Айкатерини Гегисян — художница греко-армянского происхождения, которая живет в Великобритании и Греции. В основном она работает с коллажами, созданными из старых альбомов о Советской Армении и из американских журналов для домохозяек. Художница объединяет изображения и изобретает новые миры, чтобы переосмыслить современные проблемы и определить свое отношение к прошлому. О работах Айкатерини Гегисян в материале Армянского музея.
Айкатерини Гегисян родилась в Салониках, Греция. В 2001 получила степень бакалавра с отличием в области критического изобразительного искусства в Университете Брайтона, а в 2005 году степень магистра изобразительного искусства в Колледже искусств и дизайна Челси, в 2014 году степень доктора философии по практике в Вестминстерском университете. Художница несколько лет работала старшим преподавателем изобразительного искусства в Университете Тиссайд. Сейчас Айкатерини Гегисян проводит международные семинары и лекции, на которых рассказывает о своей художественной практике. Она развивает искусство коллажа, обращается к разным творческим приемам, чтобы отразить интересующие её проблемы современности.
«Немного слишком много, немного слишком поздно» — это серия из 50 коллажей, которая состоит из изображений Советской Армении, обнаруженных в фотоальбомах и туристических путеводителях 50-80-х годов. Айкатерини Гегисян нашла их на блошиных рынках и в букинистических магазинах Еревана. В коллажах сочетаются архивные снимки сельской местности и города с деталями мусорных баков, фонарных столбов, детских площадок, уличных знаков и газовых труб (сфотографированных художницей), которые создают современный городской пейзаж. С помощью объединения пространства, созданного пропагандой СССР, и конкретных декоративных форм, которые его населяют, автор подчеркивает в коллажах культурные пересечения настоящего и прошлого. Образы советской действительности за последние 20 лет стали восприниматься людьми через призму ностальгии, что послужило причиной обращения Айкатерини Гегисян к проблеме восприятия человеком образа недавнего прошлого.
«Немного слишком много, немного слишком поздно» (2011-2013) gegisian.com
Серия «Раскол» основана на изображениях из популярных американских журналов о прическах 60-х годов и Смитсоновской иллюстрированной библиотеки антиквариата и фарфора. Айкатерини Гегисян объединяет в виде фотографий несвязанные между собой культурные явления — мода на прически и музейные предметы. Пробелы в взаимосвязи предметов наталкивают зрителя на новые ассоциации. Так художница обращает внимание на неспособность полностью передать личностные качества человека через портрет, сравнивая эту сложность с ограниченностью системы передачи знаний в музейном пространстве. Сопоставление разрозненных культурных явлений и фотографических изображений также отражает объединение различных художественных практик, что характерно для современного искусства.
«Раскол» (2014) gegisian.com
«Мемориал человеку из стали» — это фотоинсталляция, которая состоит из расположенных по кругу изображений на листах металла. Фотографии стальных изделий, древних минойских скульптур и советских заводов художница нашла в каталогах продукции фабрики Долман Лонг 1920-х годов в Тиссайде, французских книгах по археологии и советских фотоальбомах. Работа пересекает временные, географические и культурные рамки, создаёт новый мир, объединяя изображения древних памятников с разрушенными постиндустриальными ландшафтами. Диалог между руинами древности и современностью заставляет задуматься об историческом времени.
«Мемориал человеку из стали» (2016) gegisian.com
«Я была жертвой своей собственной истории» — это скульптурный коллаж, который выполнен в форме похоронного цветочного венка. Работа создана с помощью изображений, взятых из старых книг о цветочных композициях. Такие фотоальбомы для журнальных столиков были популярны среди представительниц прекрасного пола в 70-80-х годах XX века. Создавая «венок» из фотографий, Айкатерини Гегисян смотрит на историческое прошлое женщин через призму феминистических настроений. Цветы, олицетворяющие женское начало, представлены в виде похоронного венка, что ставит под сомнение наличие института женственности в современном мире.
Работы Айкатерини Гегисян находят признание зрителей благодаря присутствию в них легких для восприятия образов, но за внешней простотой скрывается глубокая идейная составляющая. С помощью коллажа художница переосмысляет проблемы современности, которые кажутся ей наиболее значительными.
Материал подготовила Полина Лохмоткина