Найти в Дзене
Mr. Treloni

Операция "Меркурий" и "Маркет Гарден". Часть 5.

Проблемы ВДВ не решённые до сих пор. Часть 5: Операция "Маркет Гарден". Ход операции. Операция Началось всё утром 17 сентября с массированных бомбардировок вдоль трасс пролёта самолётов ВТА и в глубине обороны. Затем производилась высадка первой волны десанта, которая должна была оперативно занять необходимые цели. Да, союзникам также пришлось разбивать десанты на несколько волн. Дело в том, что не смотря на огромный флот транспортных самолётов и планеров, они всё равно, чисто физически не смогли бы перевести всё эти силы к местам высадки. Более того, десантникам приходилось оставлять часть сил для обороны зон высадки, тем самым ослабляя ударные группировки. Это потом сыграет свою роль, а пока операция шла и шла весьма успешно. Сама высадка началась в 13.00 особой опасности это за собой не вело, ведь полное господство в воздухе было у ВВС союзников. На первом этапе всё шло неплохо, десантры высаживались, собирались и выдвигались в обозначенные районы для захвата мостов. Однако несмотр

Проблемы ВДВ не решённые до сих пор.

Часть 5: Операция "Маркет Гарден". Ход операции.

Операция

Началось всё утром 17 сентября с массированных бомбардировок вдоль трасс пролёта самолётов ВТА и в глубине обороны. Затем производилась высадка первой волны десанта, которая должна была оперативно занять необходимые цели.

Да, союзникам также пришлось разбивать десанты на несколько волн. Дело в том, что не смотря на огромный флот транспортных самолётов и планеров, они всё равно, чисто физически не смогли бы перевести всё эти силы к местам высадки. Более того, десантникам приходилось оставлять часть сил для обороны зон высадки, тем самым ослабляя ударные группировки. Это потом сыграет свою роль, а пока операция шла и шла весьма успешно.

-2

Сама высадка началась в 13.00 особой опасности это за собой не вело, ведь полное господство в воздухе было у ВВС союзников. На первом этапе всё шло неплохо, десантры высаживались, собирались и выдвигались в обозначенные районы для захвата мостов. Однако несмотря на то, что в отличие от критской операции, где немецкие парашютисты прыгали прямо на головы союзников под плотным зенитным огнём, тем самым теряя личный состав и инициативу, союзники теряли свою инициативу немного иначе. Дело в том, что зона высадки 1-ой английской дивизии была на удалении десяти километров от необходимого ей моста в Арнеме и пока парашютисты высаживались, разгружались, собирались, перегруппировывылись и выдвигались, пошло уже несколько часов за которые немцы успели немного придти в себя и организовать оборону на подступах к Арнему. Как итог, до моста окольными путями дошёл только один батальон и взял его под частичный контроль.

-3

А как уже было неоднократно сказано, десантники не могли держать оборону бесконечно в виду отсутвия большого количества тяжёлого оружия и боеприпасов, следовательно прорвавшимся батальону была необходима своевременная помощь. Таким образом успех операции уже становился не таким очевидным в случае если десант выбьют из предмостовых сооружений.

Но это была лишь часть проблемы. В 14.00 после массированной артподготовки начал движение 30-й корпус. В виду того, что местность была сильно заболочена, двигался он по единственной дороге, что влекло за собой очевидные последствия.

Несмотря на, то что оборона противника была подавлена, а силы его не велики, каждый подбитый головной танк, на этой самой единственной дороге приводил к образованию пробки и потерянному времени. Ход операции начал выбиваться из намеченного графика.

-4

У американцев тоже все шло не так гладко как хотелось. В зоне ответственности 101 дивизии были подорваны мосты через канал Вильгельмины. Естественно, это снова остановило движение и так опаздывающего 30-го корпуса ещё на несколько часов, которые ушли на возведение переправы для техники и организации её движения. Тем не менее подразделения 101-ой дивизии заняли все мосты и на начальном этапе, не имели особых проблем.

-5

82-я дивизия так же вполне успешна захватила два моста, но из-за недостатка личного состава, много времени ушло на зачистку первых районов. В результате первые части 82 дивизии подошли к Неймегену, где располагался основной мост, только к вечеру 17 сентября, более того, они не смогли с ходу овладеть им. (вернее двумя мостами, одним шоссейным и одним железнодорожным) Несколько рот даже прошли через город и вышли к мосту, но были остановленны и рассеяны. Такой поворот событий значил только одно - штурм Неймегена. Таким образом, шансы на быстрый выход 30 корпуса к мосту в Арнеме и к осаждённым там десантникам 1-ой дивизии становился всё более и более туманным.

-6

По мимо всего прочего, в районе высадки 1-ой вдд, потерпел крушение один из планеров, на борту которого находится офицер имевший на руках планы операции. Этот планер и находящиеся там планы нашли немцы. Так закончился первый день операции.

