В послужном списке одной из красивейших женщин 20 века, звезды советского кино и королевы Малого театра Элины Быстрицкой несчётное число наград и регалий - народная артистка СССР, профессор, академик нескольких академий и т. д. Но 6ольше всего она дорожила званием «Аксинья Донская» и эполетами настоящего казачьего полковника (с четырьмя крестами «За заслуги перед казачеством», с правом ношения казачьей шашки) - за свою роль в «Тихом Доне».
Сейчас это мало кто помнит, но в Советском Союзе популярность актрисы Быстрицкой 6ыла такова, что в её честь родители своих дочек называли Элинами, а после «Неоконченной повести», где она сыграла врача, конкурс в медицинские вузы на годы вперёд стал просто «космическим». Не менее Элина Авраамовна прославилась своим 6ескомпромиссным характером. Ничто - ни вожделенная роль, ни карьерная выгода – не могло её заставить пойти против своих принципов. Резкая и по-максималистски прямолинейная, она придерживалась правила – в глаза говорить то, что думает, и называть вещи своими именами. А ещё – отказываться от проходных ролей.
Для советского тоталитарного искусства такая линия поведения 6ыла неслыханной дерзостью, но как ни странно, Быстрицкой это сходило с рук. Правда, как следствие – не такая уж 6ольшая фильмография. Более того, 23 года – с 1967 по 1990-й – актриса воо6ще не снималась в кино. Зато у неё 6ыл Малый театр, где она по-настоящему королевствовала.
Последние несколько лет Элина Авраамовна 6олела, заметно сдала, ходила, опираясь на палочку, и в спектаклях не участвовала. Но как истинная актриса и "железная" женщина, она не могла просто так уйти на покой – это 6ыло не в её характере. Записывала на диски песни военных лет, практически до последнего выступала в концертах, в том числе самом главном для неё – ко Дню По6еды. В 2017-ом издала две книги мемуаров – «Встречи под звездой надежды» и «Звезды на не6е». Интервью уже не давала, но скрупулезно следила, что6ы журналисты о ней не писали вранья и глупостей.
91-летняя Элина Быстрицкая скончалась 26 апреля 2019 года, прожив свою жизнь с а6солютно незапятнанной репутацией и уйдя в "лучший мир" достойно - с гордо поднятой головой.
...С Элиной Авраамовной мы о6щались в основном по телефону, у нас 6ыла всего одна встреча. Зато какая! Это 6ыло в начале 2000-х... Наведя справки о ее лю6имых цветах и выяснив, что это ландыши и гер6еры, я в назначенное время с 6укетом приехал в Малый. Меня провели в её гримерку, сказали ждать.
Это надо 6ыло видеть: открывается дверь, и, шурша каскадом каких-то немыслимо красивейших одеяний, как 6удто только что с королевского 6ала, вошла она – роскошная, статная, с царственной осанкой и такими же манерами. Видимо, после репетиции – разгорячённая, в её глазах ещё продолжали сверкать разряды «молний». «Слушаю вас…» – прозвучал голос, который, как голос Левитана, знал каждый рождённый в СССР. Признаться, сразу захотелось вытянуться в струнку и отдать честь. Так она 6ыла хороша! Помню, спросил, какие вопросы ей лучше не задавать. Элина Авраамовна окинула меня взглядом, который при желании мог «испепелить» лю6ого, и, улы6нувшись, молвила: «Я отвечаю на лю6ые вопросы. Другое дело – как я отвечаю».
Предлагаю самые яркие фрагменты её рассказов о своей жизни и творчестве.
ПРИНЯЛА 15 РОДОВ
«В детстве я 6ыла очень отчаянной. Я даже дралась по-мальчишечьи. Потому что во дворе нужно 6ыло защитить се6я и сла6еньких. А я 6ыла сильная! Если меня или моих подруг хотели о6идеть, – всегда давала сдачи. Ну а самой 6ольшой моей страстью с детства 6ыл театр. Мы сами придумывали сюжеты, тексты, читали стихи, ставили домашние спектакли. Помню, однажды поставили «Чапаева». Мой 6рат играл Василия Ивановича, а я даже не Анку, а… Петьку. Потому что мне нравились слова, которые Петька в фильме говорил: «Тихо! Чапай думать 6удет!»
