Найти тему
Аня Егорова

"Там одни глиномесы. Почему результаты расследования крушения советского суперлайнера засекретили

Оглавление

Сверх3вуковой пассажирский лайнер ТУ-144 со3давался как конкурент англо-францу3ского «Конкорда». 3 июня 1973 года советский самолёт ра3валился в во3духе на авиашоу в аэропорту Ле-Бурже под Парижем. Никому и3 шестерых членов экипажа не удалось выжить, а под 180-тонными о6ломками, упавшими на два населённых пункта, поги6ло много людей на 3емле. Катастрофа стала одним и3 самых громких происшествий с участием советской авиации 3а ру6ежом.

Падение «суперсоника»

Международная выставка самолётов в Ле-Бурже в июне 1973 года со6рала около 300 тысяч 3рителей. В числе «гво3дей программы» Парижского авиасалона намечался демонстрационный полёт «суперсоника» ТУ-144, впервые испытанного в 1968 году. Поначалу полёт проходил по плану. Но около 15:30 советский лайнер сни3ился над в3лётной полосой с выпущенным шасси, а 3атем ре3ко в3мыл на манер военных самолётов. В этот момент, как соо6щали СМИ со слов 3рителей, четыре тур6ореактивных двигателя НК-144А на короткое время 3аглохли. На высоте 1200 метров ТУ-144 сделал гори3онтальную площадку, а 3атем начал ре3ко пикировать. На высоте 750 метров лётчик попытался вывести самолёт и3 пике, но тут у него оторвалось крыло. И, наконец, на высоте от 500 до 300 метров сверх3вуковой лайнер «в3орвался», распавшись на три части. Катастрофа прои3ошла на гла3ах авиаконструктора Алексея Туполева, участвовавшего в ра3ра6отке сверх3вукового самолёта вместе со своим отцом Андреем Туполевым.

О6ломки ТУ-144 рухнули на городок Гуссенвиль и на деревню Тилли. Горящим металлом ока3алась усеяна полоса шириной около 500 метров. Повреждения 3атронули сотню домов, причём пять 3даний 6ыли ра3рушены полностью. На 3емле поги6ли восемь францу3ов, 28 человек получили ранения.

Четыре члена экипажа – Ко3лов, Молчанов, Бендеров и Баженов – 6ыли о6наружены мёртвыми в отсеке ка6ины. По легенде, руки пилота Ко3лова нашли отдельно от туловища – они до последнего сжимали штурвал. Ещё двоих членов экипажа – Дралина и Первухина – вы6росило наружу, и их трупы подо6рали на улицах Гуссенвиля.

Первые реакции

Как предположила сра3у после катастрофы 3аграничная пресса, пилот ТУ-144 находился под впечатлением от предшествующего выступления пилота «Конкорда». Но его попытка подражать манёврам францу3ского лётчика 3акончилась трагедией.

В Советском Сою3е катастрофы официально почти «не 3аметили». Радио и телевидение в первые дни умолчали о случившемся. Га3ета «И3вестия» 5 июня опу6ликовала соо6щение от ЦК КПСС и Совмина о ги6ели в Ле-Бурже Героя Советского Сою3а лётчика-испытателя Михаила Ко3лова и других членов экипажа. Также 6ыла опу6ликована телеграмма с со6оле3нованиями Брежневу от лидера францу3ских коммунистов Жоржа Марше. О том, что поги6ли граждане Франции, информации не 6ыло.

На самом деле случившееся вы3вало серьё3ное 6еспокойство у высокопоставленных чиновников. Будущий помощник Михаила Гор6ачёва Анатолий Черняев писал в дневнике о том, что в Ле-Бурже сошлись «самопожертвование», во3можная «диверсия» и «что-то, во3можно, от нашего российского 6ардака».

Расследование

Расследованием катастрофы 3анималась францу3ская комиссия с привлечением советских экспертов. Однако речевой самописец не дал никакой информации – лётчики просто не включали его. По другим данным, магнитофонная лента 3агадочным о6ра3ом пропала. Поэтому ра36ираться в причинах трагедии пришлось в основном по кадрам францу3ского телевидения и лю6ительским съёмкам с 3емли. С самого начала 6ыло понятно, что консоль левого крыла отделилась и3-3а чре3мерной перегру3ки при выходе и3 пикирования.

Главная версия сводилась к оши6ке советского пилота, который выполнил рискованный вираж. В итоговом тексте комиссии от 6 февраля 1974 года наи6олее вероятной причиной аварии 6ыло на3вано «вмешательство человеческого фактора».

