2,6K подписчиков

Мотоциклы вместо ППШ. Как оружейники в мир возвращались

482 прочитали

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы. Почти все предприятия четыре года выпускали продукцию для фронта.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.

В одночасье, сотни тысяч наименований продукции потеряли актуальность. При этом, возрасла потребность в занятости - люди начали возвращаться с войны. Инструментальный завод имени К.Киркижа в Коврове - был одним из основных производителей стрелкового оружия во время второй мировой войны. Предприятие выпускало знаменитые пистолеты-пулеметы ППД и ППШ, пулеметы Дегтярева, авиа и крупнокалиберные пулеметы. После Победы, заводу такого узкоспециального профиля тоже пришлось искать пути для конверсии.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.-2

Решение было найдено неожиданное...В советской зоне оккупации оказались производственные мощности знаменитого на весь мир производителя мотоциклов DKW. Эта марка еще с довоенных времен была в СССР культовой. Именно на нее ориентировались в 30-х годах многие производители советских мотоциклов. Во время Великой Отечественной завод делал мотоциклы для Вермахта, поэтому был законным трофеем. В конце 1945 го он был демонтирован и вывезен в СССР.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.-3

7 марта 1946 года директор Ковровского завода В. И. Фомин подписал приказ о подготовке предприятия к мотоциклетному производству. Такое решение и выбор были крайне неожиданными. Но руководители не сомневались - навыков у оружейников хватит. Мотоцикл - тоже механизм, хоть и не ударно-спусковой. Для воплощения смелой задачи было создано конструкторское бюро. Для создания своего мотоцикла ковровцы выбрали модель DKW RT 125.

DKW RT 125
DKW RT 125

Вместе с оборудованием, в СССР вывезли и документацию, поэтому работа над новым мотоциклом спорилась. Да и время поджимало, выпуск оружия сильно сократился - нужно было дать людям новую задачу. Уже в конце 1946 года были выпущены первые партии. Назвали ковровский мотоцикл - К-125. Буква К означала - Ковровский, а 125 - объем двигателя. Он не был точной копией немецкой модели, хотя поначалу при сборке использовались оригинальные детали, также вывезенные из Германии.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.-5

Интересно, что паралельно с заводом в Коврове, документацию по DKW получил и Московский мотоциклетный завод «Искра». Так, что было в этой истории что-то и от социалистического соревнования. Правда получилась ничья. Москвичи освоили выпуск примерно в то же время. Их модель называлась «Москва» М-1А. Мотоциклы конструктивно были одинаковы, различались только в мелочах. К тому же, по мнению ценителей, внешний вид ковровца был немного эстетичнее и брутальнее московского. Все детали для него делались с применением специфики оружейного производства - вручную вытачивались на станках или вырубались из стального листа.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.-6

Ковровцы красили свой мотоцикл К-125 почти как немецкий прототип. Черную глянцевую нитроэмаль наносили в 7 слоев, причем каждый из них полировался. Оружейники знали толк в полировке. Затем, на бензобак наносился рисунок - падающая Красная звезда с хвостом кометы. Передовой маскот очень эффективно дополнял внешний вид мотоцикла, добавляя ему дерзкого шарма. Неудивительно, что вскоре на его базе повилось несколько гоночных моделей.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.-7

К-125 получился очень удачным, несмотря на то, что в основе лежала устаревшая модель. К тому же, его производство позволило решить проблему перехода на мирные рельсы и сохранить рабочие места. Семь лет Ковровец выпускался почти без изменений. За это время из цехов оружейного завода на дороги страны было выпущено более 140 тысяч единиц. И только в 1952 году мотоцикл подвергся модернизации. Новая модель получила название К-125М.

Отгремела Вторая Мировая война. Перед страной встала новая проблема - перестройка на мирный лад. С таким же трудом, как в 1941,когда вся промышленность и экономика были переведены на военные рельсы.-8