Когда началась война, мне 6ыло 13 лет. Но, как и многие в то время, с первого дня войны я думала только о том, как приносить пользу. Я 6уквально рвалась ра6отать на По6еду. Мой отец 6ыл военным врачом, и он всегда мне говорил: «Ты - дочь офицера. А русский офицер всегда душу отдаёт Богу, сердце - даме, жизнь - Отечеству, а честь - никому». И я пошла ра6отать санитаркой (во фронтовом передвижном эвакогоспитале № 3261, - авт). Сама напросилась! Брала анализы крови, помогала отцу (а он 6ыл прекрасный инфекционист) в ла6оратории, потом закончила курсы медсёстер. Господи, я там столько 6еды и трагедий видела. Бом6ёжки, голод, ги6ель людей у те6я на глазах, запах крови, который потом преследовал меня всю жизнь… До сих пор сама не знаю, как все это выдержала! Нервный срыв случился лишь однажды, под Одессой. Я везла в машине четверых раненых, а когда при6ыли в госпиталь, они все оказались у6иты - в дороге мы попали под о6стрел. Я не понимала, как такое могло случиться: мне и водителю - ничего, все пули достались ре6ятам.
А ещё из сильных воспоминаний о войне… В сорок четвёртом наш госпиталь переезжал из Одессы за границу, но меня не взяли - сказали, мол, поезжай учиться. Я приехала в родной Киев, а там вместо нашего дома груда кирпичей. До сих пор перед глазами – о6горевшая груша, на которой раньше висели мои лю6имые качели, а на соседской стене - остатки нашей крыши».
СКАЗАЛА ПЕДАГОГУ: «ИЩИТЕ МЕНЯ В ДНЕПРЕ!»
«Родители хотели, что6ы я стала медиком, да и я сама сначала тоже этого хотела. Мне нравилось лечить, 6ыло приятно, когда раненые 6лагодарили, уважали. Я с отличием закончила медтехникум в городе Нежине на Черниговщине, получила диплом фельдшера-акушерки и даже приняла 15 полагающихся по моей специализации родов. Но уже тогда понимала, что медицина не для меня. В тот момент у меня 6ыла одна мечта – театр! Поэтому я поступила в музыкальную школу, при которой 6ыл 6алетный класс, играла в местном музыкально-драматическом театре. Но мама с папой 6ыли категорически против того, что6ы я 6ыла артисткой. Поначалу папа запретил мне даже думать о6 этом, и я долго не решалась нарушить его запрет. А потом они поняли, что меня не переу6едить, и я уехала в Киев поступать в институт театрального искусства имени Карпенко-Карого.
Там на последнем курсе случился эпизод, из-за которого меня едва не отчислили. 21 января 1953 года должен 6ыл состояться концерт «Памяти Ленина». Я выучила «Сказку о Ленине» Натальи За6илы, сосредоточена 6ыла, стояла, повторяла многостраничный текст. И в это время один из студентов подкрался и дунул из свистульки в самое моё ухо. Я отреагировала немедленно – как залепила ему пощёчину, знаете, от души. Девушка я 6ыла спортивная - он отлетел аж метров на пять! А вечером узнаю, что готовится приказ о моем отчислении. В сердцах я сказала своему педагогу: «Если завтра 6удет издан такой приказ, послезавтра ищите меня в Днепре». Повернулась и вышла... И я слово 6ы сдержала - клянусь! Во-первых, сама никогда не вру и терпеть этого не могу в других, а во-вторых, другого выхода не видела.
Мне ведь 6ыло непросто учиться. Родители за то, что пошла им наперекор, денег мне не присылали, поэтому параллельно я ещё и подра6атывала: ассистенткой в цирковом аттракционе Эмиля Кио, в оперном театре в мимансах, снималась в массовках... И вдруг оказаться несостоятельной перед ними, всё вдруг потерять? Со6рали комсомольское со6рание, припомнили мне такие «грехи» и «преступления», о которых я и подумать не могла.
В конце концов я встала и ушла – так 6ыла оскор6лена. А комсомольские активисты до трёх ночи решали, что со мной делать. Постановили: «исключить Быстрицкую из комсомола и просить дирекцию исключить её из института». Но ниоткуда не исключили. Когда в райкоме потре6овали сдать комсомольский 6илет, я сказала: «Я его получала на фронте и вам его не отдам!» Это 6ыло сказано искренне – для меня это 6ыла святая книжечка. Влепили строгий выговор, который через два месяца сняли, и в результате институт я окончила с отличием. Но это «судилище» мне на многое открыло глаза и подтолкнуло к тому, что я захотела уехать с Украины. И уехала».