18 сентября началось с тревожных новостей. Как мы помним, из-за нехватки самолётов и планеров, высадить все силы разом не получалось и была организовна вторая волна запланированная на 18 сентября. Но дело в том, что над Англией была сильная облачность, которая не давала поднять самолёты с подкреплением и необходимым снабжением для десанта не могли подняться в воздух. Только во второй половине дня самолёты смогли взлететь.

-7

С подкреплениями для американцев всё прошло более менее гладко, но вот снабдить англичан не получилось. Если подкрепления на планерах приземлялись более менее удачно, то вот вопрос снабжения их подразделений, разбросанных по тетру боевых действий и несчадно расходовавших свой боезапас, становился большой проблемой. Тут как и в случае с Критом, большая часть снабжения сброшенного на парашютах попадала в руки противника. К этому времени дела в районе Арнема шли уже очень плохо. Пробившийся к мосту батальон оставался в окружении без снабжения, а остальные части 1-ой дивизии безуспешно пытались пробиться к осаждённым неся при этом большие потери.

Немцы при этом имели полное преимущество в планете тяжёлого вооружения и постепенно переламывали ход сражения у Арнема в свою пользу.

-8

30-й корпус, сильно выбился из графика и прибыл в Эйндховен только к вечеру 18 сентября. Это соответственно не повлияло на дальнейшее продвижение, ведь немцы успели взорвать мост через канал Вильгельмины в городк Сон. Теперь инженерам корпуса необходимо было срочно возводить переправу.

Части 82-ой дивизии также упёрлись в немецкую оборону и не могли овладеть мостом в Неймегене без поддержки танков и артиллерии 30-корпуса. Более того они регулярно отбивали контратаки противника расходуя боеприпасы и неся потери.

Иными словами успехи союзников в этот день были весьма ограниченными.

-9

19 сентября ситуация продолжала осложняться. В Англии шли дожди и поднять в воздух третью волну самолётов с польской парашютной бригадой не представлялось возможным.

В районе Арнема, благодоря полному преимуществу в тяжёлой технике и артиллерии, немцы всё больше оттесняли англичан от города и окружённого там батальона. Шанс на прорыв к заветному мосту и на спасение десантников мог дать только прорыв 30 корпуса, однако к 19 сентября он только вышел на соединение с частями 82-ой дивизии, которой самой требовалось занять большой автостпадный мост в Неймегене.

-10

Брать его в лоб, даже с учётом подошедшей техники, конечно же не стали. Для удачного штурма позиций немцев на другом берегу было принято решение переправить один батальон из состава 82-ой дивизии с помощью лодок, лодок, которые все ещё не прибыли в Неймеген из-за сильно растянувшихся коммуникаций и пробок. Наступление корпуса снова остановилось.

20 сентября командир 1ой дивизии англичан принял решение о прекращении попыток прорыва к мосту в Арнеме. Теперь задачей дивизии была создание плацдарма для переправы 30 корпуса в районе города Остербек, как наиболее удобного места для обороны.

-11

Это означало только одно, теперь осаждённые окончательно остались один на один с противником, а операция стала подходить к своему печальному финалу.

Тем временем американцы из 82-ой дивизии всё ещё ждали грузовики с лодками которые прибыли только к 14.00. Это означало, что вместо ночной переправы через широкий канал и высадки на другом берегу, десаникам предстояло преодалеть это открытое, простреливаемое пространство средь бела дня. Стоит отдать им должное, дожидаться ночи они не стали ведь операция уже висела на волоске и важен был каждый час. Как результат, ценой больших потерь американским десаникам к вечеру удалось высадиться и закрепиться у мостов, после чего по ним пошли танковые колонны 30-го корпуса. В направление Арнема.

-12

Однако к вечеру положение окружённого батальона стало уже безнадежным. Имея существенный перевес в силах и средствах немцы выбили их с позиций у моста, тем самым взяв его полностью под свой контроль. Таким образом последняя цель операции "Маркет Гарден", а именно мост через Рейн в Арнеме не была достигнута и операция фактически провалилась.

-13

21 сентября ознаменовалось сильно запоздавшей высадкой польской воздушно-десантной бригады, которая понесла большие потери в виду того, что район в котором планировалась высадка был все ещё под контролем немцев.

Остатки 1-ой дивизии англичан были заперты в Остербенкском мешке и прижаты к реке, а 30-й корпус с боем прорывался им на выручку.

Также 21 сентября были добиты и пленены остатки батальона державшего оборону у моста в Арнеме.

-14

22 и 24сентября немцы предприняли попытку перехватить линии снабжения 30-го корпуса на дороге между Эйндховеном и Неймегенем. Эту дорогу позже назовут адской из-за больших потерь в технике и людях. Немцы перехватывали участки дороги тем самым препятствия дальнейшему продвижению войск к Арнему и оттягивая на себя часть сил задействованных в операции.

-15

24 сентября было принято решение о выводе частей 1-ой десантной дивизии англичан из Остербека силами инженерных частей 30-го корпуса.

25 сентября под огнём противника дивизия была вывезены в район Неймегена, а операция "Маркет Гарден" провалилась окончательно.

Продолжение следует...

Часть 1:
Часть 2:
Часть 3:
Часть 4: