нормально, этот страх у всех. Не было ни одного специалиста который не боялся, не было ни одного хирурга, который в первый раз брал в руки нож и делал первый надрез. Не бывает маркетологов которые не совершали ошибки. Ошибаются все. Главное вовремя обнаружить и слить поменьше денег. Проверяем, перепроверяем и запускаем.
- Главное начать, а всё получиться само. Есть люди которые думают, что всё изучили, делают по чек листу, по этому весь маркетинг заработает сам. Маркетинг сам не работаем ни у кого. Это всегда выстраивание, каждый раз. Даже две одинаковые рекламные компании, там по разному выстраивается маркетинг. Потому что разные собственники, разные ценности, разные приоритеты продуктов, разные акценты делаются для клиентов и тд. Каждый раз это новая система которую вы сами строите. Само не получиться. Получится только с вашими усилиями. 60 минут в день для себя зарезервировать на маркетинг.
- У меня нет прав на ошибку. Ошибаются все. Главное не совершать одну и ту же ошибку 2 раза. Предупреждён, значит вооружён. Дерзайте!
К чему идём
Для тех, кто считает себя нормальным специалистом, освоившим базовые навыки, напишу более углублённые материалы для повышения квалификации. По мимо базовых, выложу дополнительные: конкурентный анализ рынка, юзабилити, работа с гугл аналитикой. Ваша задача расширить свой собственный диапазон как специалиста.
Уровень 2: Узкая специализация
Что такое хороший узкоспециализированный маркетолог?
1. Формирование авторских подходов к решению типовых задач.
Авторский подход к решению типовых задач. Не стандартное решение стандартных задач. Когда у вас есть собственная связка, собственный подход к креативам, собственная настройка рекламной компании на той базе которую покажу и расскажу, вы становитесь высокооплачиваемым специалистом. Маркетолог с авторским подходом получает в разы больше. Меня, например, нанимают как маркетолога, за проект могу взять 100 000₽. Но, это не потому, что я опубликовал сотню статей на тему маркетинга или у какой то компании увеличил прибыль в два раза. А потому, что у меня есть свой авторский подход, после проведения аналитики, изучения конкурентов, анализа рекламных компаний, и исправления на коленке грубых ошибок прибыль увеличивается, расходы на рекламу уменьшаются. Т.е. другими словами, я сам заработал эти 100 000₽ внедрив авторскую методику. Только по факту реального повышения продаж и уменьшения затрат на рекламу.
2. Делегирование простых повторяющихся обязанностей.
Для себя нужно будет написать чек листы, инструкции, потому что вы делаете, что бы потом нанять какого то технического специалиста за небольшую оплату и разгрузить себя от "тупой" работы, это большой рост для маркетолога
3. Овладение связкой инструментов.
3.1. Глубокое знание психологии копирайтинга, умение создавать креативы / объявления.
3.2. Настройка таргетированной, контекстной рекламы, SEO, блоггеры — на серьёзном уровне.
3.3. Прототипирование и разработка сайтов, лонч систем, гиперсегментированных связок.
3.4. Сквозная аналитика, знании Owox, Google tag manager, google big query. Сейчас в России с Гуглом проблемы, но на западном рынке всё работает.
С какими инструментами работает высококвалифицированный маркетолог
1. Организация рабочего пространства: как правило работает в Trello или работает в чём то ещё, у него есть своя система, как правило все хорошие маркетологи работают по Skrum
2. Как правило, он умеет пользоваться системами сквозной аналитики: Roi Stat, Kissmetrics, Adode ADLENS, GA 360, Power Bi
3. Mind карты, Excel с макросами, процессы в парсерах
4. Excel на продвинутом уровне, Pyton, Язык R, YML и прочие виды разметок
5. Настройка трафика из всех рекламных систем
6. Веб аналитика.
Для продвинутого маркетолога это не является какими то пугающими и непонятными терминами, это его инструменты в достижении максимального результата от вложенных средств и за которым стоит очередь из клиентов.
Окружите себя правильными людьми
- Специалисты высокого уровня. Вступайте в онлайн-клубы маркетологов.
- Владельцы микро и малых бизнесов. Для понимания логики мышления.
- Наставники. Купите курс по маркетингу или читайте меня.
5 признаков хорошего специалиста по маркетингу
- Умеет объяснить сложные вещи просто без терминов.
- Говорит на равных.
- Не обещает золотых гор
- Отсекает невыполнимое, даже с риском потери заказа/работы
- Никогда не меряется деньгами
Список профильных СМИ и блогов, которые я мониторю
- Seonews.ru
- Cossa.ru
- Vc.ru
- blog.wihpond.com
- vwo.com/blog/
- www.ru.advertisercommunity.com
Опять тараканы
1. Я недоэксперт. Всё знать не возможно.
2. Я суперэксперт. Не возможно разбираться в каждой нише.
3. Маркетолог должен знать всё. Ни один хирург не знает как проводится та или иная информация, но он знает книжечку в которой можно нужное подсмотреть и сделать операцию на высоком уровне.
4. Копание в одной настройке. Запускаемся только в контекстной рекламе или только в контакте и тп. Постепенно настраиваем все каналы где есть наши клиенты.
Дерзайте!