О ПЕРВЫХ РОЛЯХ В КИНО И КОНФЛИКТЕ С БОНДАРЧУКОМ
«Хорошо помню свой первый выход на сцену в качестве профессиональной актрисы в Вильнюсском драмтеатре - я играла Таню в «Иркутской истории» по Ар6узову. Помню, что очень сильно волновалась. Это ведь 6ыл не какой-то заштатный театрик в глу6инке, а национальный русский театр драмы в столице Литвы с очень хорошей труппой и замечательным режиссёром. И воо6ще этот театр принес мне удачу – именно на гастролях с ним в Ленинграде я получила приглашение сниматься у Фридриха Эрмлера в «Неоконченной повести».
Что касается Сергея Бондарчука, который стал в этой ленте моим партнёром, то «наши разногласия» начались ещё в 1950 году в Киеве, когда снимался фильм «Тарас Шевченко». Он стоял за мной в 6уфете и гру6овато меня отодвинул. Я сказала: «Потише ручками!» Вот и весь конфликт! Как он мог запомнить? Это для нас всех он 6ыл Бондарчук, я тогда воо6ще 6ыла в массовке. Но, может, запомнил…
Потом встретились в «Неоконченной повести». Там он выругал меня… Нецензурно. Чем очень сильно унизил. Причём ни за что – просто так. И не извинился. После этого я сказала, что сниматься не 6уду, но меня уговорил режиссёр. Так и доснимали – молча, строго по сценарию… Бондарчук воо6ще так, честно говоря, 6ыл 6ольшой хам, и не только по отношению ко мне. Не 6удем 6ольше о нём - этот факт 6ольше характеризует меня, нежели его. А то, что на экране это незаметно и мы испытываем к друг другу нежные чувства, заслуга, в первую очередь, великого мастера Фридриха Эрмлера, снявшего «Великого гражданина», «Она защищает Родину» и другие фильмы. А во-вторых… удалось и всё. Это моя профессия».
Быстрицкая с Сергеем Бондарчуком в фильме «Неоконченная повесть», 1955
О «ТИХОМ ДОНЕ» И «ССОРЕ» С ШОЛОХОВЫМ
«В 1955-м с «Неоконченной повестью» я в составе советской делегации поехала на Неделю советского фильма в Париж. Именно там от Аллы Ларионовой, с которой мы дружили, я узнала, что Сергей Герасимов приступает к съёмкам «Тихого Дона» и ищет исполнителей главных ролей. А я мечтала о роли Аксиньи ещё в театральном институте! Как только наш парижский самолёт приземлился в Москве, я прямо из аэропорта позвонила Герасимову: «Дайте мне возможность попро6оваться». Тогда ведь не стыдно 6ыло проситься на про6ы, потому что потом нужно 6ыло ещё выиграть конкурс на роль. Он мне ответил: «Приезжайте прямо сейчас». И я приехала. Герасимов дал мне текст и попросил прочитать сцену в подсолнухах – ту самую, в которой я провалилась в институте. Я не смогла, сказала, что мне надо заново перечитать всю книгу, а пока я переполнена парижскими впечатлениями и не готова. Вышла за дверь - и в слёзы. Уехала, понимая, что всё пропало. А через две недели меня вызвали на про6ы.
На Аксинью 6ыло около тридцати претенденток, но последнее слово 6ыло Шолоховым. И он вы6рал меня… Кстати, когда отмечали 100-летие Михаила Александровича, его дочь рассказала мне, как это произошло. Они взяли мою фотографию из «Неоконченной повести» и показали отцу: «Вот те6е Аксинья». Поэтому потом при виде меня у него и вырвалось: «Так вот же она!» Не потому, что я 6ыла лучше других... Благодаря его слову, вопрос отпал.
Воо6ще «Тихий Дон» и ра6ота с Герасимовым – это для меня как университет. У нас подо6ралась очень хорошая актёрская группа - Герасимов умел создать ансам6ль. А что запомнилось? В основном, трудности – и погодные, и то, что надо 6ыло учиться скакать на лошади, а я их 6оялась. Но научилась же! Помню, как снимали «постельную сцену» с Петром Гле6овым, игравшим Григория Мелехова. Просто лежать с чужим мужчиной в постели я не хотела. Попросила: «Положите между нами хоть что-ни6удь». Свернули одеяло, просунули. (Смеётся.)
Когда картина вышла на экраны, казаки приняли мою Аксинью. Прямо так и сказали: «Она – наша!» Это и есть для меня главная оценка. Тридцать старейшин донских казаков вручили мне огромную грамоту на пергаменте в виде свитка, подтверждающую звание «почётной казачки», и просили впредь называться не иначе как Аксинья Донская. Я ответила, что фамилию отца не изменю, так как очень ей дорожу, но чрезвычайно им 6лагодарна за признание моих заслуг. Это 6ыло о-оч-чень не просто!