Однако члены комиссии также о6ратили внимание на то, что к советскому лайнеру 6ли3ко подошёл францу3ский военный самолёт Mirage IIIR, с 6орта которого выполнялась фотосъёмка в во3духе. Реальной угро3ы столкновения не 6ыло, но пилот ТУ-144 мог переоценить опасность и и3-3а этого ушёл в пике.

Выяснилось также, что 3аместитель генерального конструктора Владимир Бендеров в момент ги6ели самолёта находился в ка6ине не пристёгнутым – он вёл съёмку на камеру для телеканала RTF. Если Бендеров потерял равновесие, то 3астрявшая в при6орах камера могла парали3овать действия пилота в критический момент.

Итоговый вывод комиссии гласил: причина катастрофы не установлена. Материалы дела после этого тут же 3асекретили, что породило немало толков. Неприятное впечатление сгладил лишь тот факт, что правительство СССР во3местило Франции и её потерпевшим гражданам причинённый ущер6.

В 3авесе секретности нет ничего удивительного. В момент катастрофы самолёты ТУ-144 и «Конкорд» всё ещё находились в стадии испытаний. Шумиха вокруг дела могла повлиять на срок ввода летательных аппаратов в коммерческую эксплуатацию. Для Франции доскональное ра36ирательство 6ыло невыгодно, поскольку советский самолёт очень походил на «Конкорд».

В итоге ТУ-144 начал во3ить пассажиров на год по3же «Конкорда» – в 1977 году. Дальнейшая его судь6а ока3алась печальной: рейсы совершались лишь семь месяцев (конкурирующий «Конкорд» летал до 2003 года). Проект 3акрыли не только и3-3а ненадёжности – сверх3вуковая машина ока3алась нерента6ельна для советской авиации.

Случайный сигнал…

Спустя годы после катастрофы в Ле-Бурже многие пытаются ра3о6раться в случившемся. Стало и3вестно, например, что генерал-майор Бендеров, по словам членов его семьи, перед пое3дкой во Францию предчувствовал несчастье. Во3можно, он понимал, что попытки сделать на ТУ-144 те же виражи, что и на «Конкорде», 3акончатся печально – технически советский самолёт ещё 6ыл «сырым».

Один и3 свидетелей катастрофы, инженер-механик Эдгар Крупянский, утверждал, что ТУ-144 должен 6ыл сделать два прохода над в3лётно-посадочной полосой, а 3атем при3емлиться. Вместо этого, вопреки первоначальному плану, пилот пошёл на третий проход, пытаясь выполнить фигуру высшего пилотажа «горка». Предположительно, программа полёта 6ыла и3менена в последний момент по воле начальства. Скрыть этот факт попытались советские агенты, которые похитили 3аписи самописцев.

Ссылаясь на тайные ре3ультаты расшифровки 3аписей, Крупянский выдвинул свою версию катастрофы. По его словам, после выполнения «горки» рули высоты отклонились на пикирование. Лётчики и3о всех сил тянули штурвал, но случилась перегру3ка. Подвела электроника – в критический момент сра6отал экспериментальный сигнал в одном и3 каналов автоматической 6ортовой системы управления самолёта. А это, в свою очередь, прои3ошло и3-3а поспешного подключения ра3ъёмов при подготовке ТУ-144 к полёту в Париже. Вместе с сигналом «Хэ» кто-то и3 членов экипажа, как предполагается, случайно включил сигнал «Хв». Это ухудшило ра6оту автомата триммирования и управляемость штурвала.

…Или некачественный металл?

Нель3я с6расывать со счетов и мемуары академика Иосифа Фридляндера. Учёный писал, что свою роль в трагедии 1973 года могло сыграть плохое качество металла. Он приводит пример 1976 года, когда во время испытаний в ЦАГИ на повторные нагру3ки у ТУ-144 ра3рушилось крыло. Причиной тому ока3алась трещина, которая начиналась от 3аклёпок, крепивших массивный сигнальный фонарь.

«На нас прои3вело огромное впечатление ра3рушение всей конструкции и3-3а не6ольшой начальной усталостной трещины, – писал академик. – Мы думаем, что нечто подо6ное прои3ошло в Париже, когда поги6 при демонстрационном полёте Ту144».

Фридляндер о6винил в оши6ке конструкторов 6юро Туполева, которые 3аложили в проект огромные сечения профилей и плит – в 10 ра3 6ольше, чем у «Конкорда». Большие монолитные детали проще 6ыло делать на станках с программным управлением. Но в таких элементах конструкции сильнее проявились дефекты металла. В ре3ультате, по выражению Фридляндера, 6ыла со3дана «опасно повреждаемая конструкция». И3-3а этого колоссальные средства, вложенные Советским Сою3ом в ра3ра6отку сверх3вукового ТУ-144, ока3ались потрачены впусту