4 февраля 1958 года вышло совместное решение Куйбышевского Совнархоза и Минвуза СССР о создании отраслевых научно-исследовательских лабораторий в Куйбышевском авиационном университете (ныне Самарский университет им. Королёва). Это были первые подобного рода лаборатории в Советском Союзе.
Эти лаборатории позволяли наладить связь между заводами и университетом, активизировать научные исследования, "приземлить" их на реальные задачи производства. Эти лаборатории стали "инкубаторами" для формирования крепкого научно-педагогического коллектива. И, в конечно итоге, в лаборатории потянулись и студенты. А уровень их подготовки значительно вырос и приблизился к требовниям производства.
На фото - сотрудники лаборатории ОНИЛ-1 во главе с руководителем, доцентом Александром Мироновичем Сойфером изучают изделия из нового материала - металлорезины.
Эффективно управлять процессами подготовки инженеров и учёных нисколько не легче, чем строить космические корабли. Процесс обучения консервативен по своей природе: на подготовку авиационного инженера требуется 5,5-6 лет, на кандидатскую научную работу - дополнительно 3-6 лет, а на докторскую - еще 10-15 лет. Итого, на подготовку специалиста высшей квалификации необходимо в среднем 20-25 лет. Таким временем "для разбега" ректор В.П. Лукачёв не располагал.
В то же время подготовить толкового инженера без преподавателей-докторов наук невозможно. Поэтому с самого начала своей деятельности ректор главное внимание уделял повышению научной и педагогической квалификации преподавателей, справедливо считая, что уровень подготовки специалиста напрямую зависит от интеллектуального потенциала преподавателя, и тем, кто успешно совмещал научную работу с педагогической, оказывал всемерное содействие в материальных и бытовых вопросах. Правдами и неправдами "пробивал" строительство первого, а позднее и второго жилых домов для педагогов, искал возможности получения жилья у городских властей и на промышленных предприятиях.
Организация совнархозов позволила властям высвободить инициативу местных организаций и сконцентрировать внимание и ресурсы на решении региональных задач, в числе которых были оборонные отрасли. Понимая важность решения кадровых проблем, руководитель совнархоза - В.Я. Литвинов, бывший директор авиационного завода, активно поддержал инициативу В.П. Лукачева по созданию в КуАИ девяти первых в стране отраслевых научно-исследовательских лабораторий. В этой идее молодой ректор видел локомотив, с помощью которого можно вытянуть многие проблемы вуза:
- поднять научный потенциал преподавателей;
- улучшить их материальное положение;
- привлечь отраслевые и централизованные ресурсы для строительства КуАИ.
Новая форма связи вузовской науки с производством полностью себя оправдала. В институте появилась организационная и материальная основа для научной работы преподавателей и студентов. В первые же годы работы лабораторий на кафедрах В.М. Дорофеева, А.М. Сойфера, А.П. Меркулова и других появились новые научные идеи и выдающиеся изобретения, до сих пор используемые в авиационной и ракетно-космической технике. Постоянная ректорская поддержка науки способствовала быстрому росту научного потенциала преподавателей. За достигнутые результаты в организации научно-исследовательской деятельности в 1967 году КуАИ и его ректор были удостоены высокой государственной награды - ордена Трудового Красного Знамени.
#аВдругВамИнтересно
Первыми были созданы следующие лаборатории:
ОНИЛ-1 вибрационной прочности и надежности авиационных изделий (научный руководитель - доцент А.М. Сойфер);
ОНИЛ-2 микроэнергетики (научный руководитель - доцент В.М.Дорофеев);
ОНИЛ-3 резания и инструментов для обработки резанием специальных сплавов и материалов (научный руководитель - профессор Н.И. Резников);
ОНИЛ-4 авиационного материаловедения (научный руководитель - профессор Г.И.Аксенов);
ОНИЛ-5 электрических методов производственного контроля (научный руководитель - доцент Н.М.Старобинский);
ОНИЛ-6 полярографических методов исследований (научный руководитель - доцент Н.Г.Човнык);
ОНИЛ -7 сварки (научный руководитель - доцент Л.А.Дударь);
ОНИЛ-9 тепловых двигателей и холодильных машин (научный руководитель - доцент А.П. Меркулов);
ОНИЛ-11 обработки металлов давлением с использованием импульсных нагрузок (научный руководитель - доцент М.И.Разумихин).
#история #СамарскийУниверситет #памятнаядата