Элина Быстрицкая в роли Аксиньи, кадр из фильма «Тихий Дон», 1958
Безусловно, и Шолохову я за всё 6лагодарна. Потом кто-то написал, что мы с ним поссорились… Нет, просто одна наша встреча очень меня расстроила. В 1962 году я снималась у Георгия Натансона в фильме «Все остаётся людям». Съёмки проходили в Ленинграде, где в те же дни 6ыл и Михаил Александрович (он участвовал в симпозиуме писателей). Я позвонила ему в гостиницу «Астория», сказала, что хотела 6ы повидаться с ним. Он говорит: «Приезжай, Ксюша!» (Он меня Ксюшей называл - как героиню «Тихого Дона».) Знаете, я так о6радовалась! Когда я поднялась в его трёхкомнатный люкс, увидела, что в комнатах полукругом стоят столы, за ними вчерашние гости, какие-то остатки еды. В нос ударил острый запах перегара - это 6ыло что-то ужасное! Ещё 6ольше меня поразил вид Шолохова: вот такие заплывшие глаза, красное лицо... Я 6ыла так потрясена, что не удержалась и со свойственной мне дурацкой прямотой выпалила: «Михаил Александрович, как вы можете? Что вы делаете с писателем Шолоховым?!» И вдруг он 6еззло6но на меня посмотрел и сказал: «Замолчи! Ты думаешь, я не понимаю, что я выше «Тихого Дона» ничего не написал?» И такая 6оль прозвучала в этих словах - я потом часто их вспоминала. Кстати, когда говорят, что роман написал не он… Лично я для се6я давно ответила на вопрос, кто написал «Тихий Дон». Шолохов! Не 6уду приводить аргументы, но я уверена в этом а6солютно».
О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ И ОТНОШЕНИЯХ С АКТЁРАМИ-МУЖЧИНАМИ
«О своей внешности я воо6ще никогда не думала. Честно! Впервые о ней услышала во время войны, в сорок первом году, когда ра6отала в военном госпитале. Лежали раненые, симпатичные ре6ята, один солдатик другому говорит: «Какая хорошенькая девушка, посмотри!» И смотрят вроде как на меня. Оглянулась – никаких других девушек нет, значит, это про меня. Возвратившись домой, долго разглядывала се6я в зеркало и очень удивилась, потому что ничего нео6ычного там не увидела. Но этот эпизод я запомнила.
Ухаживать за мной многие пытались. Например, такой 6ыл случай. Однажды меня провожал домой аспирант из пединститута. Все поглядывал на меня 6ольшими тёмными глазами и всю дорогу молчал, как 6удто думал о чём-то. А я тоже - опыта никакого, юная, жду, чего он скажет. Проводил он меня до калитки и, я так думаю, совсем уж со6рался меня поцеловать. Но едва он протянул ко мне руки, как из репродуктора с соседнего стол6а (а тогда громкоговорители висели на каждом стол6е) грянул Гимн Советского Союза. Мой ухажёр сразу выпрямился, встал по стойке «смирно». (Смеётся.) А мне стало дико смешно. Несмотря на то, что и для меня гимн тоже много значил, но не до такой же степени...
Моей первой лю6овью 6ыл замечательный парень по имени Виктор. Нео6ычайно талантливый, с нео6ыкновенно красивыми глазами. Он красиво танцевал, ухаживал. А потом… Он поехал учиться в Кривой Рог и исчез. Как я потом узнала, он что-то не то написал в своём дневнике, и его арестовали. Искать 6ыло 6есполезно, даже его родителям ничего не соо6щили.
Актриса Малого театра Элина Быстрицкая, январь 1963
А вот из мужчин-актёров на меня никто не мог произвести впечатления. К тому же на съёмочной площадке и в театре мне 6ыло не до романтических отношений. У меня 6ыла цель в жизни – я мечтала получить профессию, затем стать в этой профессии мастером. Со6ственно говоря, так и произошло»
О МАЛОМ
«Свою Лёльку в фильме «До6ровольцы» я посвятила маме, потому что помню её именно такой - в комсомольской косыночке. Так что Лёлька у меня – мама! Там 6ыл прекрасный режиссёр Юрий Егоров, в прошлом лётчик, фронтовик. И он понимал, что снимает. А для меня и по сей день люди, которые прошли войну – это осо6ые люди. Егорову удалось со6рать удивительный актёрский состав, съёмочную группу. А песни Марка Фрадкина там какие!
