Проблемы ВДВ не решённые до сих пор.
Часть 3. Операция "Меркурий" - Итоги.
Итоги.
Что можно сказать по итогу. Операция безусловно закончилась успехом для немцев. Их ВДВ показали свою эффективность, профессионализм, мотивированность и способность решать сложные боевые задачи. Но вот Алаизыч был иного мнения. Несмотря на успех критской операции, было принято решение о том, что воздушных операций подобных этой, больше не будет.
Потери и возникающие сложности просто обескураживали. Во время операции немецкие ВДВ понесли чудовищные потери: порядка 6000 человек, из них безвозвратные около 3,5 тысяч человек, для таких элитных подразделений, как десант, это очень большие потери.
Не менее страшные потери понесла и авиация, причём большая часть приходилась именно на ВТА, они потеряли порядка 119 самолётов безвозвратно и около 106 имели повреждения разной сложности. Внушительные цифры за 10 дней боёв.
Стало ясно, что операции с применением воздушных десантов, это очень опасные мероприятия и любой просчёт может привести к катострофе.
Теперь немного рассмотрев операцию, можно сделать ряд выводов касательно того какие вопросы командованию необходимо решать перед проведением операции. Рассмотрим естественно на примере операции "Меркурий".
1. Контроль воздушного пространства. Здесь я думаю пояснять ничего не надо. Самолёты ВТА очень уязвимы для вражеской авиации и в случае отсутствия господства в воздухе, операция по высадке десанта может даже не начаться. Но во время операции "Меркурий" немцы полностью контролировали воздух сделав возможным проведение высадки.
2. Разведка. Плохо проведённая разведка предстоящего объекта операции, местности или района в целом может привести не только к недооценке сил противника, но и к потерям в личном составе и технике из-за плохо изученной местности на пригодность к высадке. Как вы видели, немцы очень сильно недооценивали численность войск союзников на острове, что привело к таким тяжелым потерям.
3. Массированность. При проведении крупной операции, на подобие критской, необходимо большое количество сил и средств. Напомню, что на остров должно было быть высажено около 23 тысяч человек. Для создания плацдармов и закрепления на земле нужно высаживать достаточно большое количество людей, что бы очуховшийся противник не успел их выбить с занятых позиций. Я напомню, что десантные самолёты тех лет брали на борт всего по 17 десантников, а значит количество этих самолётов должно быть очень большое. Но Крит нам показал, что даже 500 самолётов и плюсом планёры, не могут дать нужную массированность высадки, а значит её нужно разбивать на несколько волн и проводить в течении нескольких дней. И если первая волна может быть внезапной, то вот ко второй противник будет уже готов. По этому, тот факт, что малочисленные и разрозненные отряды немцев не были сброшены в море, это чистое везение. Повторюсь, союзники ждали основной удар с моря и по этой причине не проводили контратаки.
4. Снабжение. Как не странно, но выброшенный десант обходится только тем, что у него есть с собой, а с собой у него как правило нет ничего кроме того, что может быть положено в самолет и выброшено на парашюте. Отсюда возникают два острых вопроса: 1) снабжение, 2) подкрепление. Но про второй вопрос мы поговорим отдельно. Что же можно сказать про снабжение на примере "Меркурия". Как показала практика, снабжение войск парашютным способом малоэффективное занятие, ведь контейнеры с припасами зачастую попадали в руки не тем для кого предназначались и на такого рода снабжение, войска Штудента долго не протянули. И если бы союзники не покинули высоту 107, то десант не получил бы возможность получать припасы и подкрепления уже в более приемлемых количествах. Теперь кстати о них.
5. Подкрепления. Тут история такая же как и со снабжением. Без подкрепления десант долго не продержится. ВДВ не имеют тяжёлого оружия и бороться с техникой противника им почти нечем, по этой причине помощь им нужно оказать как можно быстрее. Подкрепления могут подойти как по земле и морю, так и по воздуху. Первый вариант мы оставим на вторую часть, а остановимся на воздушном варианте получения подкреплений. Парашютист всегда уязвим в воздухе и если в самом начале операции эффект неожиданности может сделать своё дело, то на этапе сброса подкреплений, противник уже может начать встречать их огнём прямо в воздухе. Ко всему прочему парашютистов разбрасывает по зоне выброски и им нужно время для сбора. По этому пока не была захвачена высота 107 и подкрепления не начали поступать более концентрированно, да ещё и с тяжёлым вооружением, успех операции был невозможен.
Таким образом, можно сказать, что успех операции "Меркурий" с одной стороны держится на смелости парашютистов и пилотов люфтваффе, а с другой, на нерешительности командования союзников, которое ждало высадки с моря и дала тем самым десанту время чтобы перегруппироваться и не скинула их в море контратакой.
Но и не стоит винить немцев в плохом планировании, ведь операция Меркурий стала самой первой массовой воздушно-морской десантной операцией в истории, которая показала самые слабые стороны таких войск как ВДВ и дала возможность проанализировав их действия, сократить количество ошибок при планировании последующих операций. На этом я завершаю первую часть разговора. Во второй части мы посмотрим, как к планированию на этот раз самой масштабной воздушно-десантной операции подошли уже союзники, и учли ли они опыт немцев.
Продолжение следует...
Часть 1:
Часть 2: