Леонид Гайдай 30 апреля отметил бы свое 100-летие. Он мой земляк, Иркутск - город, где прошло детство и юность гениального режиссёра, сценариста, актера. Отсюда он ушёл на фронт и сюда вернулся после ранения.
Война застала будущего режиссера в тот момент, когда он только получил аттестат об окончании школы. По словам Леонида Иовича, он пытался записаться добровольцем 23 июня 1941, но ему отказали и призвали в феврале 1942-го.
Служить был отправлен на станцию Ага, в Агинском Бурятском округе Забайкальского края (многие пишут, что в Монголию, но это неверно), объезжать лошадей для фронта.
Вот отрывок из письма брату Александру:
«По приезде мы стали строить конюшни и коновязи. За 15 км пешком, естественно, уходили после завтрака в лес. Рубили берёзы и на своих плечах тащили их в часть. В день — один рейс. Тяжело было, некоторые не выдерживали… Наступила весна, на сопках появился лук-мангыр, существенная добавка к нашему скудному пайку. И тут пригнали табун диких лошадей из Монголии… Задача наша была такая: из диких лошадок сделать более или менее послушных. Ловили их арканом (особенно это удавалось бурятам, которые были в нашей части), приучали к недоуздку, потом к узде, затем к седлу, объезжали. После этого прирученных лошадей отправляли на фронт. А с ними уезжал кто-либо из нашей части".
Здесь же, в Забайкалье, Гайдай, согласно его письмам, стал сержантом, командиром отделения.
Поставки лошадей из Монголии начались с самого начала войны, в марте 1942 года монголы начали системную «заготовку» лошадей для нужд фронта. В итоге Советскому Союзу Монголией было поставлено 485 тысяч лошадей, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Еще 32 тысячи монгольских лошадей передали СССР в качестве подарков монгольские крестьяне-араты. В 1943-45 годах каждая пятая лошадь на фронте была из Монголии.
Часто рассказывают байку о том, что знаменитую сцену из фильма «Операция «Ы», с разводом на работы тунеядцев и алкоголиков, основана на воспоминаниях о службе Гайдая:
— Кто хочет на фронт, шаг вперед! — строго обратился военком к выстроившимся перед ним юношам.
Разумеется, тут же шагнули все.
— Так, а кто пойдет в пехоту?
— Я! — тотчас выкрикнул Гайдай и сделал шаг вперед.
— Хорошо. А кто в артиллерию?
— Я! — снова гаркнул Гайдай и сделал еще один шаг.
Военком уже не обращал на него внимания.
— В разведку?
— Я! — не унимался Гайдай.
— Да подождите вы! — наконец не выдержал военком. — Дайте огласить весь список!
Вряд ли так было на самом деле, скорее всего это красивый вымысел, но на фронт Гайдай все-таки попал (ближе к осени 1942 г.).
Служил он в 381-й стрелковой дивизии, 26-го сентября дивизию погрузили в эшелоны и перебросили на Калининский фронт. Он рассказывал: «Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву. Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел». Благодаря знанию немецкого его зачислили в батальонную разведку. «Он тогда смог обмануть военкома, – смеется супруга режиссера Нина Гребешкова. – На вопрос "Кто знает немецкий?" тут же вышел из строя. А знал-то он по-немецки всего одно стихотворение. Вот его и начал декламировать. Ему поверили, и так он стал разведчиком. Даже не знаю, как он такой худой таскал на себе языков, но таскал».
"Я и ещё ребята, с которыми я был на востоке, решили идти в разведчики. Романтика!" — вспоминал он.
Боевое крещение Леонид Гайдай принял 25 ноября, когда дивизия в составе третьей ударной армии перешла в наступление в районе Великих Лук Калининской области. Бои были тяжелыми, особенно ожесточенные сражения развернулись за небольшую деревню Енкино, которую фашисты превратили в свой опорный пункт. Советские войска выбили немцев из Енкино, но уже на следующий день начались непрерывные контратаки, в результате упорного многочасового боя немцам удалось закрепиться на окраине деревни. Обе стороны несли тяжелые потери, но накал сражения не ослабевал.
"В ноябре 1942 года начались фронтовые будни. Еженощный поиск…" – вспоминает Гайдай.