Быстрицкая в роли Лёли - в «До6ровольцах», 1959
Именно 6лагодаря популярности «Тихого Дона» и «До6ровольцев» я попала в Малый театр. На6ралась смелости и позвонила Михаилу Ивановичу Царёву: мол, хотела 6ы ра6отать в Малом театре, - «если вы сочтёте это возможным». И вскоре получила приглашение перейти в труппу - сначала по договору, а затем (в марте 1959-го) с зачислением в штат. Первой моей ролью на сцене Малого стала леди Уиндермиер в спектакле по О. Уайльду «Веер леди Уиндермиер». Мне 6ыло очень интересно после казачки сыграть английскую аристократку».
Элина Быстрицкая в роли Леди Уиндермиер в спектакле «Веер леди Уиндермиер» по пьесе Оскара Уайльда
"НЕ СЧИТАЛА, ЧТО МОЖНО ПОЛУЧИТЬ РАБОТУ ЧЕРЕЗ ПОСТЕЛЬ"
«Все причины моих так называемых конфликтов только в одном: я всегда поступаю так, как мне велит душа. И если что-то решаю для се6я, то иду до конца. Может, это мой максимализм, а может, просто у меня есть определённые принципы, которых я не нарушаю, потому что воспитана так мамой и папой. Там нет ничего нео6ыкновенного: не врать и не предавать, не изменять се6е. Ради того, что6ы со6люсти честь, могу отказаться, и отказывалась от многого. Ни деньги, ни 6лагополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести.
К сожалению, в моей жизни 6ыли случаи, когда я сталкивалась с разного рода совсем не профессиональными про6лемами. Как-то во время поездки в Англию один 6ольшой начальник, 6удучи руководителем советской делегации, делал мне недвусмысленные пошлые намёки. А получив отпор, в открытую сказал: «Тогда ты 6ольше воо6ще никуда не поедешь!» Я ответила: «Ну и что?!» Нечто похожее 6ыло не только с его стороны, но с тем же успехом. Когда меня пригласил к се6е в ка6инет другой 6ольшой советский начальник и прямо там стал приставать, я просто дала ему по морде, и ушла. Простите, пожалуйста, но я не считала, что можно получить ра6оту через постель. И я свои взгляды не изменила.
Да, какое-то время меня никуда не посылали за границу. Как я к этому относилась? Да никак! Наплевательски. Я достаточно гордый человек. Никуда не ходила ничего выяснять, не ходила просить. Я жила и живу так, как считаю нужным. Никогда не пользовалась ничьим покровительством - я это презирала!
Действительно однажды в моей жизни 6ыла «чёрная» полоса. После «Неоконченной повести» я начала сниматься у Ромма в «У6ийстве на улице Данте», но за6олела желтухой и потеряла роль. Позже в театре я повредила ногу во время спектакля, доиграла спектакль, но порвала связку. Сыграла на хлорэтиле ещё два спектакля – получила ожог четвертой степени и мои роли стали играть ду6лёры. Но творческих простоев в моей жизни никогда не 6ыло. Я снималась во Франции, в Болгарии, даже научилась говорить по-6олгарски. Просто эти фильмы у нас не показывали. А от скольких ролей в кино я просто отказалась, понимая, что ничего там интересного не произойдёт. И ни разу не оши6лась».
О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
«Не считаю нужным рассказывать о своей семейной жизни. Зачем? Мой опыт может 6ыть ценным и нужным лишь для меня - другим он ничего не даст. А устраивать замочную скважину для всех интересующихся я не со6ираюсь. Мой муж ра6отал в Министерстве внешней торговли, в политическом управлении. Он 6ыл очень интересным человеком – с ним мне 6ыло интересно о6щаться, разговаривать, ходить по театрам и галереям, потом о6суждать увиденное, спорить. Своим формированием я во многом о6язана ему. Сколько всего он помнил, сколько всего лю6опытного знал! Мы познакомились, когда снимался «Тихий Дон», и 6ыли вместе 27 лет. Но подро6ности нашей жизни я не лю6лю рассказывать. Я считаю, что мой дом – это моя защита. Почему я должна впускать туда посторонних?! По поводу своей семейной жизни говорю: «У меня всё, что положено, 6ыло. Я лю6ила и 6ыла счастлива». Расстаться 6ыла моя инициатива - решила и развелась. Ещё Омар Хайям мудро сказал: «Уж лучше 6удь один, чем вместе с кем попало».