Весь день 13 декабря продолжался ожесточенный бой. С наступлением темноты противник подтянул резервы и при поддержке танков вновь перешел в атаку. Енкино пришлось оставить. Наши войска отступили и закрепились в 300 метрах восточнее деревни. И требовалось срочно выяснить планы фашистов, поэтому в тыл врага отправились несколько групп разведчиков, в одной из которых шел Леонид Гайдай. Нашим бойцам удалось подкрасться к окопу боевого охранения, в котором дежурили немецкие пулеметчики. Решение требовалось принимать мгновенно.
В приказе о награждении красноармейца Гайдая медалью "За боевые заслуги" говорится: "В боях за деревню Енкино 14.12.1942 г. забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трёх немцев и вместе с другими товарищами участвовал в захвате военнопленного". Тогда же Гайдая приняли кандидатом в партию.
30 января 1943 года разведчику Леониду Гайдаю исполнилось всего 20 лет. Весной 20 марта в составе группы он возвращался из-за линии фронта. Вспоминал об этом событии так: «Мы возвращались из поиска, несли на себе «языка», немца, которого взяли во время разведки. Идем, тяжело, невозможно! Мы шли впятером и, видимо, зашли на минное поле. Все прошли вперед, а я иду сзади, ноги волочу. И вижу – проволочка какая-то. Ну, я ее и задел случайно».
Проволочка оказалась взрывателем противопехотной мины. "Сержант Леонид Иович Гайдай 20 марта 1943 года был ранен осколком мины в правую стопу с повреждением кости, движение пальцев отсутствует…" — сообщалось в медицинской карте. Раненый переходил из госпиталя в госпиталь. Пять госпиталей. Пять операций в надежде спасти ногу. Леонид Иович очень убедительно уговаривал врачей не проводить ампутацию:
«Актером стать хочу! Где вы видели безногих актеров?».
В госпиталях Леонид Иович скрашивал тяжелые будни раненным и медикам, ставя театральные постановки.
Юная санитарка, позже ставшая известным педагогом, вспоминала:
«Всеобщим был любимцем! Стоило Леониду выйти на сцену, люди тут же начинали аплодировать, смеясь. Уморительно читал Ильфа и Петрова- удержаться от смеха было невозможно.»
В начале 1944 года Гайдая признали негодным к воинской службе, дали инвалидность и демобилизовали.
Гайдай на костылях вернулся в Иркутск, окончил студию при местном драматическом театре. Он играл в спектаклях драмтеатра два года, был хорошим актером и пользовался успехом у публики. А в 1949 г. уехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет.
А нога у Леонида Иовича болела всю жизнь. Время от времени из раны выходили осколки мины: по словам биографов, даже к этому режиссер пытался относиться с юмором, оставляя себе на память «самые любимые» из них.
Помните сцену из фильма «Бриллиантовая рука» про сбритые усы? «Если бы усы, был бы вылитый Володька Трынкин!». Оказывается, это имя не случайное. Володька Трынкин был одноклассником Гайдая, они вместе уходили в армию, но друг не вернулся, пропал без вести. Леонид Иович надеялся, что Володька, если он жив, обязательно откликнется и даст о себе знать. К сожалению, этого не случилось.
Иркутяне очень гордятся своим земляком, в центре города возле цирка установлена скульптурная группа: Леонид Гайдай на режиссерском кресле, а напротив него Трус, Балбес и Бывалый. Это сцена из кинофильма «Кавказская пленница».
Фигура Гайдая выполнена в два размера натуральной величины и составляет 3,4 м., герои — по 2,5 м.
Памятник расположен так, что проходя мимо, попадаешь на съемочную площадку.
Обратите внимание, рядом с режиссером собака в память о первом фильме, принесшем славу - «Пес Барбос и необычный кросс».
В нашем городе сейчас проходят праздничные мероприятия, выставки, спектакли, посвященные именитому режиссеру. Заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей прилетела в Иркутск, чтобы принять участие в праздничных мероприятиях. Леонид Гайдай запомнился Варлей очень ранимым, с юмором, но серьезным человеком, «у которого фильм в голове уже был раскадрован, Гайдай снимал фильм, который уже видел».
Его фильмы вне времени. Я верю, наши потомки будут также любить его творчество, потому что в его основе - истинный талант, жизненная мудрость и любовь к людям.
Мой любимый фильм «Иван Васильевич меняет профессию», давайте посмотрим вместе:
С уважением к Вам, Дарья Корнух.❤️